Погоде шумозащитные экраны нипочем
При проектировании объектов инфраструктуры планировщики задумываются и о
минимизации будущей шумовой нагрузки, но, судя по всему, используют в
своих расчетах несовершенные модели. Какие коррективы в них надо внести?
Едва ли нужно кому-то доказывать, что шум - это стрессовый фактор
и крайне негативно влияет на здоровье человека. Недаром цены на дома
или квартиры вблизи, скажем, аэропортов значительно ниже цен на точно
такое же жилье, но расположенное дальше от источника шума. А вдоль
железнодорожных путей и автострад в Германии, да и в других странах,
принято, хоть это и недешево, возводить шумозащитные экраны. Только так
можно обеспечить приемлемые условия жизни обитателям окрестных домов.
Гораздо хуже обстоит дело в крупных городах. Причем если стройки или,
скажем, дорожно-ремонтные работы - дело временное, то движение
транспорта или доставка товаров в магазины - это постоянно
присутствующие источники шумового загрязнения городской среды, и
никакими экранами и стеклопакетами от них не отгородишься.
Погода - важный фактор в инженерных расчетах
Конечно, при проектировании новых улиц и кварталов городские
планировщики составляют карты шумовой нагрузки и на этой основе
разрабатывают концепции снижения уровня шума, однако результаты далеко
не всегда оправдывают ожидания. По мнению британских исследователей, все
дело в несовершенстве компьютерных моделей, используемых при
составлении карт шумовой нагрузки: они не учитывают влияние погодного
фактора.
Как известно, для англичан погода - вечная тема, и Ник Оувенден (Nick
Ovenden), математик Медицинского колледжа Лондонского университета,
отнюдь не исключение. Но его интерес к погоде носит еще и
профессиональный характер: исследователь специализируется на разработке
компьютерных программ, предназначенных для моделирования распространения
звуковых волн на местности.
"Все началось с того, что несколько лет назад я поехал в гости к
моему американскому коллеге, математику университета штата Аризона, -
рассказывает Ник Оувенден. - Он как раз работал над решением проблемы, с
которой транспортное управление штата столкнулось в городке Скоттсдейл.
Там местные жители жаловалось на сильный шум, доносящийся с проходящей
неподалеку автострады, несмотря на наличие шумозащитных экранов вдоль
трассы и на то, что расстояние до нее составляет полкилометра. Когда я
узнал, что шум усиливается по утрам и вечерам, я сразу подумал, что дело
тут в погоде или в местном микроклимате".
Интересные закономерности
Поскольку с подобными жалобами ученому приходилось сталкиваться и
раньше, он решил воспользоваться подвернувшейся возможностью и
исследовать вопрос досконально. Вместе с американскими коллегами он
произвел измерения на двух скоростных автострадах в окрестностях Финикса
- административного центра штата Аризона.
"Транспортное управление Аризоны выделило нам площадки для установки
измерительного оборудования, с помощью которого мы смогли регистрировать
вертикальное распределение температуры, а также направления и силы
ветра до высоты в 300 метров над поверхностью земли, - говорит ученый. -
Кроме того, мы измеряли уровень шума вдоль трассы на разных расстояниях
от нее и анализировали, как он изменяется в течение суток. Сопоставив
результаты этих измерений, мы выявили весьма интересные закономерности и
взаимосвязи".
То, что распространение акустических волн зависит от перемещения
воздушных масс, знает каждый, кто хотя бы раз пытался докричаться до
собеседника против ветра. Однако и перепады температур влияют на
распространение звука.
Шумозащитный экран шуму не помеха
Скажем, над раскаленной полуденным солнцем автострадой теплый воздух
устремляется вверх. Соответственно, и звуковые волны уносятся вместе с
ним. Холодные же воздушные слои опускаются вниз, прижимая к земле и
звуки. "Проблема в том, что уйма компьютерных моделей, используемых
сегодня для расчета шумовой нагрузки при проектировании транспортных
путей и населенных пунктов, не учитывают эти эффекты, - говорит Ник
Оувенден. - Мы же показали, что эти эффекты имеют место и должны
приниматься во внимание".
Об этом наглядно свидетельствуют карты шумовой нагрузки, составленные
британским ученым в Финиксе. Ведь согласно модели, не учитывающей
погодные факторы, чем дальше от автотрассы, тем слабее шум. А модель,
предложенная Ником Оувенденом с учетом погоды, показала, что все не так
просто: утром и вечером шум автострады должен относиться ветром вверх,
преодолевая при этом шумозащитные экраны, а потом снова прижиматься к
земле холодным воздухом. Ученый поясняет: "Мы обнаружили, что шум
перефокусируется и на расстоянии 500-600 метров от автотрассы снова
усиливается, достигая уровня в 70 децибел. А ведь предельно допустимый
показатель составляет 67 децибел".
Если натурные измерения в Скоттсдейле подтвердят правильность модели
Оувендена, то транспортному управлению штата Аризона придется принимать
дополнительные меры по защите населения этого города от шума. А сам
ученый работает сегодня над новой универсальной моделью, способной
автоматически учитывать местные погодные феномены.
Автор: Владимир Фрадкин Редактор: Ефим Шуман
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15144230,00.html
|