Новая работа для углекислого газа
Опубликовано ssu-filippov в 25 февраля, 2011 - 02:00
Cовременную жизнь уже практически
невозможно представить без источников энергии, работающих на основе
лития. И если литий-ионные источники тока уже прочно обосновались во
многих портативных устройствах, то до масштабного промышленного
производства литий-воздушных аккумуляторов остаются еще многие годы. А в
это время в научных лабораториях по всему миру каждый день рождаются
новые гениальные (и не очень) идеи повышения плотности запасаемой
энергии.
Японские учёные, работающие на одного из автомобильных гигантов –
корпорацию Toyota, обнаружили уникальный факт. Для начала авторы собрали
стандартную модель литий-воздушной ячейки: анод – металлический литий,
катод – полимер с нанесённым углеродом, между ними полимерный
электролит. Только вместо воздуха или чистого кислорода, которые
выступают в качестве газа-носителя, реагирующего с ионами Li+ на катоде
большинства литий-воздушных батарей, была использована смесь последнего с
диоксидом углерода (рис. 1).
Рис. 1. Принципиальная схема ни чем не отличается от стандартных литий – воздушных батареек.
Как оказалось, ёмкость «батарейки» значительно зависит от содержания углекислого газа в смеси (рис. 2). Уже 10% CO2 по объёму приводит к увеличению ёмкости аккумулятором в два раза по сравнению со стандартным кислородным, а при 30% CO2 –
в три раза. Максимальная ёмкость, достигнутая в работе, составляет
5860 мАч/г при эквимолярном соотношении компонентов в смеси.
Рис. 2. Кривые разрядки при различном соотношении кислорода и углекислого газа в рабочей смеси (плотность тока 0,2 мА/см2).
Данное уникальное явление японские учёные объясняют практически
полным заполнением полостей катода продуктами разрядки. Ведь хорошо
известно, что полностью заполнить объём катода в случае литий-воздушных
батареек не удаётся даже при низких скоростях разрядки. А это ведёт к
значительному снижению удельной ёмкости устройства. В случае добавления в
газовую смесь 50% диоксида углерода после полуцикла разрядки все
полости полимерного катода оказываются заполнены, что было показано с
помощью метода электронной микроскопии (рис. 3).
Рис. 3. Данные растровой электронной микроскопии материала катода до
(а) и после (b) разрядки (50% углекислого газа, плотность тока 0,1 мА/см2).
По данным ИК-спектров осадок на катоде представляет собой
преимущественно карбонат лития. По мнению японских учёных столь высокий
процент заполнения (а следовательно и высокая удельная ёмкость)
объясняется кинетическими затруднениями реакции образования осадка Li2CO3 на катоде.
К сожалению, предлагаемое устройство пригодно для использования лишь в
качестве первичных источников тока из-за трудностей, связанных с
медленных растворением карбоната лития при зарядке. Однако высокая
удельная ёмкость и возможность использования в качестве «топлива»
продуктов сгорания органического сырья делают использование
предлагаемого устройства достаточно перспективным.
Результаты исследований опубликованы в статье:
Kensuke Takechi, Tohru Shiga and Takahiko Asaoka A Li–O2/CO2 battery. – Chem. Commun. – 2011; DOI: 10.1039/C0CC05176D.
Пожалуйста, оцените статью:
- Источник(и):
1. nanometer.ru http://www.nanonewsnet.ru/news/2011/novaya-rabota-dlya-uglekislogo-gaza
|