Сайт об интересной и научно-технической информации
Вторник, 07.05.2024, 06:29
Меню сайта

Категории раздела
Новости наномира [203]
Новости материаловедения [90]
Влияние водорода на свойства сталей [9]
Водородная энергетика [28]
Новости образования [164]
Новости IT [574]
Сообщения о наиболее важных и интересных событиях [399]
Здоровье [247]
Разное [662]
новости науки и техники [588]
компьютерные игры [33]
программирование [6]
СЕКС SEX [73]
ВОДОРОД [34]
ПСИХОЛОГИЯ [61]
ЮМОР [6]
Это интересно [33]
Путешествия [20]
Сплавы [23]
Стали [0]
Кинокритика [3]
ТРИБОЛОГИЯ [3]
Разрушение материалов [0]
Чугуны [0]
Альтернативная энергетика [6]
Кинокритика [2]
Наука й техніка [1]
на український мові
Wissen [2]
Science and Development [42]
НОВОСТИ УКРАИНЫ [43]
МИРОВЫЕ НОВОСТИ [12]
АВТОМОБИЛЬНЫЕ НОВОСТИ [48]
МОДА [6]
СПОРТ, SPORT [28]
АРХИТЕКТУРА [1]
НЕВЕРОЯТНОЕ [0]
ИСТОРИЯ [1]
ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ [0]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

Архив записей

Реклама
  • Сайт Колесникова Валерия Александровича
  • Краснодонский факультет Инженерии и Менеджмента
  • FAQ по системе
  • Английский язык для всех
  • Форум по английскому языку

  • Главная » 2010 » Октябрь » 19 » Морская теплоэнергетика: французы верны заветам Жюля Верна
    09:56
    Морская теплоэнергетика: французы верны заветам Жюля Верна

    Морская теплоэнергетика: французы верны заветам Жюля Верна

     

    Рост цен на ископаемые энергоносители и забота о климате заставляют инженеров вернуться к концепциям, ранее отвергнутым из-за малой рентабельности. Сейчас представлен один из таких проектов.

     

    Идея использовать перепад температур для получения энергии пришла ученым в голову отнюдь не сегодня. Термоэлектрические явления были впервые описаны чуть ли не 200 лет назад: эффект Зеебека, эффект Пельтье, эффект Томсона - все это открытия первой половины 19 века. Да и проект морской электростанции, в которой использовалась бы разность температур поверхностного и глубинного слоев воды, был впервые разработан французским физиком  Жаком Арсеном д'Арсонвалем (Jacques Arsène d'Arsonval) аж в 1881 году. Спустя полвека этот проект был даже реализован учеником д'Арсонваля Жоржем Клодом (Georges Claude) у побережья Кубы, но установка проработала всего несколько недель.

    "Я всем обязан океану..."

    С тех было сооружено еще несколько экспериментальных установок, однако до коммерческой эксплуатации дело пока не дошло - непреодолимым препятствием каждый раз становились высокая стоимость проекта и сложности технического характера. А между тем еще Жюль Верн вложил в уста капитана Немо, главного героя написанного в 1870 году романа "Двадцать тысяч лье под водой", такие слова: "Я всем обязан океану. Океан снабжает меня электричеством, а электричество дает ´Наутилусу´ тепло, свет, способность двигаться, словом жизнь!"

    И вот теперь французские инженеры намерены предпринять еще одну попытку реализовать идею, не дававшую покоя их соотечественникам на протяжении ста с лишним лет. Эта попытка представляется тем более уместной, что рост цен на электроэнергию делает конкурентоспособными и такие концепции, от которых прежде приходилось отказываться из-за их недостаточной рентабельности. На прошедшей в испанском городе Бильбао 3-й Международной конференции по проблемам энергетических ресурсов мирового океана (International Conference on Ocean Energy 2010) французы представили свой новый проект. "Тут требуется значительный перепад температур, - поясняет Эмманюэль Брошар (Emmanuel Brochard), сотрудник полугосударственной военно-морской и энергетической компании DCNS. - Такой перепад обычно имеет место в тропических широтах: на поверхности воды - плюс 25 градусов, а на глубине в 1000 метров - от силы градусов 5. Такого перепада в 20 градусов вполне достаточно, чтобы запустить тепловой электрогенератор".

    В теории все просто...

    Специалисты именуют такую концепцию аббревиатурой OTEC - от английского Ocean Thermal Energy Conversion, то есть в переводе на русский "преобразование тепловой энергии океана". Принцип действия прост: холодная морская вода с глубины в километр или даже больше подается по трубе на поверхность, где используется для перевода в жидкое состояние подходящего газа (например, аммиака). Затем с помощью теплой воды с поверхности моря этот сжиженный газ нагревают и доводят до кипения, образующийся при этом пар приводит в движение турбину электрогенератора.

    В принципе этот замкнутый паротурбинный контур мало чем отличается от контура, характерного для теплоэлектростанций на угле или мазуте, только рабочая температура здесь значительно ниже. Такая альтернативная электростанция обладает целым рядом преимуществ - прежде всего, в плане экологии, поскольку не выбрасывает углекислый газ в атмосферу. "Кроме того, она будет поставлять электроэнергию непрерывно, - подчеркивает Эмманюэль Брошар. - Между тем, ветрогенераторы и гелиоустановки работают, только когда дует ветер или светит солнце. Это весьма существенное отличие".

    Прототипы и экспериментальные установки, построенные в 80-х годах прошлого века, не могли устоять в конкурентной борьбе с дешевой нефтью. Да и проблема глобальных изменений земного климата стояла не так остро. Теперь же ситуация кардинально изменилась.

    Где же взять такую трубу?

    "Мы планируем построить пилотную установку мощностью в 10 мегаватт, - говорит Эмманюэль Брошар. - Технико-экономическое обоснование уже готово. Главная наша цель - убедить инвесторов в конкурентоспособности данной технологии. Мы рассчитываем, что наша пилотная установка даст первый ток уже в 2015 году".

    Пилотная установка - это своего рода искусственный островок диаметром 20-30 метров, отчасти напоминающий шельфовую нефтедобывающую платформу. Но соорудить такой островок с полным паротурбинным контуром и уходящей вниз на глубину в километр трубой для забора холодной воды отнюдь не просто, подчеркивает Эмманюэль Брошар: "Тут есть целый ряд очень сложных задач. Одна из них касается размера и конфигурации платформы, ведь эти параметры зависят от конкретного места ее эксплуатации. Скажем, в Индийском океане волны гораздо выше, чем в Карибском море, но плавучая электростанция должна обладать достаточным запасом прочности. Но, пожалуй, самая большая проблема - труба для закачки холодной глубинной воды. Эта труба должна быть прочной, легкой и не слишком дорогой. Сейчас мы работаем над решением этой проблемы".

    Кроме того, предстоит выяснить, не оказывает ли такая электростанция какое-либо воздействие на морскую глубоководную флору и фауну и не влияет ли она на подводные течения. Но так или иначе, ясно одно: такая конструкция может оказаться поистине незаменимой для обеспечения электроэнергией отдельных тропических островов. А внести весомый вклад в глобальное энергоснабжение планеты эта концепция, судя по всему, едва ли способна.

    Автор: Владимир Фрадкин
    Редактор: Ефим Шуман


    http://www.dw-world.de/dw/article/0,,6123655,00.html

    Категория: новости науки и техники | Просмотров: 410 | Добавил: Professor9635 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz