Молодой миллиардер, основатель Facebook Марк
Цукерберг занимает 35 место в списке самых богатых людей планеты. Его
состояние оценивается в $6,9 млрд, про него создали фильм, The Social
Network, который грозится стать культовым, а «население» его социальной
сети почти в 11 раз превышает население Украины.
Выручка другой социальной сети «ВКонтакте» в 2009 году составила
1,094 млрд рублей (примерно 284 млн грн). Чистая прибыль «ВКонтакте»
выросла в 3,9 раза и составила 369,3 млн рублей (96 млн грн). При этом
прибыль и выручка не учитывают отчетность входящих в группу компаний «В
кадре» и «В контакте медиа».
У ближайшего конкурента «ВКонтакте», сети «Одноклассники», чистая
прибыль меньше на 2,9 миллиона рублей, однако выручка за тот же период
оказалась почти на полмиллиарда рублей больше.
Многие видят эти цифры, будучи активными участниками социальных
сетей, и спрашивают себя: каким образом, появляются такие баснословные
доходы? Что приносит миллионы владельцам социальных сетей, недавним
студентам или бывшим программистам?
Попробуем взглянуть на социальные сети изнутри и рассмотреть механизмы монетизации самых популярных интернет-проектов.
Реклама
Самый очевидный источник дохода – это реклама. Во-первых, это большая
аудитория (если речь идет о состоявшемся проекте). Во вторых
пользователи социальных сетей, как правило, оставляют о себе много
информации в профиле, что позволяет ее использовать для гибких настроек
таргетинга (пол, возраст, интересы, образование, доход и т.д.) и
показывать рекламу самой узкой целевой аудитории. Политика социальных
сетей к ценообразованию рекламы разная. Контекстная реклама на Facebook –
не самое дешевое удовольствие, а на LinkedIn вопиюще дорогое. Зато и
аудитория там, выражаясь образным языком - самая «вкусная». Зато реклама
на «ВКонтакте» подкупает своей дешевизной, но тоже достаточно
эффективна. А на «Одноклассниках» в лучшие времена, баннерные места были
заняты на месяцы вперед.
Крупные бренды с удовольствием рекламируются в социальных сетях, т.к. знают их и готовы платить за охват аудитории.
Платные сервисы
Платные сервисы - еще один способ монетизации, который в таких
массовых масштабах стал популярен благодаря развитию мобильных
коммуникаций и возможности принимать платежи при помощи платных СМС на
короткие номера. Пользователи платят за виртуальные блага: «виртуальные
подарки», поднятие рейтинга и даже, в некоторых случаях, регистрацию.
Несмотря на то, что львиная доля денег от таких услуг оседает в
карманах мобильных операторов, платные сервисы приносят более чем
ощутимый доход. Достаточно вспомнить, как «Одноклассники» становились
прибыльными и массово внедряли пару лет назад платные сервисы. Тогда это
вызвало большое неудовольствие пользователей, которые массово
переходили в сеть «ВКонтакте» (или, по крайней мере, грозились по всему
Интернету это сделать). И, тем не менее, сегодня платные сервисы и
реклама остаются основным источником прибыли «Одноклассников», которые,
начинают присматриваться и к другим возможностям заработка, но об этом
ниже.
Платные сервисы – бизнес-модель большинства социальных сетей
знакомств. Пожалуй, одним из самых первых в Рунете дополнительные
сервисы за деньги внедрил «Живой Журнал», где можно было приобрести
«продвинутый» аккаунт, без рекламы и с дополнительными возможностями.
На Западе отношение к этому способу «заработка на пользователях»
разное. В Twitter, например, можно заплатить за рекомендации своего
аккаунта (программа Promoted Account),
что позволит привлекать больше фолловеров. В «Фейсбуке», как таковых,
платных сервисов нет, но есть примеры смешанной модели, которую можно
отнести и к рекламе и к дополнительны услугам. Например, инструмент marketplace
– площадка для объявлений о продаже пользователями товаров: у каждого
есть своя страница и небольшие объявления, которые за деньги можно
рекламировать другим пользователям сети, стоимостью от 1$. Социальная
сеть зарабатывает на этом около 1$ млн в месяц.
Игры
Поистине золотое дно в доходе социальных сетей – это игры. Оказалось,
что пользователи ищут повод не уходить из социальной сети и хотят не
только информации, обмена контентом, общения, но и развлечений.
За рубежом около 10 крупных социальных сетей,
серьезно зарабатывают на размещении сторонних приложений. Facebook,
MySpace, Hi5, Orkut, Friendster и др. давно смекнули, что приложениями
от разработчиков убивается сразу несколько зайцев: доволен пользователь,
который не просто получает удовольствие от игры, но и выкладывает свои
кровные за «прокачку» своего героя, обновление игрового баланса, покупку
игровых артефактов выкладывает свои кровные. Довольны разработчики,
которые вложив 2-5 тысяч в разработку успешного приложения, зарабатывают
порой огромные суммы.
У нас возможности этого способа монетизации уже давно оценили
владельцы «ВКонтатке», «Мой мир». Относительно недавно приложения
появились на «Одноклассниках» и в украинском Connect.ua.
Другие
Три вышеуказанные модели являются самыми распространенными и
рабочими. Но, естественно только ими дело не ограничивается. Социальные
сети изыскивают все маломальские возможности заработать, если это
возможно сделать не в ущерб пользователям, т.к. именно они – их главный
актив в этом бизнесе.
Например, ВКонтакте предлагает услуги рекрутинга, некоторые западные проекты продают домены для аккаунтов пользователя и т.д.
Есть и еще один способ, который иногда изначально ставится, как цель,
создателями социальной сети – продаться, как можно дороже. Странно, но у
некоторых получается. В Интернете сейчас бум на социальные медиа.
Создание социальной сети – дело не самое дешевое, а поддержка стоит еще
дороже, но если вы уверены в своей идее и верите в будущую
бизнес-модель, то остается только найти необходимые финансовые ресурсы,
чтобы еще успеть попасть в когорту миллионеров-счастливчиков,
заработавших состояние на клавиатуре.
Сергей Драгунов