В нашей стране постепенно возрастает
уровень компьютерной грамотности и количество интернет-пользователей.
Сетевая активность молодого поколения становится все более изощренной, а
простые и нужные сервисы в УАнете по-прежнему недоступны или
реализованы кое-как. Например электронные билеты. Данная тема как нельзя
более, активна в преддверии сезона отпусков.
Что такое электронный билет
Электронный билет - это
электронный документ, который удостоверяет договор компании перевозчика
на предоставление услуг пассажиру. Впервые электронные билеты возникли
еще в конце прошлого века, как альтернатива традиционным бумажным.
Внедрили их западные
авиакомпании, которые предприняли попытку сэкономить на изготовлении
бланков. Вся информация о пассажирах заносилась в электронную базу
авиакомпании и была доступна всем операторам в компьютерной системе
аэропорта. Оставалось лишь запустить продажи электронных билетов через
интернет.
Покупая электронный билет,
человек получал так называемый маршрутный лист, который содержал
информацию о поездке. Этот лист можно было распечатать, но служил он
скорее памяткой для самого пассажира — в терминале аэропорта нужен был
лишь паспорт, по которому операторы находили запись о существующем в
системе электронном билете. Технология имела успех, и с 2008 года был
осуществлен полный отказ зарубежных авиаперевозчиков от бумажных
билетов.
Электронные билеты в Украине
Практика показала, что
авиакомпании с их уровнем информатизации оказались наиболее
подготовленными к технологическим инновациям и довольно скоро услуга
электронных билетов была внедрена в Украине. На сегодняшний день ее
предоставляют практически все авиакомпании (Аэросвит, КийАвиа
и др.), правда пока в качестве альтернативы, а не замены традиционному
билету. Оплатить электронный авиабилет можно как платежными картами, так
и популярными webmoney.
Согласитесь, выстаивать
длинные очереди в наш век научно-технического прогресса становится
как-то обидно. Ведь куда удобнее потратить всего пару минут, зайдя на
соответствующий сайт, выбрать маршрут, место и оплатить билет, не
вставая из-за компьютера. А учитывая, что авиаперелеты у нас мало
популярны, в силу различных причин, включая дороговизну, то
необходимость внедрения электронных билетов на других видах транспорта,
постепенно стала очевидна даже чиновникам соответствующих ведомств.
Технически, реализовать
продажи электронных билетов было не так уж сложно: любой вид транспорта
имеет свою информационную систему, к которой отсылают запросы кассиры
любого населенного пункта Украины. Все, что было нужно — это открыть эту
систему для всеобщего пользования и «прикрутить» к ней прием платежей.
Но на практике все оказалось несколько сложнее.
Система «Е-Квиток»,
разработанная «Укрзализныцей» предложила пассажирам 2 вида приобретения
билетов через интернет — бронирование с последующим выкупом в кассе и
полная оплата... с тем же последующим выкупом в кассе железнодорожного
вокзала. И это при том, что стоимость таких билетов была в среднем на
20% выше бумажных и совершенно не избавляла от стояния в очередях.
Пользователи быстро смекнули, и решили ограничиться более дешевым
бронированием.
Здесь в игру вступил второй
фактор — традиционная украинская чиновничья жадность. Осознав, сколько
они недополучают (не теряют, заметьте), «Е-Квиток» прикрыл возможность
онлайн-бронирования ж/д билетов.
Покупая электронный билет
через интернет, пассажир получает на экране компьютера длинную
последовательность из букв и цифр, которая является ключом к записи о
заключенном договоре перевозки в информационной системе. Проблема
заключается в том, что проводники, традиционно проверяющие наличие
билетов, не оснащены специальным оборудованием, чтобы проверять
достоверность таких кодов. В свое время, предполагалось решить это
затруднение установкой специальных терминалов, в которые пассажир мог
бы ввести код приобретенного им электронного билета, а взамен
распечатать обычный бумажный. Это позволило бы сэкономить время на
стояние в очередях касс.
К сожалению, «воз и
ныне там». На сегодняшний день, почувствовать все преимущества
электронных билетов могут пассажиры всего одного украинского поезда - №
165/166 сообщением Днепропетровск-Киев. Обнадеживает недавнее заявление
представителей Минтранссвязи о том, что до конца года электронные
билеты начнут принимать еще в 20 поездах: № 169/170 Киев-Львов, №
012/011 Киев-Симферополь (2 состава поезда), № 064/063 Киев-Харьков (2
состава), № 162/161 Киев-Харьков, № 164/163 Киев- Харьков, № 038/037
Киев-Донецк (2 состава), № 080/079 Киев-Днепропетровск (2 состава), №
168/167 Киев-Днепропетровск, № 123/124 Одесса-Киев (2 состава), №
105/106 Одесса-Киев (2 состава), № 091/092 Львов-Киев (2 состава), №
043/044 Ивано-Франковск-Киев (2 состава).
Инертность украинских чиновников
объясняется еще и тем, что привлечение коммерческих компаний для
реализации всевозможных удобств и усовершенствований (например продажи
билетов через сети платежных терминалов) требует проведения специальных
тендеров. А это довольно сложная и длительная процедура, в результате
которой продажами займется только одна какая-нибудь сеть, что, в общем,
не совсем логично и удобно.
Гораздо проворнее железнодорожников
оказались автоперевозчики. Хотя электронный билет на междугородний
автобус точно так же необходимо обменять на реальный в кассе, купить его
можно не только через сайт, но и в некоторых терминальных сетях.
К счастью для нас, пассажиров, с
приближением Евро 2012 украинские чинуши получили нагоняй: европейская
публика это не украинцы и длинные очереди в кассы из иностранцев хороши
только для вокзальных воров. С приближением футбольного празднества
работы в направлении развития инфраструктуры электронных билетов
активизировались.
Сейчас через сайт ГП «Расчетный центр Минтранссвязи»
можно купить единый электронный билет на железнодорожный и
автомобильный транспорт в междугородном сообщении. А в ближайшее время
планируется ввести возможность бронирования мест в отелях и авиабилетов
через Интернет.
Хотя этот сайт не снимает существующие
проблемы доставки и контроля билетов, он предоставляет простой и
дружелюбный интерфейс, хотя и выполненный с грамматическими ошибками
(видимо очень торопились запустить в преддверии Евро 2012, логотип
которого украшает систему). Билеты все так же продаются с накруткой
(6грн + комиссия платежной системы), что совершенно непонятно, ведь по
логике, электронный билет задумывался как экономия издержек перевозчика.
Оплатить покупку предлагается карточками систем VISA и MasterCard, а
также НСМЭП.
Зато, по-настоящему
позитивным (хотя и не особенно хайтековским) является тот факт, что
приобрести билеты через данную систему можно в отделениях Укрпошты.
Таким образом, на
сегодняшний день украинский электронный билет является удобной
возможностью самостоятельно выбрать рейс и место, заранее спланировав
свое путешествие сидя за уютным монитором, но не более того. В стенах
вокзала прогрессивный гик с распечатанным кодом и мозолистый колхозник, в
ожидании проходящего поезда, будут уравнены в необходимости выстоять
общую очередь. Радует лишь то, что с приближением Евро 2012 постепенно
начинают происходить положительные сдвиги в этом направлении. Евро
пройдет, а сдвиги, хочется надеяться, останутся.
Андрей Майданик