Как написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).
Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где
автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки
зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом:
- Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании
реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).
- Составление библиографии.
- Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
- Разработка плана доклада.
- Написание.
- Публичное выступление с результатами исследования.
В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести
исследование, умение преподнести результаты слушателям и
квалифицированно ответить на вопросы. Отличительной чертой доклада
является научный, академический стиль.
Академический стиль - это совершенно особый способ подачи текстового
материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ.
Данный стиль определяет следующие нормы:
- предложения могут быть длинными и сложными;
- часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
- употребляются вводные конструкции типа "по всей видимости”, "на наш взгляд”;
- авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения "я”, "моя (точка зрения)”;
- в тексте могут встречаться штампы и общие слова.
Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты.
Общая структура такого доклада может быть следующей:
- Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
- Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в
чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области,
каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему
учащимся выбрана именно эта тема).
- Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
- Задачи исследования (конкретизируют цель работы, "раскладывая” ее на составляющие).
- Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах
исследовательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит
экспериментальный характер).
- Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
- Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую
получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При
изложении результатов желательно давать четкое и немногословное
истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные
показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада
графиках и диаграммах.
- Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной,
конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные
результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать:
обычно их не более 4 или 5.
Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и когда вы пишите
рефераты.
- Титульный лист
- Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов
доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
- Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается
выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и
задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)
- Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)
- Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)
- Список литературы.
Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией
Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому
при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.
В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.
Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
Не бойтесь аудитории - ваши слушатели дружески настроены.
Выступайте в полной готовности - владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
Сохраняйте уверенный вид - это действует на аудиторию и преподавателей.
Делайте паузы так часто, как считаете нужным.
Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее
подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д поможет вам
выиграть драгоценное временя для формулировки ответа, а иногда и даст
готовый ответ.
При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который несомненно будет высоко оценен
преподавателем.
Parta.ua,
|