Головной мозг учитывает социальный статус собеседника
Май 1st, 2011
Область
мозга, ответственная за социальную мотивацию, активизируется сильнее,
если мы разговариваем с людьми одинакового с нами
социально-экономического статуса. В «межклассовое общение» головной мозг
предпочитает не вкладываться. Наш мозг предпочитает, чтобы мы общались
лишь с теми, кто нам ровня, утверждают
учёные из Национального института психического здоровья в Бетесде (США),
опубликовавшие соответствующий материал в журнале Cell.
Исследователи проверяли, как человеческий мозг реагирует на сведения о
социально-экономическом статусе другого человека. Работа проводилась с
помощью палочки-выручалочки современной нейрофизиологии — метода
функциональной МРТ; в эксперименте участвовали 23 человека. Сначала
каждого из них просили оценить собственный статус по 10-балльной шкале
(оценивалось три параметра: образование, карьера, доход). Затем
подопытного помещали в аппарат для ФМРТ и показывали по две фотографии
других членов экспериментальной группы, сопровождая каждую комментарием о
статусе изображённого. Сведения о людях были получены в ходе
предварительного интервью, то есть не выдумывались экспериментаторами;
кроме того, испытуемые не были лично знакомы.
аппарат для МРТ .
После этого учёные задавали вопросы о тех, кто был на фотографиях.
Вот как они звучали: «Кто из них неоднократно увольнялся с работы?»,
«Кто из изображённых состоит в «Лиге плюща» (объединение элитарных вузов
в США. — Прим. ред.)?» и т. д.
Во время ответов, как и ожидалось, активировался так называемый
вентральный стриатум, область полосатого тела (стриатума), ответственная
за социальную мотивацию и систему подкрепления. Сильнее всего эта зона
возбуждалась, когда человек обсуждал фотографию того, кто был с ним
одного социального статуса. Получилось вполне научное подтверждение
пословицы «сытый голодного не разумеет»: легче установить социальный
контакт с человеком одного с тобой круга, а для всех остальных не стоит и
стараться (и напрягать стриатум). Мозг оценивает социальный статус
визави и в дальнейшем формирует в соответствии с этим наше поведение.
Предыдущие исследования, проводившиеся на приматах, фокусировались на
реакции на социальный статус внутри группы, то есть обезьяны, глядя на
фото сородича, уже знали друг о друге всё. Описанный эксперимент более
«чист» в том смысле, что его участники не были знакомы; всю необходимую
информацию им сообщали учёные. Тем не менее, как говорят авторы работы,
для более полных выводов о социально-поведенческих особенностях нашего
мозга нужна куда бóльшая статистика, в том числе и по разным социальным и
возрастным группам.
по информации: compulenta.ru
http://nauka21vek.ru/archives/12606
|