Хозяин блога "Потерянный Город (Нью-Йорк)" отвлекся от своих апокалиптических трудов (скрупулезное перечисление-описание зданий и заведений "старого доброго NYC", которые сносятся по планам перспективной застройки) - отвлекся ради того, чтобы высказать свое раздражение туристами. Его телега про "смерть периферийного зрения" (оригинал, перевод) вся целиком достойна внимания, но один пассаж там прямо задевает наш хайтечно-информационный огород:
Постоянно включенные мобильники, иподы и прочие гаджеты помогают создать собственный самодостаточный мирок - и оттого обычный горожанин больше никакого внимания не обращает на людей вокруг себя. Даже когда стоит на самом запруженном перекрестке самого многолюдного города Запада.
Здесь есть один интересный нюанс. Чувак, столбом застывший на перекрестке, и не обращающий внимания на окружающее (потому что одновременно разговаривает с блютузом-в-ухе, выключает плеер в кармане и сверяет дальнейший маршрут по карте в КПК, еще есть фотоаппарат на шее) - выглядит имбецилом с точки зрения нью-йоркца, идущего по делам. Зато с точки зрения самого чувака (а так же, возможно, того, с кем он общается по мобильнику, и другого - которому только что ответил на мейл), он эффективно работает с информацией. Может быть, он даже редактор крупного журнала или известный блоггер, гордящийся тем, что путешествует и видит мир без отрыва от работы. Человек, которого сетевые знакомые (да и он сам), считают в высшей степени адекватным, оперативным и ярко мыслящим собеседником.
Край глаза, край уха и прочая крайняя плоть
Периферийное зрение, как и вообще периферийное внимание - обязательное качество зверя в его естественной среде обитания (городского жителя это тоже касается, в отличие, возможно, от сельского). Вовремя заметить возможность пожрать (например, ресторан со свободными столиками), смертельную опасность (автобус), подходящего брачного партнера (no comment) - дело могут решать доли секунды времени и доли градусы угла обзора.
Интеллектуальная деятельность, в частности, работа с информацией некогда была из этого правила исключением. Человек, читающий или пишущий книгу, отрешается от всего окружающего - либо автоматически, либо, если не получается, сознательно (уходит в тихую комнату, где никто не потревожит). Однако же, с появлением компьютера, Интернета, Веба, браузера с закладками, почтовика с rss-читалкой, мессенджеров и виджетов, ситуация изменилась радикально.
По сути (хотя интерфейс далеко не всегда адекватно это отражает), современный "работник с информацией" - человек, использующий компьютер не только для поиграться - испытывает нагрузку на внимание примерно ту же, что и житель большого города: пишем одну статью, читаем еще восемь, четыре диалога в аське, пять срочных писем и пятнадцать подождут - и все это одновременно. Здесь, естественно, включается та самая способность к "периферийному" вниманию - удерживать кучу всего нужного на границе сознания и не свихнуться. Кори Докторов умеет это лучше всех, но никакой магии здесь нет: не личная уникальная способность к мультизадачности, но общие для биологического вида "периферийные" механизмы.
Конечно, возможности тут открываются новые, совершенно немыслимые раньше: не десяток метров окружающей среды "держать в уме", но как бы целый мир в ширину пространства и глубь истории; не только пассивно потреблять "сигналы с периферии", но еще и на периферию, левой пяткой, сливать зацепки, информации и состояния - см. ново- и справедливо- популярные "платформы микроблоггинга": Tumblr ("вот-что-я-нашел") и Twitter ("вот-что-со-мной-происходит"). То есть те же "дополнительные линии", работающие на малых мощностях, тебе позволяют еще и стать создателем (а на том же Твиттере, кстати, все уже "по-взрослому" - рейтинги, тысячнеги, сервезы - и все в масштабе "не больше 140 символов в 1 посте").
То есть, получается, механизмы-то старые - а возможности и привычки новые. Особенно заметно это становится при пересечении "новой многозадачной среды" (инфопространства) и "старой многозадачной среды" (крупного города).
Мужик, ты откуда?
Интермедия: трехлетняя дочь, только что вернувшаяся с прогулки, надолго застыла в прихожей, наполовину сняв курточку. Сосредоточена и погружена в себя.
Тот класс современного туриста, что вызвал праведный гнев почтенного нью-йоркца, имеет мало общего с аутистом-интровертом или ребенком, еще не заставленным жить в режиме невыключающейся многозадачности. "Мирок", в который погружен наш турист - не "его собственный", а часть бескрайнего инфопространства. Периферийные области внимания работают вовсю, но направлены вовсе не на то, чтобы своевременно уступить дорогу раздражительному аборигену.
"Информационному работнику", привычному всегда быть на связи и получать любую информацию в течение 30 секунд, для "выноса на улицу" своих привычек нужен был лишь гаджет подходящего размера и возможностей. Говорят, все технологии для создания современного мобильного телефона существовали еще в 60х - случайно ли взрывное развитие мобильной связи происходило параллельно взрывному развитию Интернета?
А окружающим придется смиряться с тем, что для инфо-гика "реал" - только одно из открытых окон (вкладок). Да к тому же - далеко не самое интересное. И, ясное дело, для человека живущего "только реалом", поведение соседа, делящего внимание между физической и информационной реальностями, не всегда выглядит адекватным. С одной стороны - ах и ужас. С другой - ну а почему нет? ("С какой, собственно, стати, соседа-алкоголика я должен уважать больше, чем родственную душу из Южной Африки?" Аналогично: какая невежливость страшнее - не уступить дорогу случайному прохожему, или не ответить вовремя, прямо тут, на улице, на важное письмо старого знакомого?)
Сколько бит в ветке сакуры?
За этими рассуждениями кроется одна малозаметная и незначительная трудность: все периферийные механизмы сознания сугубо утилитарны. То есть направлены на считывание минимума необходимой информации - о "впечатлениях" и "ощущениях", их яркости и вкусе, речь здесь не идет и идти не может.
Поэтому, когда "периферийное зрение" используется для обработки сообщения о новой модели принтера, выпущенного фирмой Х - туда ему и дорога. Если тот же подход использовать, бродя по незнакомому городу - это не только раздражает прохожих. Это личная катастрофа. Скорее всего, пресловутый "турист" способен связно рассказать, где был, что видел, и "какое оно было". Но его это не изменило. Нахуя ездил? Google Earth тебе в руки, и "путешествуй"-не хочу. Эффект будет тот же.
И так во всем. Я не устану повторять (хотя норвежский профессор не платил мне ни цента, клянусь!) - быстрое время пожирает медленное. Быстрое переключение между статьями, книгами, делами, людьми, городами - становится привычным, нормальным и необходимым. Просто не остается других областей внимания, кроме периферийных. Очень функционально. Очень эффективно. Очень по-GTD-шному. Завернись в простыню и ползи на кладбище.
Определенные вещи просто требуют "тихой комнаты" (читай - возможности отключить "периферийные системы" и направить все внимание на единственный объект) - не важно, будет ли эта "тихая комната" за твоим собственным лаптем-лаптопом (вырубить аську, почту, браузер, rss-читалку; да, и Сапёра тоже!) или в Нью-Йорке на Таймс-Сквер (хотя тут, конечно, без периферийного зрения не обойтись - но направлено оно будет в ту же "концептуальную область", что и основное внимание) или сад камней, где ни людей, ни текстов.
х х х
Понятно, что должен быть май
(лучше даже - апрель, но где взять апрель?)
Понятно, что должен быть вечер и даже ночь
Понятно, что должен быть ливень
- по колено потоком на улицах; по горло изнутри
Понятно, что не нужно идти ни на набережную,
ни на главные улицы - они как пятки, мозолистые, натертые, и ничего не чувствуют
А только - налево, поближе к холмам, под знак "кирпича", перебегая
каждую улицу в неположенном месте, пока не дойдешь до улиц где нет
неположенных мест
И там будет то, зачем это все нужно.
(Нет, ничего особенного -
кривые полуулки под углом в тридцать градусов к уровню моря
зарастают домами, под углом вообще к любому уровню,
деревьями, которые здесь не водятся,
мяукающими собаками;
колонны - колонны? - заброшенной средней школы,
балконы без перил и кресла-качалки на них -
в кресла-качалках определенно живут привидения, но местные привыкли;
кривые улочки под углом тридцать градусов - но уже в другую сторону
(а улочки, понятно, те же)
и даже дома-музеи людей, которых никогда не было -
я же говорю, совершенно ничего особенного.)
Это город себя выдумывает.
х х х
По чужим городам брожу в одном наушнике плеера (второй наушник в ухе у жены, что превращает нас в популярную разновидность хайтечных сиамских близнецов; плеер, кстати, до недавнего времени, был кассетный), но без каких-либо других гаджетов, и на Интернет-кафе кошусь с веселым недоумением. И этот текст, кстати, набираю в специальном редакторе: чистое белое полотно перекрывает весь экран (с всплывающими оповещениями и stay-on-top виджетами включительно), имитатор пишущей машинки подзвучивает клавиатуру, все прочие звуки отключены. Чего и вам желаю.