С 1 января текущего года в Украине вступил в силу
закон, по которому за каждый день просрочки оплаты коммунальных услуг
мы с вами должны оплатить пеню. Ситуация с очередями в Ощадбанке или
Укрпоште всегда была удручающей, а с принятием закона стало еще хуже —
все, кто имеет возможность заплатить и не хочет переплачивать, бросились
занимать и без того немаленькие очереди. При этом шансов заплатить в
обеденный перерыв — практически никаких.
Можно было бы платить через коммерческие
банки или различные платежные системы, но такой способ зачастую стоит
дороже, потому что включает комиссии посредников — коммунальные
предприятия неохотно идут навстречу операторам платежных услуг. Почему в
Украинском коммунальном секторе так туго внедряются современные
платежные инструменты?
В развитых западных странах население
обычно оплачивает коммунальные услуги через интернет, или заключает с
банками договора об автоматическом списании с их счетов нужной суммы
денег. Но в постсоветском пространстве, где царит теневая экономика и
граждане получают зарплату «в конвертах», наличные деньги пользуются
большей популярностью. Поэтому у нас наиболее востребованы платежные
терминалы самообслуживания.
В сложившейся ситуации, когда каждый день
несет новые долги, а стоять в очередях просто нет времени,
необходимость внедрения оплаты коммунальных услуг при помощи удобных
электронных инструментов, которые доступны в режиме 24/7 — более чем
очевидна для пользователей. Да и для коммунальных предприятий,
своевременно собранные деньги населения — это средства на ремонт,
закупку материалов, зарплату сотрудников.
Тем не менее, подключение ЖКХ к платежным системам зачастую происходит с большим скрипом. InternetUA уже писал о
проблемах с информатизацией коммунальных предприятий. Однако на самом
деле, проблема даже шире. Дело в принципиальном нежелании руководителей
этих самых предприятий и даже глав городских и областных администраций
внедрять новые технологии.
Загвоздка заключается в том, что для
внедрения новых технологий, чиновникам нужно сперва разобраться в
вопросе, а после соответствующей резолюции, провести ряд организационных
преобразований. Например, внедрение электронных систем учета и оплаты
повлечет за собой сокращение целого ряда расходных статей, выделяемых на
поиск должников и их информирование о задолженностях. Это, в свою
очередь, приведет к массовым сокращениям. Неприятно, зато в целом,
отрасль станет функционировать более экономно и эффективно.
Как это выглядит в глазах чиновника?
Во-первых, он не слишком озабочен проблемой зарабатывания денег — ЖКХ
это государственная отрасль, а не коммерческая. Поэтому довод
экономической целесообразности здесь не является достаточным аргументом.
Во-вторых, разбираться в чем-то новом всегда хлопотно, проще оставить
все как есть и бросать все новые силы на выбивание долгов из населения
за бюджетные деньги. В-третьих, они не хотят сокращать сотрудников
коммунальных предприятий из соображений социальной ответственности.
Но эту проблему уже должно решать
правительство, для которого вопрос быстрого и эффективного наполнения
бюджета крайне важен. Президент неоднократно подчеркивал за последнее
время, что решение вопроса ценообразования в сфере ЖКУ и сбора средств
коммунальными хозяйствами является на сегодняшний день приоритетным.
А внедрение электронных средств приема
коммунальных платежей, может стать крайне эффективным - во-первых оно
избавляет плательщика от необходимости тратить время на простаивание в
очередях, и повышает шансы коммунального предприятия своевременно
собрать деньги. Во-вторых, отпадает необходимость морочиться с
коммунальными книжками — достаточно ввести минимум необходимых данных
при помощи простого интерфейса. Информационная система сама будет
хранить все ваши показатели и информацию о задолженностях.
То есть мы видим, что с любой стороны,
интеграция электронных платежей в сфере коммунальных услуг, явление
всецело выгодное и положительное. Тем не менее, руководство ряда
украинских областей упрямо игнорирует этот процесс. Даже вопреки тому,
что в рамках Инвестиционных Форумов эти чиновники всецело поддерживают
необходимость государственного и частного партнерства, на деле они
просто закрывают двери кабинетов перед представителями платежных систем,
когда те пытаются предложить свои решения по приему оплаты коммунальных
услуг.
То есть, попросту говоря, сложности,
связанные с реформами, и страх быть обвиненным в коррупции, сотрудничая
с платежными системами настолько пугают отечественных чиновников, что
им проще закрыться в собственной скорлупе игнорировать любые
конструктивные предложения, чем лишиться собственного теплого места.
Очень прискорбно, что именно из-за такой
позиции Украина топчется на месте в вопросах развития технологий, а мы
вынуждены отправлять наших пенсионеров простаивать в очередях, пока мы
работаем, чтобы оплатить все возрастающие в цене коммунальные услуги (в
стоимость которых заложено и то, что мы должны кормить многочисленную
армию чиновников).
Андрей Майданик