Водородная коррозия
Водородная коррозия может сопутствовать многим технологическим
процессам, протекающим при повышенных температурах от 200 °С и давлениях
от 300 МПа в средах, содержащих водород. Эти условия отвечают таким
процессам, как гидрирование угля и нефти, синтез аммиака и метанола и
др.
Наблюдаются два вида повреждения металла водородом — водородная
хрупкость и водородная коррозия. Часто эти явления накладываются друг на
друга. Если в газе присутствует аммиак, то может происходить также и
азотирование металла.
При контакте азотно-водородной смеси с металлом в условиях повышенных
температур и давления молекулярный водород на поверхности металла
диссоциирует. Образовавшийся атомарный водород диффундирует в решетку
металла и растворяется в нем. При снижении температуры из-за уменьшения
растворимости водород стремится перейти в газообразное состояние внутри
металла. В этом случае в металле возникают большие напряжения,
приводящие к необратимой хрупкости.
Водородная коррозия является результатом химического взаимодействия
водорода с карбидной составляющей стали. Внешне проявление водородной
коррозии означает сильное снижение прочности стали без заметного
разрушения поверхности. Появление водородной коррозии связывают с
несколькими явлениями:
проникновением водорода внутрь стального изделия и образования там хрупкого твердого раствора водорода в железе;
Как показывают экспериментальные данные появлению внешних признаков
водородной коррозии предшествует инкубационный период, который в
зависимости от условий может продолжаться до 1000 часов.
При температуре выше 300° С на поверхности металла параллельно с
реакцией обезуглероживания протекает процесс хемосорб-ции водорода и его
распад на атомы. Диаметр атома водорода составляет 0,1 нм, и он
обладает большой подвижностью.
про-
исходит не на поверхности, а внутри металла. Развивается высокое
внутреннее давление. Па поверхности металла появляются вздутия и
трещины.
Термодинамические расчеты показывают, что при температурах 300-600° С
и повышенных давлениях водорода происходит почти полное разложение
цементита.
является
обратимой и идет с уменьшением объема. Поэтому повышение давления
сдвигает равновесие этой реакции вправо и снижает температурную границу
протекания реакции. В нефтехимических производствах, работающих в
восстановительной атмосфере при давлениях до 50МПа рабочую температуру
ограничивают до 200 °С.
Скорость водородной коррозии в значительной степени зависит от
глубины обезуглероживания стали. На этот процесс оказывают влияние
давление водорода, температура и т.д. (рис. 6.9).
Обычными конструкционными материалами в восстановительных средах
являются стали 20 и ЗОХМА. Они эксплуатируются до температуры 300 °С.
Для изделий, работающих при более высоких температурах, в металл вводят
легирующие добавки. В качестве добавок используют элементы, повышающие
сопротивляемость стали обезуглероживанию, как то хром, молибден,
ванадий. Хром дополнительно препятствует проникновению водорода в
металл.
Как видно из рис. 6.10, проникновение водорода в хромистую сталь зависит от температуры газа и содержания хрома в металле.
При содержании в железных сплавах 6 % хрома химическая стойкость сплава при 600 °С и давлении 30 МПа достаточно высокая.
которая входит в виде включений в состав многих медных сплавов:
Образующиеся пары воды создают внутри металла высокое давление, что приводит к возникновению трещин и потере пластичности
не более 0,01 % явления водородной коррозии не наблюдается.
В условиях синтеза аммиака азото-водородо-аммиачная смесь более
опасна для стали, чем чистый водород. В этом случае кроме всех видов
водородной коррозии может происходить азотирование стали.
В условиях работы колоны синтеза аммиака происходит не только
образование аммиака, но частично его диссоциация на поверхности металла с
образованием атомарного азота. Последний реагирует с атомами железа или
легирующих элементов, образуя нитриды. В результате поверхность стали
насыщается азотом и становится хрупкой.
С увеличением содержания хрома в сталях степень воздействия водорода и
аммиака уменьшается. При содержании хрома выше 11 % на поверхности
стали образуется твердый и плотный нитридный слой, который препятствует
диффузии азота вглубь металла. Это подтверждают данные рис. 6.10 и 6.11.
На стали 18ХЗМВ глубина нитридного слоя составляет 3-4 мм и плотность
его в 2 раза больше, чем основного металла. На деталях из стали XI8Н10Т
глубина нитридного слоя 0,3 мм, но плотность его в 10 раз выше, чем у
основного металла.
http://tehnoinfa.ru/korroziya/65.html
|