Блогосфера неоднородна и состоит из
разобщенных кластеров, своего рода княжеств. В ней проявляются взгляды
людей, их социальный статус, прослеживается уровень культуры и
образования всего общества. При этом блогосфера оперативно реагирует на
происходящее в стране и в мире: обсуждается информация из новостных
лент, увиденное собственными глазами или услышанное от знакомых. Иной
раз события освещаются несравнимо правдивее и быстрее, нежели в СМИ.
Всю свою историю СМИ были односторонним каналом коммуникации: автор
вещает, читатель (или зритель), молча внемлет. Теперь же у читателей
появилась возможность вести диалог, излагая свою точку зрения. Это
повышает доверие аудитории и усиливает манипулятивные свойства блогов. В
свою очередь, общественное мнение из Сети, начинает переноситься в
жизнь. И мнение это часто бывает негативно по отношению к действиям
власти. Более того, блогосфера превращается в резонатор, генерирующий,
сепарирующий и усиливающий информационные потоки.
Причем, это - наша, российская специфика. За рубежом блогосфера
служит, в большей степени, коммерческим целям. Там продвижение через
блоги эффективно используется как для рекламы новых продуктов, так и в
конкурентной борьбе. В свою очередь, некоммерческие объединения носят
узконаправленный характер: так «Комитет защиты блоггеров» защищает тех,
кто пострадал вследствие нарушения корпоративной этики. Интересный
пример подают США, где действует общественная ассоциация
блоггеров-журналистов Media Bloggers Associationn. Фактически эта
организация является профсоюзом, для вступления в который необходимо
пройти курсы и сдать соответствующий экзамен. Всего за $25 в год
блоггеры получают бесплатную юридическую помощь и консультации.
Дополнительная опция - страховка от профессиональных рисков. Перечислю,
каких: обвинений в клевете, вмешательстве частную жизнь, нарушении
копирайта и т. д.
До
определенного момента блогосфера не рассматривалась в качестве
серьезного источника альтернативной информации. Изменение отношения
началось после событий 2008 г. в Осетии и митингов во Владивостоке. В
2009г. Интернет-сообщество решительно отвергло официальную версию
катастрофы «Невского экспресса», дало жесткую оценку работе МЧС после
трагедии в «Хромой лошади», а также резко высказалось по поводу аварии
на СШ ГЭС. Блоггеры инициируют серьезные массовые выступления, например
серию митингов в защиту московского Музея кино и митинг на Арбатской
площади против дедовщины в армии. Постепенно блоги превращаются в мощный
информационный фактор и в различных акциях политического характера.
Вследствие чего, российский блоггер №1 Дмитрий Медведев потребовал от
чиновников вести Интернет-дневники и обращать внимание на резонансные
темы в Интернет. Более того, сегодня все чаще поднимаются разговоры о
том, что без укрепления социальных и общественных связей в блогосфере,
реформы будут буксовать. В тоже время, Интернет наполнен статьями о
встречах с блоггерами на самом высоком уровне. Однако официальное
подтверждение этой информации отсутствует.
Процесс
самоорганизации наблюдается в системах, обладающих высоким уровнем
сложности и большим количеством элементов. Сегодняшняя блогосфера
перечисленными свойствами обладает, ибо возникла и совершенствуется
сложная динамическая система.
Внутренняя
стабильность блогосферы сохраняется благодаря скоординированным
реакциям, компенсирующим влияние изменяющихся условий окружающей среды.
Под окружающей средой следует понимать, в том числе, и стремление
государства к усилению контроля.
В
тоже время маловероятно, что координация реакций блоггеров происходит
совершенно спонтанно, то есть без участия технологов со стороны
политиков и корпораций. Скорей всего, имеет место скрытая от посторонних
глаз война, о победах в которой можно судить, наблюдая за тем, какие
темы попадают в топ самых обсуждаемых в Рунете.
Надо
сказать, что в информационном поле блогосферы сегодня произрастает
целый ряд «сорняков», т.е. отрицательных социальных процессов, связанных
с распространением негативных культурных и идеологических стереотипов.
Представляется, что именно саморегуляция станет тем универсальным
ключом, который позволит закреплять в сети этические нормы.
Когда
Правительство спохватилось, что блогосфера не подконтрольна, Сеть
наводнили провокаторы, а СМИ начали муссировать тему цензуры в Интернет.
Устраиваются показательные процессы над отдельными блоггерами: их
громко судят и тихо отпускают. Весьма возможно, что готовятся изменения в
законодательстве для борьбы с инакомыслием. В частности, в ближайшее
время Пленум Верховного суда РФ намерен рассмотреть вопрос о возложении
на интернет-СМИ ответственности за публикацию экстремистских
комментариев.
В
связи с этим, самое главное, что может подвигнуть блоггеров к
консолидации – это продвижение законопроекта, защищающего их права, а
также регламентирующего их взаимоотношения с государством и СМИ. К
объединению также может подталкивает необходимость в коллективном
противодействии деятельности «троллей», «спамеров» и созданию
корпоративной системы рейтингов.
Время
от времени, блоггеры, приютившиеся на дискуссионных порталах,
поднимают разговоры о самоорганизации. Доходит до курьезов, когда
проводятся опросы с целью выяснить, к чему блоггеры больше расположены –
сбиваться в стаи или же в стада. Вопрос, между тем, не праздный,
поскольку в силу неоднородности блогосферы в различных кластерах
существенно отличается как понимание саморганизации, так и отношение к
ней. Прежде всего, потому что кардинально различаются цели
блоггеров-рупоров организаций (партий, президента, правительства,
корпораций) и так называемых «из народа». Если первые преследуют
интересы группы и манипулируют общественным мнением, то вторые
становятся источником незапланированных акций (случаи с заслоном на
МКАД и майором Дымовским, общероссийский протест против реформ
образования и медицины). Соответственно, одним нужна та форма
самоорганизации, которая облегчит выполнение тотального
манипулирования, тогда как другим ненавистна даже сама мысль об
обуздании их интернет - свобод.
В последнее время в блогосфере Рунета
наметилась тенденция к появлению организаций, заявляющих о своем
намерении представлять интересы блоггерского сообщества. Например, можно
найти упоминания о «Партии блоггеров» и «Профсоюзе блоггеров». Однако
за громкими названиями отсутствует какое-либо содержание, а их
инициаторы не располагают ни финансовыми, ни административными, ни
какими либо другими ресурсами.
Существует две диаметрально
противоположные оценки блогосферы. Согласно одной, блогосфера является
альтернативой официальным СМИ. Другая с этим категорически не согласна,
и ее сторонники видят в ней трансформатор, искажающий и уродующий
информационные потоки. Скорей всего, в чем-то правы обе стороны.
Если бы блоггеры извлекали из своего
занятия доход, то государство могло бы подвести их под ФЗ о
саморегулируемых организациях. Однако сегодня среди них очень мало тех,
кто сумел свое занятие монетизировать. Тем не менее, в блогосфере есть
авторы, которые не отказались бы от дополнительного дохода, но не
знают, как сделать, чтобы за их эпистолярное творчество платили. В
этой связи, представляется, что преимущества будут на стороне тех
общественных организаций, которые смогут предложить своим членам
соответствующее вознаграждение. В связи с чем, в первую очередь
возникнут объединения, делающие главными критериями правила этики и
качество публикуемых материалов. Членам этих организаций, в свою
очередь, могут раздаваться «пряники» (льготная страховка, сервисы,
премии и т.п.), которые сами эти структуры могут получать от государства
или от спонсоров.
Проблема самоорганизации блогосферы
активно обсуждается: с каждым месяцем увеличивается число посвященных
этому постов и растет активность комментаторов. Уже очевидно, что
единодушия не предвидится, но это не означает, что процесс увязнет в
дискуссиях, ибо первичная самоорганизация уже реальность. Пока она идет
через формирование небольших, постоянно враждующих между собой, групп.
Объединить эти сообщества - и результат достигнут. Что для этого нужно?
Прежде всего - объединяющая идея. А, судя по недавним обсуждениям,
такая идея уже сформулирована. Это защита прав блоггеров, внедрение корпоративной этики и продвижение замалчиваемых точек зрения. Последнее как раз и превращает блогосферу в альтернативное СМИ.