Развитие ветровой энергетики — благое и
благодарное дело, но не всё так просто. Для оптимального
функционирования турбины размещаются в самых открытых местах, где они
могут беспрепятственно подставить лопасти ветру, не стеснённому зданиями
или горами. К сожалению, эти же условия оптимальны и для воздушных
судов, взлётов и посадок, в результате чего между энергетиками и
авиаторами наблюдаются некоторые трения.
Дело в том, что ветряки блокируют сигналы радаров или же создают
нежелательное отражение, в результате чего возникают помехи. Добавьте к
этому то обстоятельство, что далеко не везде используется новейшая
радиолокационная техника.
Результат — замедление, а в некоторых случаях — и прекращение
строительства новых ветровых электростанций. Британская ассоциация
энергии ветра считает, что 6 ГВт запланированных новых мощностей
сдерживаются возражениями со стороны авиапрома. Это гигантская цифра,
если учесть, что общая мощность ветроэнергетики Великобритании на конец
2009 года составляла 4,1 ГВт.
Рис. 1. Самая передовая армия мира до сих пор полагается на допотопную технику. (Фото Wikimedia).
В июне помощник заместителя министра обороны США Дороти Робин на
слушаниях в палате представителей заявила, что новые ветроэлектростанции
могут помешать радарам Североамериканской аэрокосмической обороны. Они
были установлены десятилетия назад, а некоторые — ещё до Второй мировой
войны (!), и многие используют аналоговые (!!) сигнальные процессоры.
Если Министерство энергетики США и впрямь хочет с помощью ветра
обеспечить 20% потребности страны в электричестве, эту проблему надо
решить как можно скорее.
Рис. 2. Те самые ветровики.
Прежде всего, конечно же, необходима установка передовых цифровых
сигнальных процессоров, которые могут управляться с большими объёмами
данных и тем самым определять и отфильтровывать сигналы, образующиеся
под влиянием турбин.
Обычно радиолокационная система отправляет и получает один пучок
радиоволн на низкой или высокой частоте, которые могут быть расшифрованы
с привлечением минимального количества вычислительной мощности. В
2006 году Национальная служба воздушного движения Великобритании
заказала компании Raytheon создание РЛС с расширенными возможностями
цифровой обработки сигналов и данных. Иными словами, систему необходимо
было научить разбираться в пучках с высокой и низкой частотой
одновременно, что позволило бы получать огромное количество данных и
различать доплеровские сигналы, создаваемые турбинами и воздушными
судами. Этим летом новая технология прошла первые испытания; результаты
тестов пока не проанализированы.
Другие компании предлагают подойти к проблеме с противоположной
стороны, то есть сделать ветряные турбины менее видимыми для радаров.
Датский производитель ветряков Vestas Wind Systems и группа QinetiQ
(ранее входила в состав научно-исследовательского агентства Министерства
обороны Великобритании) работают над радар-поглощающим покрытием и
композиционными материалами, содержащими проводящие элементы (железо и
углерод). Испытания прототипа «стелса» начались около года назад, и
компания планирует начать продавать их в следующем году. Конечно же,
полностью невидимыми для радаров они не будут.
По материалам: