Усиление мотивации к изучению английского языка
Если вы начали читать эти
строки, не являясь преподавателем, то, скорее всего, у вас уже есть
мотивация к обучению! Иначе вас бы не заинтересовало такое название
статьи! И это является хорошей новостью для будущих результатов
обучения. Плохая новость заключается в том, что большая часть людей,
которая до сих пор не знает ни одного иностранного языка, желала бы
знать, например, английский язык. Но когда дело доходит до действий, то
на этом все и останавливается. Люди склонны откладывать что-либо с
настоящего момента до очередного "нового понедельника". Почему так
происходит? Я люблю говорить, что желательная цель не равна желаемой! В
чем разница? Обычно желательная цель связана с общими нормами, которые
приняты в семье, профессиональной группе, обществе в целом. Все знают,
что знать английский язык - это хорошо, но многие мало что делают для
обучения и уж тем более для самообучения. А желаемая цель - это такая
цель, с которой создана личностная сопричастность и не реализовать
которую вы не можете. Определения, приведенные здесь, конечно же, не
являются строго научными, а служат лишь общим направлением мышления.
Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию"
(микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные
действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует,
откладывает, длительно настраивается и пробуксовывает.
Каждый из нас наверняка может припомнить такой момент, когда
мы что-то не хотели делать, а потом были счастливы и довольны
полученными результатами. И уже в другой раз именно эти результаты
становились своего рода "гирьками" на весах "мотивация-антимотивация",
которые переполняли чашу и побуждали активность.
Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно
влиять на собственную активность? После рассмотрения некоторых общих
вопросов, связанных со структурой мотивации, мы перейдем к конкретному
рассмотрению психотехнологий, помогающих усилить "внутреннюю энергию"
своей деятельности!
Мотивация непосредственно сопряжена с эмоциями и
эмоциональными состояниями. Именно эмоции обуславливают наше стремление
или отвращение к любой деятельности, включают активность. Именно в
эмоциях в конечном итоге проявляются все внутренние мотивы, и именно они
являются спусковым механизмом для действий. С точки зрения эмоций
мотивацию можно подразделить на позитивную и негативную (не стоит путать
с антимотивацией). Позитивная мотивация накапливает позитивные эмоции,
и, когда их интенсивность становится большой (индивидуальный порог для
каждого человека), люди переходят к действиям. Например, внутренний
механизм микростратегии следующий: Вiк1 ….К"+" …Аiд… Вiк2…Кe. (вижу себя
на международной конференции, говорящего на английском, испытываю
позитивные чувства, говорю себе, что Это здорово и пора начать обучение,
представляю, как читаю учебник, иду к книжному шкафу и беру книгу).
Негативная мотивация обычно организована по той же схеме с той лишь
разницей, что человек рисует в своем воображении негативные картинки
будущих событий, которые расстраивают его до тех пор, пока он больше не
сможет их выносить. Например, в упрощенном виде это выглядит так: Вiк1
….К"-" …Аiд… К"-"! …Кe (вижу, как смешно и глупо выгляжу на
международной конференции без знания языка, говорю себе, что это ужасно,
чувствую, что это меня расстраивает еще больше, и терпеть больше не
могу, иду за книгой). Несколько слов об антимотивации. До действий
позитивной и негативной мотивации вообще дело может не дойти, если
человек накапливает множество негативных эмоций различного рода о
предмете деятельности. Например, после конфликта с преподавателем
негативные эмоции переносятся на само обучение и предмет "английский
язык". Сюда относятся эмоции от неудач, насмешек друзей и коллег
относительно произношения и т.п. Подобные эмоциональные состояния могут
быть сильнейшим источником отвращения к обучению!
Мотивация зависит от знания того, как учиться, и обратной
связи по ходу обучения.Неясность в представлениях "о маршруте движения"
порождает отрицательные эмоции и неуверенность, а собственная реакция на
ошибки приводит к закреплению этих негативных эмоций. И наоборот,
четкая формулировка цели, умение подкреплять свое состояние любыми, даже
очень маленькими успехами усиливает состояние успеха и активность.
Мотивация связана с целями людей. Человек - существо
рациональное и иррациональное одновременно. С точки зрения внутренней
экономии психических сил, временных и энергозатрат люди лучше мотивируют
себя значительными целями! Спросите себя, на что у вас всегда найдется
время? И вы быстро заметите, что в этот список попадут либо ваши
удовольствия (в которых вы имеете автоматическую мотивацию и для их
реализации почти ничего не надо делать особенного), или цели, которые
суперценны для вас!
Сердцем мотивации является иерархия ценностей и убеждения.
Если мы верим, что можем достичь большего с помощью чего-либо, то данный
предмет становится для нас очень актуальным. И наоборот, если мы не
верим в собственные силы, то это является одним из самых мощных
источников антимотивации. Ограничивающие убеждения становятся своего
рода воротами, или шлагбаумом, через который не проникает то, что
расходится с их логикой и правилами. Именно поэтому мы посвятили целый
раздел нашей книги тому, как разрушить самые сильные внутренние
препятствия к обучению и помочь создать веру в себя и собственные
возможности. Убеждения кристаллизуются вокруг системы ценностей
человека, создавая систему личных правил о себе и мире вокруг. Именно
ценности наивысшим образом отличают нас от других людей. Благодаря им,
мы получаем ту или иную самореализацию. Задумайтесь, зачем вы хотите
освоить английский язык? Какая ценность в большей степени скрывается за
целью обучения? Это развитие, деньги, творчество, общение, успех,
уважение, профессионализм или что-то еще?
Мотивация определяется личностным своеобразием и социальными
ролями человека. Задумывались ли вы, почему полиглоты осваивают так
много иностранных языков? Традиционный ответ - природная одаренность или
развитие сверхспособностей. В этом заключается даже не самая главная
часть правды. Наше общение с некоторыми из них отчетливо показывает, что
освоение нового языка для полиглота - это самое лучшее проявление их
уникальности, профессиональное самоопределение, а часто и смысл
длительного периода их жизни. Многие из этих людей сделали освоение
языков собственным хобби, профессией, стилем жизни, удовольствием - тем,
без чего их как индивидуальностей не существует. Многие из полиглотов
согласны изучать языки и вкладывать в это свое время, даже если у них не
будет элементарных средств к существованию. Большая часть их личного и
профессионального времени - это увлекательное путешествие в мир
собственных стратегий, различных культур, самопознание и соревнование с
собой (других подобных соперников просто не бывает). Изучение языков -
это их способ самореализации и жизни. Часто национальная
самоидентификация тесно связывается со знанием языка данной культуры. В
некоторых билингвальных семьях, где, например, отец - русский, а мать -
татарка, дети хорошо владеют двумя языками. Это происходит не только за
счет того, что в этих семьях используется эффективная стратегия
обучения, но и потому, что ребенок отождествляет себя и с отцом, и с
матерью, а оба языка на уровне бессознательного убеждения (импринта)
считаются им родными и равнозначными, становясь частью личной
самоидентификации.
Стратегия усиления мотивации.
Итак, давайте подытожим все вышесказанное и остановимся на способах создания и усиления мотивации (самомотивации).
Мотивация усилится, если вы осуществите следующее:
Осознаете свой тип мотивации (негативный/позитивный) и сможете его учесть в своей деятельности.
Соедините обучение с позитивными эмоциями.
Создадите систему позитивной обратной связи и определите этапы обучения (см. метастратегию).
Поставите четкие цели в обучении и языковую компетентность с другими сверхзначимыми целями.
Осознаете, с какими ценностями связано обучение и усилите его значимость.
Преодолеете ограничивающие вас убеждения и создадите систему поддерживающих.
Определите, как конкретно знание английского языка влияет на ваше личностное своеобразие.
Превратите мотивацию в систему (найдете "богатый контекст").
Многие из перечисленных здесь аспектов оптимизации обучения
являются комплексными и связаны не только с мотивацией, но и важны как
часть обширной программы действий.
Остановимся на том, что имеет непосредственное отношение к развитию мотивации.
Осознайте свой тип мотивации.
Вспомните, как именно вы мотивируете себя делать что-либо в обучении.
Например, читать книгу, упражняться, писать, учить новые слова.
Вы медлите? Долго входите в нужное состояние? Что вы видите,
слышите и чувствуете по поводу предстоящих действий? У вас возникают
вначале позитивные эмоции или негативные? Обратите внимание, как, в
какой момент, после чего появились позитивные или негативные эмоции. Что
конкретно их запускает?
Определите наиболее сильную мотивацию, изучив то, с каким из видов деятельности связана наибольшая ваша активность в обучении.
Исследуйте влияние на вас противоположного типа мотивации.
Для этого "выверните свою стратегию наизнанку". Например, если вы видели
картинки и образы достижения, то представьте негативные последствия,
создав собственный "ужастик" во "внутреннем кино". Заметьте разницу.
Решите, как и когда стоит использовать каждый из указанных выше типов мотивации.
Сознательно используйте свою эффективную стратегию для
управления состоянием. Для этого во внутреннем плане действий реализуйте
сходную стратегию с той, которая наиболее эффективна к той
деятельности, где мотивации недостаточно.
Соедините обучение с позитивными эмоциями.
Создайте список 10 удовольствий (процессов, увлечений, дел),
которые вам доставляют наслаждение (любимая музыка, танцы, массаж,
различные виды лакомства, ароматы, волнующие воспоминания и т.п.).
Определите конкретную деятельность, нуждающуюся больше всего в
усилении мотивации. Например, чтение статьи на английском языке или
запоминание "неправильных глаголов".
Подумайте, как можно перенести эмоции от ваших удовольствий к чтению статьи.
Реализуйте подобную взаимосвязь несколькими практическими
способами. Например, слушайте самую любимую музыку и читайте статью
одновременно.
Выясните, какие из способов наиболее оптимальны (приносят
наибольшее удовольствие, легкие в исполнении и экологичные). Будьте
умеренны и осторожны с едой и напитками, чтобы не создать ненужную
зависимость. Не используйте в качестве удовольствий такие уже имеющиеся
зависимости (вредные привычки), как курение или, еще хуже, алкоголь.
Используйте эти способы по отдельности и в различных сочетаниях.
Примените эти способы для других видов деятельности в обучении английскому языку, нуждающихся в дополнительной мотивации.
Преодолейте ключевое убеждение, связанное с недостатком мотивации, и усильте ценность обучения.
Выделите одно из подобных ключевых убеждений, препятствующих
обучению. Например: "Я хочу, но не могу выучить английский язык, потому
что у меня нет на это времени"; "Хочу, но мне лень что-то делать";
"Хотел бы выучить английский язык, но дорого платить за репетитора" и
т.д.
Определите ключевой критерий, препятствующий активности. В наших примерах это время, усилия, деньги.
Найдите такое дело, в котором этот критерий преодолен.
Ответьте, например, на вопросы: "На что у меня всегда находится время?
Куда я всегда готов вложить свои усилия? Куда я готов вложить много
денег?"
Ваш ответ может быть следующим: "У меня всегда находится время на интересный фильм".
Проанализируйте, какие ценности включены в этот процесс, делая его автоматически мотивированным.
Ваш ответ может быть таким: "Отдых, совместный досуг с любимым человеком".
Свяжите эти ценности с обучением. Например, в случае работы с
первым убеждением спросите себя, как конкретно изучение английского
языка может стать отдыхом? Как изучение английского языка может
способствовать общению с любимым человеком и совместному досугу?
Составьте список возможных ответов из позиций "мечтателя" и "реалиста"
(не "критика").
Критически проанализируйте список и определите наиболее
эффективные способы для реализации их в последующем. Теперь обучение
связано у вас с большими ценностями, вами создана "добавленная
стоимость".
Повысьте свою поведенческую гибкость. Пофантазируйте, в каком
случае препятствующий активности критерий не задействуется вообще.
Например, ответьте на вопрос, как именно можно изучать английский язык,
не расходуя дополнительного времени? Возможные ответы: включить его в
другие виды деятельности "фоном", слушать курс английского языка во
время езды на автомобиле, включать английские субтитры во время
просмотра видеофильмов, делать утреннюю гимнастику под простые
английские песенки, напевая при этом и т.д. Продолжайте мечтать, пока не
найдете 10 вариантов. Наиболее простые и интересные используйте в
практике.
И, наконец, уточните препятствующий критерий. Ответьте на
вопрос, сколько времени вы готовы вложить в обучение без ущерба для
других целей? Как возможно высвободить время и за счет чего? Как часто
заниматься?
Можно проделать подобную процедуру с несколькими убеждениями. Создайте по итогам этой стратегии список рекомендаций самому себе.
Осознайте, с какими ценностями связано обучение, и усильте его значимость.
Проанализируйте свою традиционную неделю, исключая время сна.
Определите, на какие виды деятельности вы больше всего тратите время. На какие конкретно дела по работе? Общение? Отдых?
Проанализируйте, с чем связан выбор вашей профессии, друзей, места жительства. Подумайте о других предпочтениях.
По результатам анализа на листе бумаги напишите иерархию своих ценностей (не менее семи, в порядке значимости от 1 до 7).
Какие ценности удовлетворяет обучение английскому языку?
Поразмышляйте, реализации каких еще ценностей могут способствовать компетентности в английском языке? Как конкретно?
Поиск "богатого контекста".
Напишите на листе бумаги 10 своих самых важных целей (желательно автономных друг от друга) из различных сфер деятельности.
Например:
написать и защитить диссертацию;
построить дачу;
прочитать книги по искусству публичных выступлений;
путешествовать, съездить в Голливуд;
создать собственную фирму;
написать книгу;
пройти МВА;
освоить английский язык на уровне свободного общения;
и т.д.
Убедитесь, что все цели важны, позитивны, конкретны, уместны, экологичны и их реализация зависит от вас.
Расставьте их в порядке важности.
Подумайте, каким целям способствует ваше продвижение в английском языке?
Там, где вы не находите связей, проанализируйте, почему так
происходит. Знайте: здесь могут быть сокрыты особые ресурсы. Включите
свою фантазию и исходите из идеи, "как если бы" они точно существуют.
Найдите возможные варианты.
Сгруппируйте несколько наиболее значимых целей. Существует ли
контекст, где они реализуются все вместе? Рассмотрите 4 - 5 вариантов.
Помните, что на стадии мечтания полезно отложить критику. Иначе "критик"
убьет ценные идеи. Его лучше включать на последующих этапах,
непосредственно перед практической реализацией. Например, в случае этого
списка целей, возможно открыть фирму по обучению английского языка с
привлечением носителей из США. Тогда легко пойти на собственные курсы
английского языка, общаться с его носителями, поехать в Голливуд, возить
группы VIP в англоговорящие страны, в США поработать в библиотеке
Вашингтона над диссертацией, написать об этом серию статей, затем книгу и
т.д. Помните, что все стоящие проекты были когда-то чьими-то мечтами!
Может быть, они будут и вашими тоже относительно английского языка?
Подключите "реалиста" и "критика" для создания эффективного плана действий. Нарисуйте мыслительную карту.
Заметьте, что произошло с вашей мотивацией относительно освоения английского языка.
Примечание.
Приведенные здесь стратегии можно выполнять самостоятельно,
но эффективнее реализовывать в парах, тройках, командах под руководством
преподавателя, владеющего нашей технологией обучения. Также
результативен коучинг со специалистом.
Лучше использовать все эти методы в системе.
Помните: мотивация внутри вас!!!
А. А. Плигин, к.п.н., научный руководитель "Центра НЛП в Образовании"
http://www.homeenglish.ru/ArticlesUsilen.htm
|