Будущее,
о котором десять лет назад можно было только мечтать, наступило: теперь
телевизор можно смотреть, не выходя из интернета. Правда, будущее
наступило пока не повсеместно и не в полной мере: в некоторых частях
света интернет-телевидение уже стало субъектом государственного
регулирования, а где-то единицы легальных вещателей только пытаются
составить конкуренцию армии пиратов.
Телевидение с доставкой в компьютер
В странах с интернет-ориентированным населением - прежде всего в
Западной Европе и США - бурный рост онлайн-телевидения начался всего
каких-то четыре года назад, хотя первые шаги в этом направлении были
сделаны еще в 1994-м. Одними из первых в него поверили крупные
вещатели. В частности, BBC в ноябре 2006-го запустила для своего
четвертого канала службу «видео по требованию» (4oD), которая позволяла
зрителю смотреть недавно показанные программы через интернет. А в июне
2008 года у нее появился собственный BBC iPlayer: с его помощью можно
было получить доступ к видеоматериалам, принадлежащим корпорации, в
течение семи дней со дня показа в прямом эфире. Подобная семидневная
система, кстати, стала стандартным решением для многих
интернет-телеканалов.
На другом берегу Атлантики в 2007-м появился сервис Hulu -
совместное предприятие NBC Universal, Fox Entertainment Group и ABC
Inc. За три года Hulu вырос в едва ли не главного поставщика
телеконтента «по требованию» для пользователей интернета в США - как
регулярных шоу, так и сериалов всех мастей. Руководство проекта
заявило, что, по их подсчетам, за первые два квартала он заработал $100
млн, то есть больше, чем за весь 2009 год, а количество видеопотоков,
которые ежемесячно просматривают пользователи, в январе 2010-го
достигло 903 млн - второй результат в Америке после главной
видеобиблиотеки интернета - YouTube. При этом Hulu все это время
остается бесплатным. В конце мая 2010 года его владельцы анонсировали
службу Hulu Plus: хранилище видео, показанного более недели назад (за
исключением шоу, выпущенных кабельными каналами), доступное за $9,95 в
месяц. Однако запуск службы уже несколько раз откладывался.
Вооруженные технологическими новинками вещатели сумели продвинуть
телевидение не только в компьютеры, но и во все современные игровые
приставки, от PlayStation до Wii, и в мобильные устройства, от плееров
до смартфонов. Телеконтент доставляется до зрителя как через веб-сайты,
так и при помощи специальных приложений, которые скачивают его и в
течение месяца исправно демонстрируют в режиме офлайн. Согласно
исследованию американского ресурса eMarketer, число местных
интернет-пользователей, которые постоянно смотрят онлайн-видео, с
2008-го по 2009-й возросло на 11,3% и составило примерно 135 млн
человек. В большинстве своем это молодые люди от 18 до 24 лет:
большинство из них (если не все) получают новые выпуски любимых
сериалов и телешоу посредством интернета. По мнению старшего аналитика
eMarketer Пола Верны, дело не только в том, что подоспели технологии и
выросла скорость обмена данными, но и в том, что первое воплощение
онлайн-видео сводилось к роликам про котиков на YouTube, а теперь речь
идет о профессионально изготовленных программах. Веб-ТВ стало настолько
популярным, что сумело описать полный круг и в новом качестве вернуться
в телеприемник. Теперь выпускаются модели, способные принимать как
обычное ТВ-вещание, так и цифровое, через провод широкополосного
доступа. Производители уверены, что за этот год будет продано не менее
14,6 млн таких телевизоров, а при сохранении темпов роста в 2014 году
их будет реализовано уже 83,4 млн.
Малый вперед
Зарубежные сайты утверждают, что в России очень-очень плохо с
интернет-телевидением. В частности, трансляции онлайн-видео в России, с
точки зрения многих зарубежных специалистов, находятся под тяжелым
влиянием многочисленных отечественных медиапиратов, а легальные
вещатели - в явном меньшинстве. Беглое изучение результатов вроде бы
подтверждает этот диагноз: сплошь и рядом встречаются
онлайн-телеканалы, сооруженные на ворованном движке и транслирующие
ворованное видео посредством сайта, кое-как слепленного из бесплатного
конструктора. В реальности основная часть аудитории, готовой смотреть
видео в интернете, ходит в другие места.
Собственные ресурсы онлайн-видео начали быстро развиваться в те же годы, что и заграничные, но финансовый кризис
сильнее, чем в той же Европе, ударил по начинанию: его не сумел
пережить, например, интернет-телеканал «ТВ Клик», ставший в 2007-м
одним из самых амбициозных и любопытных стартапов на этом поле. Кризис
сказался и на росте числа пользователей интернета: вместо предсказанных
63 млн в 2009-м в России удалось насчитать около 32 млн человек, из них
только у половины - доступ с высокой скоростью, который позволяет
смотреть видео онлайн. Из остальных привычку обращаться за
видеоконтентом не к телевизору, а к монитору освоили, по разным данным,
от одной пятой до одной трети всех пользователей. Однако именно они -
самые активные в рунете, и подавляющее их большинство почти не смотрит
эфирное телевидение, ориентируясь чаще на кабельное или IPTV, а то и
вовсе игнорируя «ящик для идиота». Поэтому и неудивительно, что на эту
аудиторию постарались поскорее выйти люди из «Единой России»:
скандально известный творец нескольких веб-проектов Константин Рыков,
состоящий в этой партии, вместе с корпорацией New Media Stars,
возглавляемой Дмитрием Ицковым, в 2007-м запустил сайт Russia.ru. Он
довольно быстро выдвинулся на лидирующие позиции: согласно данным
портала, его видеоматериалы, выдержанные в русле текущей политики
единороссов, ежемесячно просматривает до 2,4 млн человек. С 2009-го
ресурс к самостоятельно созданным роликам добавил новостные сюжеты и
заявил о себе как о первом полноценном интернет-телеканале
исключительно со своим контентом. Создатели Russia.ru утверждают, что
канал зарабатывает на жизнь и развитие рекламой, но многие эксперты
уверены в том, что не обошлось без крупных инвестиций от лояльных
бизнесменов: по разным оценкам, это около $100 млн.
Сайт Tvigle.ru - другое популярное место с онлайн-видео - избежал
идеологизации и двинулся в сторону чистого развлечения. Он с самого
начала сделал ставку на профессиональный контент, который стал
производить сам и закупать у правообладателей. Директор по маркетингу и
пиару Tvigle Media Лина Удовенко рассказала, что правообладатели, и
местные, и западные, благодаря кризису стали намного покладистее в
переговорах, да и цены на видеопродукцию снизили. Одним из актуальных
новшеств, освоенным за прошлый год, стало выкладывание полнометражных
фильмов для онлайн-просмотра, правда, без скачивания. В частности,
пользователи Tvigle получили доступ к части фильмотеки компаний
«Централ Партнершип», «Амедиа» и «Ленфильм». В этом смысле деятельность
портала соответствует мировому тренду, который ясно указывает на
стремительный прирост аудитории «полного метра» в интернете (в США за
период с 2008-го по 2009-й число таких зрителей удвоилось).
Логично предположить, что такой ресурс больше всего зарабатывает на
рекламе, причем собирает деньги как с помощью традиционной медийной
рекламы (баннеры), так и новыми рекламными видеоформатами (пре-, мид- и
построллы, оверлеи и т. п.). Однако в Tvigle заявляют, что едва ли не
более весомым источником дохода являются спецпроекты. Один из них,
сделанный для бренда «Хрус team» компании Frito Lay корпорации PepsiCo,
получил высокие отзывы в российском интернете: речь о пародийном
мультсериале «Versus», который можно увидеть в отдельном канале
видеопортала. Бренд органично интегрирован в сериал и не вызывает
отторжения даже у тех, кого рекламные продукты обычно раздражают.
PepsiCo после выхода первого сезона сериала подписала контракт на
второй.
Удивительно, но спортивный сегмент онлайн-видео - беспроигрышный
вариант на западном рынке - в нашей стране остается в немалой степени
дотационным. Один из самых заметных интернет-телеканалов, посвященных
спорту,- championat.tv, видеораздел ресурса championat.ru (входит в
компанию SUP), как говорят его создатели, работает больше как имиджевая
составляющая, хотя старается зарабатывать на рекламе и регулярно
получает заказы от самых разных рекламодателей - от крупнейших
производителей автомобилей до небольших фармацевтических компаний. Как
и многие стартапы 2008-го, он был сильно скорректирован кризисом: в
частности, пришлось отказаться от планов собственного полномасштабного
производства контента. Главным козырем в итоге стали ролики с лучшими
моментами матчей российской футбольной премьер-лиги, права на которые
портал купил у «НТВ+», и собственные материалы по теме. Этот акцент
полностью себя оправдал и даже позволил порталу замыслить прямые
интернет-трансляции матчей, которые начнутся сразу по окончании
мирового первенства в Южной Африке, но показываться будут на другом
ресурсе компании SUP - в спортивной соцсети fanat.ru. За два года
существования в домене .tv сайт вышел в лидеры спортивного
онлайн-видео. Как сообщил главный редактор championat.ru Михаил Семин,
только в период зимней Олимпиады-2010 он не был на первом месте: оттуда
его сместил ресурс ВГТРК sportbox.ru, который активно пользовался
предоставленными головным предприятием трансляциями соревнований. Тем
не менее, если аудитория основного ресурса championat.ru составляет
около 400 тыс. уникальных посетителей в сутки (более 3 млн в месяц), то
количество зрителей видеоподразделения в пиковые дни достигает 40-50
тыс. в сутки, а в обычные - всего 10-15 тыс. Закономерным итогом такого
положения стала интеграция последнего в первый, и теперь адрес .tv
ведет на телераздел «Чемпионата». Его руководство полагает, что в таком
виде развиваться в смысле тематического онлайн-видео будет правильнее и
проще: можно будет активнее использовать интернет-инструментарий и
всевозможные формы интерактива, отточенные на территории основного
ресурса.
Новейшая история
Несмотря на все трудности, встающие на пути онлайн-телевидения, всем
вещателям понятно, что этот формат в скором времени всех победит.
Интернетчики, которым такие вещи не нужно объяснять, принялись
развивать видеоресурсы. Российские эфирные каналы это тоже усвоили и
затеяли собственные интернет-представительства. Однако все новые
телеканалы по-прежнему создаются с расчетом на привычное вещание, не по
радиоволне или спутнику, так хоть по кабелю, а интернету отводится
вспомогательная роль. Телевидением, у которого есть все шансы сломать
стереотип, стал проект ДОЖДЬ. Как признается его главный инициатор и
владелица Наталья Синдеева, известная также как генеральный продюсер
радиостанции «Серебряный дождь», согласно замыслу, средства доставки
канала зрителям должны были быть традиционными. Однако за два года, в
течение которых канал двигался от замысла к воплощению, технологии
онлайн-вещания сделали значительный рывок. Если сначала речь шла
максимум о тысяче зрителей, способных одновременно смотреть прямую
трансляцию видео в интернете, то в 2010 году технические специалисты
заговорили о сотне тысяч одновременных подключений, высоком качестве
сигнала, объединении с популярными сетевыми сервисами и другими
прелестями высоких технологий на службе современного телевидения.
Обычные средства доставки видеоматериалов не потеряли актуальности для
создателей ДОЖДЯ: в будущем они хотели бы увидеть его и в кабельных
сетях, и на спутнике, но онлайн-вещание для него станет одним из
приоритетных направлений. Наталья Синдеева подчеркивает, что оно
обеспечивает самое быстрое и надежное сообщение между ДОЖДЕМ и его
зрителями.
Канал решился на отказ от многих шаблонов. Например, он сделал
собственную работу частью своего эфира. С ориентацией на
интернет-вещание эта черта из привлекательной, но не всегда понятной и
обоснованной задумки стала чем-то совершенно естественным, а технологии
добавили ей интерактивности. Теперь к прямому вещанию на сайте
tvrain.ru подключен виджет одной из крупнейших мировых социальных сетей
Facebook, и пользователи, которые смотрят видео, могут комментировать
то, что они видят, предлагать свои идеи - а это может быть обсуждение
эфира, подбор стиля ведущих, деловые переговоры или празднование дней
рождения работников канала - и тут же получать реакцию из прямого
эфира. Судя по зрительским комментариям, открытая архитектура ДОЖДЯ для
многих оказалась решающим доводом в пользу этого канала.
Как можно понять из опыта изначально ориентированных на интернет
российских видеоресурсов, в том, чтобы заработать в сети деньги на
рекламе, большой проблемы нет. Однако создатели ДОЖДЯ поставили себе
цель привести в онлайн рекламодателей, привыкших существовать в
кабельных и эфирных пространствах. Судя по первым результатам,
некоторые к такому повороту морально готовы: реклама на канале уже
появилась.
Владимир Боровой.