Он стал богатым благодаря своему воображению, которое помогало
превращать "кучи мусора" в товары и целые направления бизнеса, ранее не
существовавшие. В нынешнем высокотехнологичном мире для ценного
изобретения нам в меньшей степени требуется мусор, а в большей – хорошая
идея. Это наглядно демонстрирует список 10 изобретений, заработавших миллиарды.
Пять из десяти изобретений были сделаны в Америке. Другие пришли из
самых разных уголков Земли, от Таиланда до Германии.
1. Мишель Ферреро и семья. Европа. 10 миллиардов долларов
Идея: сделать шоколад частью завтрака, продавая шоколадное масло для
бутербродов и тостов.
Семейство Ферреро, возглавляемое Мишелем, – один из крупнейших в Европе
производителей шоколада. Среди их брендов – Ferrero Rocher, Nutella,
Tic Tac и Kinder Eggs. Сейчас семья расширяет свою деятельность в
сторону Азии, особенно Китая. Мишель Ферреро живет в Монте-Карло,
сыновья – в Бельгии.
2. Брэд Хьюз. 5,3 миллиардов долларов
Идея: поставить вдоль автострад автоматические камеры хранения для всех
желающих.
Компания Брэда Public Storage – крупнейшая в Америке по объему
предоставляемых услуг в области хранения. У нее 2 тыс. филиалов. Брэд
работал топ-менеджером в синдикате Property Research, занимавшемся
операциями с недвижимостью, когда решил начать собственный бизнес с
камерами хранения. Хьюз – один из крупнейших благотворителей Америки, он
борется с детской лейкемией. Миллиардер перечислил свыше 200 миллионов
долларов центру по лечению рака имени Паркера Хьюза в Сент-Поле. Центр
был назван в честь его старшего сына.
3. Ральф Лаурен. 5 миллиардов долларов
Идея: взять обычную рубашку-поло. Наклеить на нее ярлычок с лошадью.
Оценить в 50 баксов. И смотреть, с каким бешеным успехом она продается.
Родившийся в Бронксе сын русских эмигрантов Ральф Лаурен начинал свою
трудовую карьеру в магазине, работал клерком в компании Brooks Brothers.
Он ушел из бизнес-школы в 1967 году, чтобы начать дизайн галстуков для
Beau Brummel. В том же году он одолжил $50 тыс., чтобы запустить свою
легендарную Polo. В 1994 году он продал 28% акций своей компании фирме
Goldman Sachs за $138 млн. Лаурену принадлежит ранчо в Колорадо и
поместье на Ямайке.
4. Джефф Бизос. 4,4 миллиарда долларов
Идея: продавать книги через интернет, сберегая для покупателей время,
которое они тратят на походы в книжные магазины.
Основатель Amazon.com, крупнейшего в мире виртуального магазинчика,
Бизос рос в Техасе и Флориде. Он стал компьютерным волшебником в
Принстауне и работал на Уолл-стрит сразу после окончания университета.
Но в 30 лет Джефф круто поменял свою жизнь, решив начать продажи книг
через интернет. Первый его офис размещался в гараже в Сиэтле. В 1997
году Джефф стал миллиардером. Увлечение всей жизни мистера Бизоса –
космические полеты.
5. Тай Уорнер. 4,5 миллиарда долларов
Идея: выпускать в продажу симпатичных плюшевых мишек с разными
трогательными именами очень ограниченными партиями, чтобы эти игрушки
сразу становились предметом коллекционирования.
Уорнер – стесняющийся прессы владелец бренда, производящего мишек
Бинни. Сын продавца, он бросил колледж, чтобы заняться продажей плюшевых
игрушек. Мишки Бинни появились на свет в 1986 году и сразу захватили
лидерство в своем сегменте на долгие годы. Извлекаемую прибыль Уорнер
вкладывал в недвижимость и даже построил самый дорогой в Нью-Йорке отель
Four Seasons. Хотите провести там ночь? Готовьте 30 тысяч долларов!
6. Калео Ювидиха, Дитрих Матешиц. Таиланд, Австрия. 3,1 миллиарда
долларов, 3 миллиарда долларов соответственно
Идея: продавать энергетический напиток на сахаро-кофеиновой основе,
богатый витамином B, для спортсменов и любителей ночных вечеринок.
Ювидиха и Матешиц создали Red Bull – энергетический напиток для
молодежи, увлекающейся спортом и активным образом жизни. Ежегодные
продажи этого напитка уже достигли $3,4 млрд. Совладельцы бренда
(каждому принадлежат по 49%) приобретели гоночную команду "Формулы 1" и
две футбольных команды: Red Bull Salzburg и New York Red Bulls. Ювидиха
также владеет сетью тайских частных клиник и компанией TC
Pharmaceuticals (стоимость $170 млн), которая производит энергетические
напитки в Таиланде. Матешиц развивает собственные бизнес-проекты,
связанные с авиацией.
7. Марио Моретти Полигатто. Италия. 3 миллиарда долларов
Идея: производить обувь с маленькими дырочками в подошве (защищенными
от влаги специальной мембраной), которые избавляют людей от запаха пота в
ногах и делают стельки не такими смердящими.
Марио – основатель компании Geox shoes. Идея "дышащей" обуви появилась у
основателя фирмы в 1994 году во время путешествия в горах Невады.
Стояла невыносимая жара, и чтобы дать ногам возможность "дышать",
Полегатто пробил дырки в подошвах своих кроссовок. Он пытался продать
идею Nike, но концерн не заинтересовался проектом. Теперь собственная
фирма Марио продает 16 млн пар обуви в год. В числе его клиентов – даже
Папа Римский. Полигатто наслаждается успехом: он купил два Lamborghini,
Ferrari 360 Modena Spider, пять арабских скакунов и шесть антикварных
мотоциклов Moto Guzzi. В свободное время Марио мастерит... очки.
8. Джеймс Дайсон. Великобритания. 1,6 миллиарда долларов
Идея: пылесос, всасывающий пыль с невероятной скоростью – от 320 км/ч
до сверхзвука. Сверхзвук плотно упаковывает пыль и препятствует ее
выбросу наружу.
В детстве изучал английский язык и играл на фаготе, потом поступил в
художественную школу, чтобы учиться дизайну и инженерному делу.
Подготовил 5127 прототипов своего нынешнего пылесоса, который он
презентовал в Англии в 1993 году. В этом году пылесос Дайсона DC12 стал
самым подаваемым в Японии, опередив местные марки Sharp и Sanyo.
9. Ханс и Поль Райгели, ФРГ. 1,5 миллиарда долларов (у каждого)
Идея: продавать сладкие жевательные конфеты всевозможных форм.
После Второй мировой войны братья Ханс и Поль заново отстроили
кондитерскую фабрику их семьи. Теперь ежегодный оборот их детища – 2
миллиарда долларов. Большинство разновидностей конфет придумал Ханс – их
у него больше 200. Идеи для новых форм приходят к нему обычно после
чтения комиксов или просмотра детских фильмов.
10. Говард Шульц. 1,1 миллиарда долларов
Идея: поставить кофейный магазинчик на каждому углу в Америке.
Владелец сети кофеен Starbucks, кофейный король. Шульц вырос в
Бруклине, учился и играл в футбол в университете Севернего Мичигана. Он
переехал в Нью-Йорк и стал продавать кружки и кастрюли шведского
производителя посуды. Путешествуя по Италии, Шульц был пленен идеей
открытия баров по продаже эспрессо. Его боссы сказали "нет", и он
рискнул начать собственный бизнес в 1985 году. В 1992 году Шульц начал
публичные торги акциями своей компании. Сегодня Starbucks имеет 12 тысяч
кофеен, которые обслуживают 40 млн американцев каждую неделю.