Вопросы: Ольга Разумовская, Колумбийский университет, Высшая школа журналистики, специально для газеты The Moscow Times.
Ответы: Вадим Чернец, лаборатория Сарафанное Радио www.SarafannoeRadio.org
- Насколько велик в России и в Москве в частности интерес к
использованию социальных сетей для продвижения брэнда и/или продукта
той или иной компании? Когда этот интерес начал проявляться в России?
Связано ли это как-то с кризисом?
Интерес к использованию
социальных сетей для продвижения брендов и продуктов в России и в
Москве, есть, и он постоянно возрастает.
Причинами этому служат:
1. Примеры передовых западных компаний, с каждым годом увеличивающих
бюджет на продвижение через социальные сети.
2. Большое количество участников социальных сетей.
3. Популярность социальных сетей, обошедшая все ресурсы, и
конкурирующая только с поисковиками.
4. Снижение активности пользователей на традиционных ресурсах.
Интерес коммерческих структур к социальным сетям в России начал появляться в первой половине 2008 года.
Интерес к социальным сетям непосредственно не связан с кризисом. С
кризисом связан интерес к Интернет-маркетингу в целом, по нескольким
причинам. Снижение рекламных бюджетов, сравнительно недорогая реклама в
Интернете, и возможность точно отследить ее эффективность.
-
Насколько эффективнее PR и маркетинг, осуществляемые при помощи новых
медиа, традиционных методов и технологий маркетинга и связей с
общественностью? Существует ли какая-то зависимость между размером
компании, ее репутацией и эффективностью инструментов соц. медиа? В чем
главное преимущество соц. сетей при продвижении компании и/или продукта.
У новых видов рекламы всегда есть преимущество, потом что потребитель
обычно останавливается и обращает внимание на новые и удивляющие виды
рекламы. На старые же почти не обращает внимания, из-за эффекта
привыкания и неуважения к рекламе, как таковой.
Самая успешная
реклама в социальных сетях, это реклама, органично вписанная в сценарий
процессов и интегрированная в общение, интерфейс и игры.
Есть
зависимость между размером компании, ее репутацией и эффективностью
инструментов в социальных медиа. Узнаваемому бренду всегда легче
продвигаться, и не только в социальных сетях, как легче поддерживать
самолет в воздухе, чем взлетать, и как заработать десятый миллион
легче, чем первый.
Также известные бренды получают больше
отдачи от рекламы в социальных сетях, чем небольшие компании, потому
что, на сегодня, социальные сети чаще используются для pr и брендинда,
чем для стимулирования сбыта.
Главное преимущество социальных
сетей при продвижении компании или продукта – в большом количестве
аудитории, и в том, что большая ее часть пришла в Интернет недавно, и
пришла в Интернет через социальную сеть, и еще не потеряла лояльности к
Интернет рекламе.
- Каково число российских компаний, использующих соц. медиа для
продвижения своего брэнда? У многих ли из них есть страничка в
Facebook или аккаунт в Twitter?
- Какие соц. сети являются самыми популярными среди российских компаний
и почему? За какой из многочисленных соц. сетей будущеерекламы и PR в
России?
На сайтах Одноклассники, ВКонтакте, Мой Мир и
Фейсбук, более 100 тысяч групп, с названием какой-то компании, в
основном являющихся спутником сайта фирмы. На 99% они не интересны и не
посещаемы и поэтому не эффективны. Только небольшое количество групп
достигает несколько десятков тысяч участников.
Российские
компании обратили внимание на Twitter только во второй половине 2009
года, а на Facebook в начале 2010 года, поэтому, на данный момент,
меньше 2% российских компаний используют эти социальные сети. Но в
течение года не менее 5% российских компаний войдут Facebook и Twitter.
Самыми популярными среди российских компаний на сегодня являются
социальные сети Одноклассники, ВКонтакте и Мой мир, но Facebook и
Twitter стремительно входят в этот рынок и меняют его картину.
Одноклассники и ВКонтакте популярны из-за того, что были первыми и
имеют большую аудиторию, Мой мир – из-за лояльности и агрессивного
маркетинга, а Facebook и Twitter – из-за профессионализма, удобства и
международного влияния.
Будущее рекламы и PR в России в первую
очередь за Facebook, и если ВКонтакте и Одноклассники будут успевать за
ним, то и за этими социальными сетями.
- Приведите, пожалуйста, пример успешного PR-проекта в соц. сетях.
Какие Вам известны success stories: среди крупных российских компаний, среди малых и средних московских компаний?
Одним из самых ярких представителей использования социальных сетей для
бизнеса среди крупных компаний, является компания Мегафон: более 2000
видеороликов в YouTube, более 1000 групп ВКонтакте, несколько десятков
групп на Одноклассниках, более 10 блогов и сообществ на ЖЖ, несколько
региональных микроблогов в Twitter.
Один уполномоченный агент
Мегафона открыл группу ВКонтакте (club165858130) для вербовки
промоутеров в Москве, и за короткий срок она выросла до 30000 человек.
За последние полгода активность Мегафона в социальных сетях росла в
геометрической прогрессии, и сама компания сделала огромный рывок
вперед за полгода.
Из небольших и средних компаний одним из
лидеров работы в социальных сетях является московский виртуальный
автосалон Bazar-Auto. Кроме успешного традиционного сайта Bazar-Auto
использует социальные сети. Группа ВКонтакте (club16514025) насчитывает
более 70000 участников, есть также видеоролики в YouTube. У Bazar-Auto
написана даже своя песня, которую можно прослушать ВКонтакте.
Активно используют социальные сети агентства недвижимости Москвы. Так у
агентства Ваш Дом есть группа со 164000 участниками, у Worldwide Group
– 33000, у Инвестконтракт – 38000 тысяч участников.
Многие
туристические операторы Москвы создали и используют в своей работе
группы на сайте Одноклассники. Одним из ярких примеров является группа
Travel Discount Club SAD-Cо, с 22000 участников и ежедневным активным
общением, формирующим регулярные групп для поездок на отдых в разные
страны.
Медицинский центр, московская клиника ЦРЧ,
расположенная на ул. Бутырской, развивает активное сообщество ВКонтакте
с 100000 участников. А лаборатория Vichy, компании ЗАО Лореаль – есть
группа с 33000 участников.
- Кого Вы считаете главным конкурентом на рынке разработки стратегий продвижения при помощи инструментов NewMedia?
Разработка стратегий продвижения при помощи инструментов NewMedia, в
первую очередь, это адаптация уже успешных западных стратегий и
моделей. Не нужно делать ошибку, разрабатывая стратегию или
инструменты, когда в мире уже есть готовые решения. С другой стороны,
часто единственным решением в отечественных условиях является именно
инновация.
Основные конкуренты – это успешные известные
компании традиционного Интернет-маркетинга и SEO-продвижения, которые
добавляют в свои пакеты новые инструменты и услугу продвижения в
социальных сетях.
http://www.internetua.com/socialnie-seti-dlya-prodvijeniya-brenda