В подмосковных "Лесных далях"
21 апреля открылась конференция "РИФ+КИБ 2010" - крупнейшее
мероприятие, посвященное Рунету. Первый день "РИФоКИБа", который
завершится 23 апреля, прошел под знаком сбора статистики и цифр, точнее
всего описывающих российский сегмент Сети.
Ежегодно РИФ начинается с выступления какого-либо крупного чиновника и
обзора того, что произошло за год. В этот раз конференцию открыл
советник президента Леонид Рейман. Его речь
состояла из двух частей.
Первая пестрила выражениями вроде "передовые рубежи прогресса" и
"интернет становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни". Он
заявил, что по темпам роста Рунет обгоняет многие развитые страны. Через
несколько минут советник, впрочем, парадоксально добавил, что
российский сегмент интернета, вступивший в период зрелости, все меньше
отличается от сегментов развитых стран.
Такие фразы обычно произносят чиновники, знакомые с интернетом лишь
понаслышке - чего о Реймане сказать нельзя. К счастью, вторая часть его
выступления была гораздо более осмысленной.
Достаточно неожиданно он заговорил об интернете как о способе
привлечения внимания к нарушениям закона и признал, что по силе и
значимости обратной связи общества с властью Сети нет равных. Чуть ли не
впервые власти заявили о приоритете интернета в этой области перед
остальными каналами общения с правительством.
Затем последовала успокоительная фраза о том, что "мы миновали
необходимость госрегулирования" Рунета. Она вроде бы подтвердила
информацию о том, что законодатели отказались от специального закона об
интернете и обойдутся
поправками. Впрочем, Рейман не стал развивать эту мысль, сразу перейдя к
прогрессивным губернаторам, ведущим свои блоги и понимающим всю
политическую важность интернета.
Рейман также признал, что портал госуслуг, хотя и запущен, но
работает скорее как справочный ресурс. При этом предоставлять госуслуги
и переходить на "цифру" не готовы сами ведомства.
Советник президента также анонсировал сразу два интернет-проекта.
Один объединит госуправленцев и будет запущен в середине мая. Другой
призван сделать прозрачным создание информационного общества. Там, по
идее, будут публиковаться все соответствующие документы.
Провинциалы
Вслед за Рейманом на сцену вышли исполнительный директор РОЦИТ Сергей
Плуготаренко и руководитель отдела исследований интернета компании
АЦВИ Алексей Беляев. Они, по традиции, попытались цифрами описать Рунет
образца 2009 года.
В конце 2009 года, по их данным, опыт работы с интернетом был у 43
миллионов россиян. Активных пользователей при этом насчитывается 32
миллиона человек. Популярнее всего, как и обычно, интернет у молодежи - в
этой возрастной аудитории проникновение Сети составляет 90 процентов.
Интересно, что среди московских девушек в возрасте от 18 до 24 лет опыт
работы с интернетом имеется у всех 100 процентов.
Вообще говоря, в 2009 году рынок Москвы и Санкт-Петербурга
практически насытился, и число рунетчиков выросло на 22 процента в
основном за счет регионов. Эта тенденция, надо думать, растянется на
несколько лет, потому что пока интернет есть лишь у 37 процентов
жителей страны.
В прошлом году интернет по недельному охвату обогнал аудиторию
журналов, а в Москве - и аудиторию ежедневных газет. Для россиян в
возрасте от 16 до 24 лет это второе по значению медиа после телевизора.
Рунет стремительно стареет вслед за Россией. В 2000 году в стране
было почти 25 миллионов человек в возрасте от 10 до 19 лет. Сейчас,
соответственно, столько же граждан в возрасте от 20 до 29 лет. Другое
дело, что детей в конце девяностых и начале двухтысячных рождалось очень
мало - к 2010 году в России насчитывается лишь около 15 миллионов
подростков. Если тенденция сохранится, то к 2020 году в Рунете будет
огромное количество пользователей в возрасте от 40 до 60 лет.
Цифры о цифре
Объемы информации в Рунете быстро растут - в базах российских
поисковиков уже 8,7 миллиарда страниц. Всего рунетовские поисковики в
разгар обычного рабочего дня обрабатывают по 3300 запросов в секунду. Со
страниц с поисковыми результатами на сайты ежедневно совершается 150
миллионов переходов.
В целом в Рунете к концу прошлого года было зарегистрировано 160
миллионов почтовых ящиков - то есть по четыре ящика на пользователя.
Почти все эти ящики за исключением 7-8 миллионов корпоративных созданы
на бесплатных почтовых сервисах и порталах. Интереснее всего то, что
свыше половины сообщений в этих миллионах ящиков - уведомления от
социальных сетей.
Если говорить о социальных сетях, то ежемесячно их посещают 24,8
миллиона человек, а ежедневно - 14,9 миллиона, то есть около трети
рунетчиков. Хотя бы в одной из соцсетей профиль себе завели 92 процента
пользователей.
Настоящую революцию, как выяснилось, переживает мобильный интернет. В
России к 2010 году было 10 миллионов смартфонов с большими экранами.
Их число за год выросло на 40 процентов, и подавляющее большинство
владельцев таких мобильников ежедневно выходят с них в Сеть.
Более того, именно с мобильных устройств отправлено более половины
сообщений в активно развивающиеся микроблоги. Таким образом, в будущем
можно ожидать взрывного роста Twitter и прочих подобных сервисов именно
за счет увеличения количества смартфонов и мобильников с функциями
работы с соцсетями.
Денег нет, но будут
Весь российский интернет-бизнес умещается в пять предложений. Объем
рынка интернет-рекламы составил 19 миллиардов рублей, а сам рынок вырос
на 9 процентов. На интернет-рекламу приходится 9,3 процента затрат
рекламодателей. Оборот электронной торговли в России составил 150
миллиардов рублей. Если в 2008 году он вырос на 40 процентов, то в 2009 -
лишь на 20. Средний покупатель тратит в интернет-магазинах 3 тысячи
рублей в месяц.
Вообще на конференции неохотно говорили о больших деньгах, хотя
вопросам рекламы и посвящены десятки секций. Так, на традиционной
секции по медийной рекламе, отвечающей почти за половину рекламных
доходов, будущее не предсказывали и оценок не давали - только
повторяли, что все с рекламой будет хорошо, раз уж она пережила кризис.
Интересно то, что к "большим деньгам" можно теперь отнести и
социальные сети. Монетизаторы наконец-то разобрались, как на них
зарабатывать, и нашли новое поле деятельности - торговлю лицензионным
контентом. Пожалуй, впервые за много лет заработок на легальной музыке и
фильмах обсуждается не в связи с пиратством, хотя и остается до сих
пор чем-то из разряда экзотики.
Из сотни секций этой проблеме были посвящены хорошо если три-пять,
что, конечно, несравнимо с числом обсуждений возможностей проплаченных
блогеров, контекстной рекламы и мобильного интернета.
Впрочем, опыт показывает, что на решение поставленной экономической
проблемы рынку требуется года три. Примерно столько потратили в свое
время на монетизацию тех же соцсетей. К 2013 году бесплатные
видеопорталы вроде ivi.ru или tvzavr.ru как раз, согласно собственным
расчетам, должны стать прибыльными.
Возможно, тогда в описании интернет-бизнеса появится шестое
предложение.
Александр Амзин