В то время как растет количество новостных сайтов и социальных
медиа, газетные холдинги постепенно умирают. Нужны новости узкой
тематики — читайте блоги. Желаете узнать, чем сегодня занималась кошка
вашей сестры? — пользуйтесь Facebook или Twitter. Несмотря на все
факторы «целесообразности» и «персонализации», СМИ нового века не
виноваты в смерти газет.
Последнее утверждение похоже на заголовок в желтой прессе, но на
самом деле все гораздо проще: рекламодатели убивают газеты. Они уходят в
Интернет и не возвращаются.
В октябре 2009 года Том Керли (Tom Curly),
генеральный директор службы новостей Associated Press, сказал, что
блоги зарабатывают больше, чем создатели новостей для них. В то же
время Руперт Мердок (Rupert Murdoch) иронизирует,
заявляя, что блогеры будут обеспечивать агрегаторов контента, как сейчас
это делает News Corp. (материнская компания The Wall Street Journal и
New York Post), и «заплатят по полной», если не смогут сдерживать
плагиаторов.
«Руформатор» представляет перевод статьи CNN о том, что же в действительности убивает бумажные газеты.
В отличие от газет, в Интернете компании четко таргетируют свою
рекламу. Хотите, чтобы рекламу видели только тинейджеры мужского пола,
увлеченные футболом? С газетой этот номер не прокатит. Хотите аудиторию
из студенток Йеля? Не выйдет.
Алан Маттер (Alan Mutter), эксперт по экономике
СМИ, недавно сообщил, что рекламные доходы в газетах снизились на 10%
по сравнению с первым кварталом прошлого года. Между тем, количество
рекламы на радио и телевидении увеличивается, а в сети ее стало на 7.5%
больше.
Газеты привлекают больше денег, чем веб, но скоро ситуация
изменится. Недавний отчет PriceWaterhouseCoopers гласит, что
веб-реклама собрала в прошлом году $24.2 млрд. The Newspaper
Association of America сообщила о $24.82 млрд, заработанных газетами на
рекламе в том же году. К концу нынешнего года веб может вырваться
вперед.
Экспансия рекламы в веб — это как хорошие, так и плохие новости для
газет. Издания вроде The New York Times уже пользуются преимуществами
Сети, они создают оригинальные медиа-продукты: интерактивную графику и
видео. Это помогло им увеличить аудиторию. Миллионы людей посещают сайт
The New York Times ежедневно. Имейте это в виду, когда захотите
обвинить веб в смерти газет — блоги и газеты расширяют свою аудиторию
одновременно. Блоги не отбирают доходы у The New York Times.
The Huffington Post — один из самых успешных блогов в мире с 12 млн
уникальных посетителей в месяц. Этот рекордный трафик среди
онлайн-версий остальных изданий вроде Washington Post, The Los Angeles
Times и The Wall Street Journal — у The Huffington Post посетителей на
пару миллионов больше. Тем не менее, доход весьма незначителен, блог
заработал лишь $15 млн в прошлом году. Создатели надеются удвоить
прибыль в этом году, но это все равно немного. Для сравнения, The New
York Times планирует получать с онлайн-версии от $150 млн до $175 млн
ежегодно.
Но если рекламодатели не расходуют свои доллары на блоги и традиционные газетные компании, где же они их тратят?
Ответ — Google. Поисковый гигант отрапортовал о годовом доходе в $20
млрд, причем подавляющее большинство денег получено от онлайн-рекламы.
Забавная вещь, Google пытается освоить чуть ли не каждый сегмент
рынка: ветряные мельницы, мобильные телефоны, прокладка кабеля для
высокоскоростного подключения к Интернету. Таких проектов сотни. Тем не
менее, компания не инвестирует в печатный контент.
Причина? Зарабатывать деньги на газетах и при этом получать
рекламодателей, заинтересованных в повторных тратах — такую комбинацию
даже Google осилить не в состоянии. Генеральный директор Google Эрик Шмидт (Eric Schmidt) заявил недавно редакторам газет — «У нас есть проблемы с бизнес-моделью. Но нет проблем с новостями».