Не
секрет, что российская радиоэлектронная отрасль сегодня практически
неконкурентоспособна. Производители отечественных телевизоров,
телефонов, магнитофонов и прочей бытовой техники давно проиграли борьбу
за потребителя. Новых технологий, способных вывести этот сектор
промышленности на новый уровень, российская наука практически не
предлагает. Научно-исследовательские институты и конструкторские бюро
закрылись еще в 1990-е годы, специалисты уехали за границу, ушли в
бизнес или на пенсию. И только некоторые предприятия сумели встать на
коммерческие рельсы и работают на мировом рынке наравне с иностранными
конкурентами.
В начале 1990-х годов оборонное
научно-производственное объединение «Дальняя связь», как и многие
другие подобные предприятия, осталось практически без финансирования.
Часть персонала разошлись кто куда, но нашлись люди с коммерческой
жилкой, которые и основали фирму «Центр речевых технологий». Сейчас там
работают более ста научных сотрудников, среди которых немало
«возвращенцев» из США и стран Западной Европы. Все, что выпускает
петербургское предприятие, разрабатывается и проектируется в северной
столице. Это профессиональные диктофоны, системы очистки записей от
шума и голосовой биометрии, «черные ящики» для авиации и других видов
транспорта. И многое другое.
Любопытно, кстати: средний возраст
сотрудников фирмы – 35 лет, никакой «демографической ямы», характерной
для большинства российских научных организаций, не наблюдается.
Программное
обеспечение-то у продукции предприятия свое, а вот что касается
комплектующих, то они в большинстве случаев импортные. Из более чем 3
тыс. различных компонентов 70% привозят из-за границы. Доля импорта
была бы еще больше, если бы не заказы от Министерства обороны: военные
практически не допускают наличия зарубежных компонентов в оборудовании,
за исключением довольно скромного списка «особо разрешенных».
В
результате поставки для военных значительно выше по себестоимости, чем
«гражданские». Дело в том, что отечественный производитель предлагает
комплектующие по цене, в 2 – 3 раза превышающей стоимость аналогов из
Юго-Восточной Азии и стран Европы. Даже литые металлические корпуса для
приборов в Германии можно купить в 10 (!) раз дешевле, чем в РФ.
Так
что комплектующие для петербургского речевого оборудования производят
по всему миру: на Тайване, в Китае, Нидерландах, Финляндии... А
собирают его здесь. И вовсе не потому, что так дешевле. Просто
устройство приборов – это ноу-хау петербургских ученых, коммерческая
тайна, и их сборку они никому не хотят доверить. Примерно половину
продукции покупают госструктуры – МВД и Минобороны.
Еще 30%
продукции реализуется в российском коммерческом секторе, а 20% идет на
экспорт. Причем в структуре поставок за рубеж больше половины занимают
опять же госзакупки экспертной техники – со стороны других государств.
Многие
помнят первую волну популярности «голосового управления». Еще в начале
2000-х годов его включали в опции большинства мобильных телефонов. Для
выполнения разных функций (выбора пункта в меню или набора номера
абонента) нужно было сначала записать так называемую голосовую метку, а
потом постараться максимально точно воспроизвести ее в микрофон. Надо
сказать, что потребители потеряли интерес к этой системе довольно
быстро: мобильники оказались «непонятливыми» и плохо воспринимали
человеческую речь.
С тех пор технологии шагнули далеко вперед,
вот и специалисты центра разработали новую систему голосового
управления, которая вполне может войти в обиход. Подобные технологии
удобны также для самообслуживания в «колл-центрах» (от английского call
center) автоматизированных справочных службах. Представьте себе, что
вам нужно узнать расположение ближайшего банкомата в районе вашей
станции метро.
С помощью клавиш телефона название вводить долго,
а звонок в традиционную справочную службу – услуга дорогая: оператору
надо платить зарплату. К тому же придется довольно долго ждать, пока
консультант обслужит других клиентов. И вот выход найден: всю
информацию завести в справочную систему в текстовом виде. Реагируя на
голосовые запросы абонента, она сама – через синтезатор речи – и выдаст
все необходимые данные. То есть это будет не оповещение клиентов с
помощью автомата и не автоответчик, которые есть и сейчас, а
возможность вести почти полноценный диалог с роботом.
Вполне
возможно, что скоро подобные синтезаторы заменят дикторов на вокзалах,
в аэропортах и прочих местах большого скопления людей. Кроме того, уже
сейчас идет тестирование новостного интернет-радио, которое будет
работать без человека-ведущего. А когда технологии полностью отладят,
любой пользователь компьютера с помощью обычных наушников сможет
прослушивать ленты новостей, озвученные роботом.