Современный
интернет можно смело назвать социальным вебом. И это не только
благодаря популярности социальных сетей, хотя, прежде всего, именно им.
Социальные элементы присутствуют везде – в почтовых сервисах, онлайн
СМИ, блогах. Сегодня сложно найти сайт, на котором нет кнопки Like или
Retweet, чем перечислить ресурсы, на которых такая кнопка размещена.
Благодаря этому практически вся активность пользователя в вебе находится
на глазах у всех. А это часто приводит, как минимум, к недоразумениям,
а в особенно сложных случаях – к увольнениям и даже арестам.
Один
из самых громких случаев последнего времени – увольнение судьи города
Улан-Удэ Ирины Левандовской после того, как на страницах социальной
сети "В контакте" были обнаружены ее фотографии с бутылкой спиртного.
У
Левандовской закончился срок судейских полномочий, после чего она была
уволена – контракт с ней не продлили. Левандовская планирует подать в
суд на блогеров, которые обсуждали ее фотографии и публиковали в
интернете. Интересен в этом случае еще и тот факт, что судья якобы
разместила фотографии с доступом только для друзей, однако они через
короткое время оказались доступны всем желающим.
Случай
с Левандовской – далеко не единственный, хотя довольно показательный.
Впору уже составлять список ситуаций, которые приводили к увольнениям,
арестам, денежным штрафам после откровения в социальных сетях.
Молодая
австралийская спортсменка Стефани Райс, олимпийская чемпионка по
плаванию в своем Twitter написала запись, в которой неодобрительно
высказалась о людях нетрадиционной ориентации. Это стоило девушке
несколько сот тысяч долларов. Руководство автоконцерна Jaguar, с которой
у спортсменки был заключен контракт, решило расторгнуть сотрудничество
с ней и девушка лишилась рекламного контракта, а заодно и автомобиля
Jaguar XF стоимостью 100 тыс. долларов.
Известен
случай увольнения из полиции женщины, которая в Facebook пошутила, что
в последнее время подсела на «колеса», «травку» и «бухло». Власти
городка, в котором работала полицейская, решили, что такое поведение
недостойно представителя закона.
Сотрудница
международной компании назвала в Сети свою работу скучной, после чего
была уволена. Специалист Королевского банка Шотландии сообщила в
Facebook, что ожидает выплаты большого выходного пособия после
увольнения. Деньги девушке не выплатили "за разглашение корпоративной
тайны". Официантка пиццерии была уволена после жалобы в Facebook на
клиентов, которые задержали ее на несколько часов и оставили ей всего $5
чаевых.
За
оценку работы в компании Volvo Powertrain как "работу в этом дурдоме"
был уволен сотрудник компании Volvo, а также двое других, оставивших
комментарий к этой записи. Женщину уволили за то, что она ушла с работы,
сославшись на приступ головной боли, после чего оказалась в онлайне в
Facebook.
Не
только наемные работники страдают от излишней откровенности. Например,
размещение эротических фотографий в Facebook-профайле у владелицы
бизнеса привело к потере крупной сделки с зарубежными партнерами.
В
Facebook существует сообщество уволенных из-за откровенности в
социальной сети – сообщество под названием Fired By Facebook (уволенные
из-за Facebook).
Ряд
подобного рода примеров можно продолжать еще очень долго. В Украине
пока такие вещи не приняли размера массового явления, однако и у нас
мониторят блоги и социальные сервисы сотрудников компаний. Однако с
ростом популярности социальных сетей, Twitter и Facebook это явление
будет актуально и для украинского интернета, и для пользователей из
Украины. Можно долго обсуждать правомочность такого рода увольнений,
насколько правы работодатели, увольняющие специалистов и сотрудники,
которые пишут в онлайн, тем не менее, все эти примеры показывают, что
большинство пользователей пока еще не готовы к тому, что социальные
сервисы могут скомпрометировать их и привести к проблемам на работе или в
личной жизни.
Популярность
геосоциальных сервисов сделала актуальной еще одну проблему-
пользователи не задумываются о том, что рассказывая о своих перемещениях
и отмечаясь в Facebook и Foursquare они на самом деле таким скрытым
способом "приглашают" к себе в дом воров-домушников. Об опасности таких
сервисов говорит также онлайновый сервис Please Rob me http://pleaserobme.com/,
авторы которого намекают излишне "социально-активным" пользователям о
том, что их активность – это наводка для не совсем честных людей.
Чаще
всего о правилах использования социальных сетей и о принципах
соблюдения конфиденциальности говорят относительно детей, однако на
самом деле и взрослым нужно тоже помнить о такого рода правилах.
Основные
принципы общения в социальных сетях – такие же, как и в жизни. В
онлайне нужно вести себя так же, как в реальном общении, не писать то, о
чем можно пожалеть, даже в закрытом режиме. Ведь онлайновые "замки" –
призрачны. Любая фраза, произнесенная вслух, "живет" в момент ее
произнесения, а в Сети такая же фраза, опубликованная пусть даже с
самыми строгими соблюдениями принципов конфиденциальности, живет вечно. И
в любой момент может стать доступной для всех. Кстати, первый случай, о
котором мы писали, история с судьей Левандовской, как раз и является
примером такого неосторожного соблюдения приватности онлайновой
информации. Судья утверждает, что опубликовала информацию только для
друзей. Кто из них разместил фото в Сети для всех – неизвестно. Кроме
того, политика онлайнового сервиса относительно конфиденциальности
пользовательских данных может не всегда сработать. Например, несколько
недель назад социальная сеть "В контакте" открыла базы пользователей и
сделала доступными записи на "стене" для всех желающих. Соответственно,
такие записи смогли увидеть и те, кому они не предназначались. Поэтому
для обеспечения максимальной защиты персональной информации и во
избежание проблем лучше всего будет не размещать в интернете вовсе фразы
или сведения, которые не предназначены для глаз и ушей других людей,
особенно – сотрудников, настоящих или нынешних, боссов, друзей и
возлюбленных.
Вот еще несколько правил конфиденциальности в социальных сетях:
1.
не стоит размещать в онлайне личную информацию – номер телефона,
адрес, активно писать о своем месте нахождения и перемещениях. Кроме
того, дата рождения, девичья фамилия мамы, кличка животного – все эти
незначительные данные могут стать способом взлома пароля. Сообщение "на
выходные уезжаю в Киев" тоже может привлечь внимание, особенно в
сочетании с домашним адресом.
2.
перед тем, как излишне пооткровенничать в онлайне, лучше трижды
подумать и … промолчать. Не любите начальника? Вам неприятен ваш
коллега? Категорически не покупаете продукцию компании Х или устройства
компании Y? Конечно, эта информация чрезвычайно важна для раскрытия
вашего неповторного образа, однако она может в будущем вызвать проблемы.
Например, если тот самый неприятный коллега станет начальником. Или
компания X захочет пригласить вас на работу.
3.
излишняя дружелюбность не всегда хороша. Пользователи с тысячами
друзей в Facebook или Twitter не вызывают доверия. Тут уже можно
говорить не об излишней дружелюбности, а о неразборчивости в связях.
Кроме того, зарубежные рекрутеры давно активно изучают профайлы
пользователей перед тем, как пригласить их на собеседование. При этом
изучается не только сам профайл, но и списки друзей, которые позволяют
составить представление о круге общения и интересов пользователя.
4.
особенное внимание к фотографиям. Собственно, с этого правила мы и
начали. Фото, даже безобидные на первый взгляд, могут стать причинно
увольнения или проблем на работе. Снимки в не слишком трезвом или не
достаточно одетом виде должны стать табу для социальны сетей.
Итак,
главное правило можно сформулировать так: онлайновый профайл - это
даже больше, чем первое впечатление о человеке. Испортить его очень
легко, а вот исправить – довольно проблематично. Поэтому помнить об
онлайновой репутации иногда даже важнее, чем блюсти репутацию в реальной
жизни.