Мой
предиктор самый внутренний! – А мой: еще «внутреннее»! – Да не
переживешь ты Квантового перехода! – Ктулху зохавит твой мозг! – Это
современные наногиганты мысли и микротитаны духа меряются своими
виртуальными фаллосами. XX век, период «бегства от свободы» был периодом становления и развития идеологий. Начало XXI века,
связанное с «бегством от реальности» в России может предложить пока
только пародии на них, очередные Общие Теории Всего, созданные авторами
внутри своих иллюзорных убогоньких мирков.
Форумные страницы
большинства блогов, журналов засорены псевдоинтеллектуальным шумом,
иногда простой компиляцией чужих идей, иногда просто – бредом. К
сожалению, создать экран или противопоставить что-либо этому безусловно
деструктивному воздействию может только человек обладающий здравым
смыслом, навыками критического анализа, чаще всего – с фундаментальной,
классической подготовкой в области одной или нескольких гуманитарных
наук. Себя-то он может спасти, но других – нет! Голос разума тонет и
глохнет в слюнявых выкриках интернет-маргиналов.
На арену
интернет-философии в России уже давно вышел новый массовый тип
псевдо-интеллектуального деятеля - Homo Zadroticus, рисующий картины
мрачного прошлого или будущего, убеждающий всех в истинности и
неизбежном торжестве своих идеалов, но при этом до смерти боящийся
реальности, противоположного пола, а также того, что нужно куда-то идти и
что-то делать.
Практически
ежемесячно на идейный олимп возводятся новые идеи и их авторы, отчаянно
спорящие друг с другом, с пеной у рта и до залипания кнопок на компе,
доказывающие свою правоту. Что только они не делают, как только они не
интиллегионируют, лишь бы показать свою значимость, не заниматься
производительным трудом. Красные, белые, нацики, поцики – либерасты и
тоталерасты – все смешалось! Такой информационный шум приводит к
выветриванию остатков здравого смысла и утрате чувства реальности у
интернет-аудитории. Не заговор ли все это? С целью разодрать российское
общество на клочки, враждующие по надуманным поводам друг с другом.
Может быть, это и
правда: где-то в бункере зловещей RAND corp. трудятся не покладая сил
все эти демагоги и провозвестники новых мировых порядков. А может быть и
просто – Смутное время 2.0., разброд и шатание в умах? Помнится, истоки
первой Смуты были, прежде всего, внутренними. Объективной информации
мало – делать какие-либо выводы очень сложно.
Уже давно
российским блог-сообществом ожидается пришествие некоторой спасительной
идеи, которая все расставит по местам, покажет, где белое, а где черное,
кто прав и виноват. Об этом вещают как вполне заслуживающие доверия
политические лидеры, так и прочие идейные шаманы всех мастей –
прорицатели, астрологи, экстрасенсы. Каждый твердит о своем, гордо
выпячивая грудь и стуча по ней пятками.
Наивные! Ничего просто так не происходит!
Любая современная
идеология должна отвечать на фундаментальный вопрос – что является
движущей силой исторического прогресса? Чем топят тот самый паровоз
истории? Например, автор для себя нашел этот ответ (еще раз повторим,
«для себя») – это конкуренция людей на материальном уровне и конкуренция
идей на интеллектуальном, духовном друг с другом. И ничего более.
Конкуренция людей –
означает не просто борьбу за место под солнцем, за женщину, за
материальные блага. Хотя, бесспорно, прав был один старый араб,
утверждавший, что есть три стимула в жизни: есть мясо, скакать на мясе и
тыкать мясом в мясо. И предвосхитивший во многом идей Ницше, Фрейда,
Маркса, Маслоу и прочих. Потому как с самого осознания себя человеком
разумным – каждый человек стал одиноким, выбившимся из популяции.
Поскольку разум – ограничивает его поведение. Конкуренция людей друг с
другом – основа цивилизации, потому как в борьбе (не обязательно на
уничтожение) побеждает самая приспособленная, самая эффективная, прямо
скажем, конкурентоспособная, особь, которая подчиняет других своей воле.
Конкуренция идей –
иной уровень. Безусловно, идеи производят люди. Проецируя свой образ
мира вовне, они пытаются не только объяснить существующий порядок вещей,
но и показать свое, личное место в нем, реализуют свои комплексы и
страхи. В идеальном варианте идеология – плод нескольких людей,
достигших определенного уровня компромисса. Если они смогут «достучаться
до масс» - она приобретает повсеместное распространение.
Что такое идеология
вообще? – В наиболее общем определении это система идей, представлений о
мире, объясняющая, почему одни люди (классы, социальные группы, нации,
вероучения и т.п.) способны и, самое главное, достойны диктовать свою
волю всем остальным. Любая идеология содержит в себе элемент насилия,
принуждения, заставляет человека поступиться определенной частью своей
свободы, точнее говоря, «пожертвовать ею во имя благих интересов».
Как появляется
идеология? – из своих промежуточных форм – мифологии, религии. На более
позднем этапе – по мере роста абстрактных знаний и представлений о
природе и мире – добавляется философия, наука. Людям не выгодно
конкурировать друг с другом непосредственно – получается, в конечном
счете, истребительная война «всех против всех». Идеология выполняет
функцию знака, ярлыка, знамени: она одновременно выделяет группу людей
из общей массы, но одновременно и объединяет их.
Объеденительно-разделительная функция любой идеологии всегда приводит ее
последователей к постановке дилеммы: «ты с нами или ты против нас».
Любая законченная целостная идеология, равно как и ее предшествовавшие
формы (религия) претендует на абсолютную истину и непогрешимость. Но это
всего лишь следствие ее основной функции.
В чем несомненная
польза идеологии? – она дает человеку опору, точку отсчета, в отношении
которой можно отсчитывать свое существование, она предлагает нему набор
базовых принципов, конструктов в осуществлении его деятельности. И,
самое главное – она предлагает человеку образ желаемого будущего. Если
нет этого образа, чувственного, ощущаемого, «способного-к-реализации» -
начинается период мучительных исканий и метаний. Примерно это и
испытывает сейчас Россия.
Разочаровавшись в старых идеях, попытавшись осуществить импорт новых – она не преуспела пока ни в чем.
Социализм (в
идеале, а не то что было в позднем СССР)– хорош тем, что предоставляет
людям равенство в экономике, но напрочь лишает их стимула к борьбе:
зачем что-то изобретать, когда «каждому по потребностям»? Капитализм –
предлагает людям развитую систему стимулов, но изначально ставит их не в
равные условия. Любая из сущесвовавших идеологий создавала определенный
образ будущего только для узкой социальной группы (класса, нации,
социальной группы, последователей учения).
А что, если отказаться от принципа «абсолютной идеологии»? Перейти от абстрактных умопостроений к повседневности, вернуться к реальности, так сказать. Что сможет стать символом подобного перехода?
«Общество равных
стартовых возможностей» - тот самый идеальный образ, который позволяет
снять доселе существовавшие противоречия. Когда признается, что люди не
равны в силу своих индивидуальных особенностей, но на начальном этапе
жизни каждому гарантируются равные условия - все, что случится с ним в
дальнейшем, будет зависеть от его личных усилий, приобретаемых навыков и
компетенций, амбиций, моральных качеств, деятельности на благо всего
общества. Как говориться, без всяких «пап и мам», блата и «волосатой
руки». Общество, в котором осуществляется ротация кадров, на
политический и экономический олимп выносятся те, кто достойны, а не
чьи-то родственники, свойственники, единоверцы или последователи культа.
Такая система обеспечивает постоянное воспроизводство пассионариев,
выражаясь языком Гумилева. Вне зависимости от внешних факторов. В этом
обществе нет доминирующей идеологии, той самой «объединяющей
национальной идеи» - напротив, оно находится в процессе ее постоянной
генерации, воспроизводства.
В человеческой
истории именно та цивилизация достигала пика своего могущества и
сокрушала своих врагов, общественный строй в которой был наиболее близок
к «обществу равных стартовых возможностей». Вспомним отношения варваров
и Рима. Как же так получилось, что дикие и необразованные победили
цивилизованного и «интеллигентного»? – очень просто, позднее римское
общество уже не соответствовало по своему духу хотя бы периоду ранней
империи. Не было талантов, пассионариев, способных подняться и
объединить вокруг себя людей для сопротивления. У варваров они были в
избытке. Но потом исчезли – общество стало сословным, кастово-замкнутым.
Идеальных идеологий
вместе с тем не существует. Некоторые из них могут достаточно успешно
определенное время отражать потребности и запросы общества своей эпохи.
Другие – нет, потому и остаются на обочине. Равно как и не существует
идеальных форм правления – все эти демократии, монархии, диктатуры
эффективны только в определенных условиях. Главную роль играет сам
человек, его навыки управления и принципы подбора управленческих кадров.
Как выбрать свою,
«правильную» философию и идеологию? - Очень просто. Не призывая и не
агитируя за то, что существует сейчас или существовало в прошлом, или
что придумают в ближайшем будущем, можно выделить два признака
эффективной, безопасной и, что самое главное, вменяемой идеологии.
Последнее особенно актуально для наших дней.
Эта идеология
поддерживает в человеке «волю-К-действию», заставляет его оторваться от
экрана монитора и действовать. Причем речь идет не о баррикадах или иных
формах политической активности (интернет-флудильня напрочь убила в
нашем обществе готовность идти на баррикады ввиду выветривания,
деградации идей и ценностей, которые можно отстаивать таким способом).
Скорее речь может о повседневности, об обыденности, даже о бытовухе:
прибрал квартиру, вынес ведро с мусором, побрился, пришел на работу (или
сменил работу), сделал то, что нужно на работе, нашел время для себя.
Прожил, день не зря, в общем. Эта установка – не изобретение наших дней.
Еще один древний римский философ-стоик, римский император по
совместительству говорил примерно следующее: «Каждый человек стоит ровно
столько, сколько стоит то, к чему стремится его душа» (Марк Аврелий).
Второй признак,
неизбежно вытекающий из первого. Идеология, как система идей и
ценностей, должна постоянно создавать и предлагать человеку
конструктивные модели деятельности, ориентированные на социально
приемлемый результат, творческое личное развитие человека и благо его
близких. Нормальный человек не пойдет на баррикады и не будет стрелять в
соседа по каким-либо расовым, классовым или иным другим соображениям,
кроме как ради защиты самого себя, своей семьи, своих детей и своей
собственности.
Итак
«воля-К-действию» и «набор эффективных, конкретных моделей деятельности»
- вот что отличает по-настоящему жизнеспособную идеологию. Добавим сюда
– способность к адаптации, саморазвитию, адекватной реакции на
изменения.
В этом контексте
абсолютно не важным представляется носитель этой идеологии, политическая
партия или общественное движение, социальная группа. Будь это хоть
партия православных байкеров и металлистов (бывает и такое!) или
анархо-монархистов (делай, что хочешь, но с Царем в голове!) или
«либерал-сталинистов». Вне зависимости от внешней формы при наличии
конкурентоспособной и востребованной идеологии, достаточном количестве
наемных политтехнологов-интерпретаторов этой идеологии, грамотной
организации политического процесса – они обречены на успех.
Ну, и наконец,
самое главное: если кто-нибудь когда-нибудь будет настаивать на
абсолютной истинности и непогрешимости озвученных положений «теории
конкурентоспособности идеологий» - то его следует предать анафеме и
изолировать от общества! Потому как любая высказанная мысль на данном
поле даже при абсолютном и всеобщем признании (к чему автор по
определению не стремится – должна быть все-таки свободная конкуренция
идей) – является истиной только в ограниченный рамками конкретного
исторического периода лимит времени. Как только она превращается в догму
в изменившихся социально-экономических условиях – все, приехали,
начинается застой и деградация… опять из всех щелей вылезают те самые
наногиганты мысли и микротитаны духа. Теша свое неуемное, но импотентное
самолюбие, скрытые, сублимированные амбиции они начинают плодить
идейный мусор, мечтая о мировом господстве, засоряя мозги читателей
информационным шумом, деструктивными моделями и стереотипами поведения,
зазывая ищущих укрытия и опоры в свои виртуальные мирки, созданные
убогой фантазией.
В топку их! Нужно жить своим умом.