На основании анализа высказывания Игоря Ашманова
хочу поделиться с вами идеями о том, каким может стать рынок и SEO в
ближайший 1-3 года. Недавно был в офисе Яндекса на семинаре о
клиентском анализе. SEO-шников там достаточно собралось, но семинар
был не про SEO, однако нахождение в стенах Яндекса и помогло мне
домыслить слова Ашманова и прийти к прогнозированию последствий от
теперь уже очевидной идеи разной выдачи для разных пользователей или «персонализированной выдачи».
А если смотреть с другой «стороны медали» появление в ТОП-10
конкретного продвигаемого сайта по конкурентному коммерческому запросу
будет вероятностно и не в рамках от апдейта к апдейту, а в реальном времени для конкретного пользователя!
Ситуация, которая была до поискового механизма «Матрикснет»
А все было как обычно.
Оптимизаторы в течение короткого времени (от двух недель до месяца, в
зависимости от своей расторопности) подстраивались к обновленному
алгоритму и продолжали держать ТОП. И что самое смешное – на всех
семинарах, посвященных «новейшему» алгоритму будь то ссылочные
агрегаторы, или просто SEO-компании, на вопросы из зала «как повлиял на
вас новый алгоритм?» отвечали: «не сильно повлиял, некоторые сайты,
которые мы двигаем недавно, упали, а большинство поднялось выше»,
скрывая как обычно реальную ситуацию своих, часто неэффективных,
бизнес-процессов.
Возьмем:
1) Сайт А обычный корпоративный веб-сайт (например по услугам),
который продвигается в течении двух месяцев (либо продвигается
неэффективно) по группе слов, НЧ, СЧ, ВЧ (высоко-частотных).
2) Сайт Б который продвигается более 3-х месяцев эффективно и профессиональными оптимизаторами.
3) Сайт старой компании, прочно чувствующий себя на рынке (okna.ru
среди пластиковых окон, holodilnik.ru среди интернет магазинов бытовой
техники, bdbd.ru на рынке оптимизации сайтов).
Разницу в трафике обоих сайтов можно представить так.
![](http://www.seonews.ru/upload/2yamonet_murketolog.gif)
На картинке по оси «X» показан % нахождения слов в ТОПе (берем
усредненный день в месяце), по оси Y – ключевые слова с увеличивающимся
количеством показов в месяц (по Директу). В качестве площади можно
считать эффективные показы данного сайта в ТОП-10. Величина эффективных
показов умножается на какой-либо коэффициент (зависящий от сниппета,
т.е. текста ссылки на сайт в выдаче), т.е. коррелирует с приносимым
трафиком. Понятно, что высокочастотные слова (которых меньше) приносят
больше показов и, следовательно, переходов.
Весь график – максимальная видимость по продвигаемым запросам, которые может иметь сайт.
В реальной жизни получается что-то вроде такого (взято отсюда):
![](http://www.seonews.ru/upload/3yamonet_murketolog.gif)
Провалы для конкретного сайта в поисковой видимости могут быть из-за
большого количества факторов, среди них самые часто-распространенные (в
порядке убывания):
- Апдейты (текстовые, ссылочные и.т.д.).
- Действия конкурентов.
- Сезон.
- Смены алгоритмов пересчета.
Механизм Матрикснет
Как пишет Яндекс, «Еще
одна важная особенность Матрикснета – в том, что формулу ранжирования
можно настраивать отдельно для достаточно узких классов запросов.
Например, улучшить качество поиска только по запросам про музыку. При
этом ранжирование по остальным классам запросов не ухудшится».
![](http://www.seonews.ru/upload/4yamonet_murketolog.jpg)
Однако самое важное (в плане монетизации) достижение Матрикснета в
том, что можно «закручивать» гайки там, где сайты в ТОП 20-50 близки по
релевантности друг от друга, внедрять различные поведенческие поисковые
механизмы, как в фигурном катании (9,9 и 9.7, 9.8 баллов), и
«пожонглировать» ими, чтобы обычные пользователи не заметили этого.
Пользователю сиюминутно что-то нужно, он это набирает прямо сейчас.
Лебедь, рак и щука или отношения между задачами поисковых машин
Ранее я уже писал про задачи поисковых систем. Попробуем их представить графически.
Если бы выдача была не релевантна, то пользователь с первого взгляда
больше бы кликал по контекстной рекламе. Но с другой стороны, поисковая
система бы начала терять аудиторию, т.к. пользователи стали бы
пользоваться альтернативными поисковыми системами. Значит, эти задачи
разнонаправлены.
![](http://www.seonews.ru/upload/5yamonet_murketolog.gif)
У Яндекса много и других задач. Здесь мы их разбирать не будем. А вот задача персонализации, как и задача различной выдачи по разным регионам
(вплоть до городов Подмосковья) как раз действует «на руку» выполнению
задачи монетизации! У меня только что перед глазами был пример, когда
цементному заводу в г. Мытищи Яндекс присвоил регион «Мытищи»
(совершенно правильно), и в московской выдаче сайт улетел с 3-го на 146
место по мультичастотному слову «цемент» в строительный сезон!
Рулетка. Поисковая.
Здесь я хотел бы поделиться цитатой из книги «Интернет-маркетинг: взгляд практиков» (М. Зуев, Д. Разваляев):
Уязвима ли этика оптимизатора? Да! Потому что он искусственным
путем изменяет сайты своих клиентов, подгоняя их под требования
алгоритмов поисковых машин.
Но позвольте! А уязвима ли этика самих поисковых машин? Да!
Потому что по форме они оценивают сайты, но по сути – бизнесы, стоящие
за этими сайтами, причем в связи с особенностями организации вывода
результатов поиска ставят эти бизнесы в неравное положение по отношению
друг к другу.
Давайте посмотрим, как же нововведение Яндекса повлияет на график эффективных показов всего рынка!
![](http://www.seonews.ru/upload/6yamonet_murketolog.gif)
В зависимости от того, насколько быстро будут внедряться изменения в
алгоритм, ряд SEO-компаний и мелких оптимизаторов уйдет с рынка, но
больше всего от этого пострадают бизнесы. Компании, лишившись притока
стабильного трафика, при тех же затратах станут получать 5-10% от
прежнего количества переходов по своим основным (высоко-конкурентным)
запросам.
Взять тематику «натяжные потолки».
Ближайший запрос «натяжные потолки цены» по своей трафикогенерирующей
способности в 20 раз меньше основной фразы. Если сайт висит по основной
фразе в ТОП-10 Яндекса, то бизнес «в шоколаде». Не висит (или не дает
контекст) – можно закрывать компанию. Я такую тематику называю
«монотематика» (так же как «доставка обедов в офис», «укладка
тротуарной плитки» и многие виды бизнеса, которые зависят, по сути, от
одного-двух высокочастотных ключевых слов. Бизнесы в этих тематиках
пострадают в первую очередь!
Разная выдача для разных пользователей (даже сидящих в одной
комнате) – браво Яндекс! Отличный способ заставить те компании, бизнес
которых зависит от пары в/ч запросов идти в контекст!
Яндекс Директ и РСЯ (Рекламная сеть)
Пути входа в области с низкой конкуренцией перекрыты! Если
рекламодатель попробует получить «дешевые» клики с РСЯ (рекламная сеть
Яндекса), за счет, например, того, что пользователю покажется
объявление по тем запросам, которые он недавно искал, то это произойдет
только в том случае, если он назначит цену за клик ниже цены в Поиске
(либо ваш CTR ниже 0.5%).
Таким образом, владельцу сайта купить ОЧЕНЬ дёшево трафик не
удастся! Яндекс не желает (т.е. не дает рекламодателю механизмов
мониторинга стоимости клика на РСЯ),
чтобы рекламодатели могли конкурировать за % показов. А чтобы вся
конкуренция выливалась в узкое горлышко спец.размещения и
гарантированных показов Директа!
Выводы: поскольку рекламные доходы от контекстной
рекламы напрямую зависят от конкуренции в Директе, то скорость и
эффективность решения задачи «сделать так, чтобы разным пользователям
по одному слову выдавались разные результаты» является сегодняшним
приоритетом команды разработчиков ПС Яндекс. Чем больше модулей
(колдунщики, например) будут участвовать в этом процессе (при
сохранении субъективного удовлетворения пользователя), тем бОльший
спектр запросов окажется на грани «рулетки».
Здесь я ни в коем случае не имею ввиду, что «рандомом» можно решить
задачу персонализации. Но если двух обезьян посадить за печатную
машинку, то рано или поздно они напишут «Войну и мир»!
Среди 2000 сотрудников Яндекса таких асессоров 500!
БОльшая часть из которых, на мой взгляд, кинута на настройку
«Матрикснета» и в ближайшее время, после того как разберутся с
геотаргетингом, будет брошена на «подкручивание гаек» персонализации.
Например, естественной выдачи по тем запросам, по которым в Директе
высокая конкуренция. Это будет происходить не сразу, а постепенно.
Технологии продвижения не сильно поменяется, однако маркетинг SEO-компаний придется менять очень серьезно
(работа по трафику, по НЧ и так далее). Выживет ли SEO? Те, кто сможет
перестроить свой маркетинг, выживут. А вот низкорентабельный
высокорисковый бизнес, который зависел от позиций своего сайта по
ВЧ-словам, нет.
В следующей статье будет описано, как SEO-компании в меняющемся
рынке удержать своих клиентов, а клиентам, соответственно, выбрать
надежную SEO-компанию.