Лабиринт Дедала
Средневековые ученые считали лабиринт Дедала самым сложным из всех когда-либо созданных. По преданиям, Дедал создал этот лабиринт, чтобы заключить в него Минотавра. Дедал
очень остроумно использовал психологические факторы поведения, что
вероятность побега из лабиринта практически равняется нулю.
Если же проходы этого лабиринта были в метр шириной, а стены – по 30
сантиметров толщиной, единственный ведущий из него путь имел бы длину
более километра. Вероятней всего, что любой человек скорее умер бы от
голода или жажды, прежде чем отыскал бы выход.
За свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушался и
отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен
окончательно, пока английский археолог А.Эванс не обнаружил загадочное
иероглифическое письмо в Оксфордском музее. В письме говорилось о
древнем лабиринте. В 1900 году археолог прибыл на Крит и начал раскопки.
Артур Эванс вел раскопки почти 30 лет и раскопал не город, а дворец,
равный по площади целому городу. Это и был знаменитый Кносский лабиринт,
который представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных
метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных
проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. Критский лабиринт
оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом архитектуры, в котором
было что-то непонятное разуму.
Лабиринт — это настоящий Миф, это рассказ о героях и событиях,
которые историческая наука не признаёт реальными, но рассматривает как
символы.
Мы считаем, что в основе любого мифа, любого образа,
любого символического повествования лежит реальность, пусть не всегда
историческая. Миф точно описывает реальность психологическую:
человеческие переживания, психические процессы и формы скрываются за
символами, которые передавались из поколения в поколение и наконец дошли
до нас, чтобы мы разгадали их, сняли с них вуаль и вновь увидели их
сокровенный смысл, осознали их глубинную суть.
Миф о Лабиринте —
один из древнейших, и, осмелюсь сказать, он похож на мифы всех древних
цивилизаций, говорящие, что лабиринт — это труднопроходимый и неясный
путь, на сложных и извилистых тропах которого немудрено затеряться.
Иногда в сюжет этого мифа вплетается рассказ о необыкновенном человеке, о
герое или мифическом персонаже, который преодолевает лабиринт и находит
ключ к решению загадки, представшей перед ним в форме пути.
Когда мы говорим о лабиринтах, то сразу же вспоминаем самый известный
из них, о котором сохранилось свидетельство в греческой мифологии — в
простой и доступной форме, близкой к детской сказке: лабиринт острова
Крит. Я не хочу говорить о нём так же упрощённо, как это делается в
известных легендах, мы откроем более глубокие его пласты и
проанализируем археологические находки, сделанные на Крите, чтобы
понять, чему поклонялись критяне и чем в действительности был для них
лабиринт. И мы увидим, как этот рассказ приобретёт сложную символическую
форму, и он уже не будет казаться нам таким детским.
Кносский лабиринт
Итак, одним из древних символов Крита,
связанных с его верховным божеством, была обоюдоострая секира, которую
можно представить в виде двух пар рогов, одна из которых направлена
вверх, другая вниз. Эта секира связывалась со священным быком, культ
которого был широко распространён на Крите. Она получила название Лабрис
и, согласно более древней традиции, послужила орудием, с помощью
которого бог, позже получивший от греков имя Арес-Дионис, прорезал
Первый Лабиринт.
Вот его история. Когда Арес-Дионис, бог изначальных времён, очень
древний бог, сошёл на землю, ничто ещё не было сотворено, ничто не
обрело ещё форму, существовал лишь мрак, темнота. Но, согласно легенде, с
небес Аресу-Дионису было дано орудие, Лабрис, и именно этим орудием,
этим оружием он сотворил мир.
Лабиринт Дедала
Арес-Дионис начал ходить посреди мрака,
описывая круг за кругом. (Это весьма любопытно, ведь современная наука
открыла, что мы, оказавшись в темноте в незнакомом помещении или пытаясь
выйти из какого-то просторного, но неосвещенного места, чаще всего
начинаем ходить по кругу; так же происходит, когда мы теряемся или
блуждаем по лесу. Мы дали такое сравнение, потому что с самого начала
хотим подчеркнуть, что символизм лабиринта связан с определёнными
атавизмами, присущими человеку.)
И вот Арес-Дионис начал ходить
по кругу, рассекая темноту и прорезая борозды своей секирой. Дорога,
которую он прорезал и которая с каждым шагом становилась светлее, и
называется «лабиринт», то есть «путь, прорубленный Лабрисом».
Когда Арес-Дионис, рассекая мрак, дошёл до самого центра, до цели
своего пути, он увидел вдруг, что у него уже нет той секиры, что была
вначале. Его секира превратилась в чистый свет — он держал в своих руках
пламя, огонь, факел, который ярко освещал всё вокруг, ибо бог совершил
двойное чудо: одним остриём секиры он рассёк тьму вовне, а другим — свою
внутреннюю тьму. Таким же способом, как он создал свет снаружи, он
создал свет в самом себе; так же как он прорезал внешний путь, он
прорезал и путь внутренний. И когда Арес-Дионис дошёл до центра
лабиринта, он достиг конечной точки своего пути: он достиг света, достиг
внутреннего совершенства.
Таков символизм критского мифа о лабиринте, самого древнего из дошедших до нас. Более поздние предания мы знаем намного лучше.
Самое
известное из них — миф о загадочном лабиринте, созданном Дедалом,
удивительным архитектором и изобретателем с древнего Крита, чьё имя
теперь уже всегда ассоциируется с лабиринтом, запутанным путём.
Имя
Дедал, или Дактиль, как его иногда называют, на древнем языке греков
означает «Тот, кто создаёт», «Тот, кто работает руками, строит». Дедал —
символ строителя, но не просто создателя комплекса парков и дворцов,
коим являлся лабиринт царя Миноса, а строителя в более глубоком смысле
слова, возможно сходном с символикой самого первого божества,
построившего во мраке Лабиринт Света.
Лабиринт Дедала не был ни
подземным сооружением, ни чем-то тёмным и извилистым; это был огромный
комплекс домов, дворцов и парков, задуманный так, что тот, кто в него
входил, не мог найти выхода. Дело не в том, что лабиринт Дедала был
ужасен, а в том, что из него невозможно было выйти.
Дедал
построил этот лабиринт для критского царя Миноса, почти легендарного
персонажа, чьё имя позволяет нам познакомиться с очень древними
преданиями всех народов той эпохи.
Минос жил в сказочном дворце, и у него была жена Пасифая, из-за которой разыгралась вся драма, связанная с лабиринтом.
Желая стать царем, Минос рассчитывал на помощь ещё одного
могущественного бога, повелителя вод и океанов Посейдона. Для того чтобы
Минос чувствовал его поддержку, Посейдон совершил чудо: из вод и
морской пены он создал белого быка и подарил его Миносу в знак того, что
тот действительно является царём Крита.
Однако, как говорит
греческий миф, случилось так, что супруга Миноса безнадёжно влюбилась в
белого быка, мечтала только о нём и желала лишь его. Не зная, как к нему
приблизиться, она попросила Дедала, великого строителя, соорудить
огромную бронзовую корову, прекрасную и привлекательную, чтобы бык
ощутил влечение, в то время как Пасифая скроется внутри неё.
И
вот разыгрывается подлинная трагедия: Дедал создаёт корову, Пасифая
прячется в ней, бык подходит к корове, и от этого странного союза
женщины и быка появляется наполовину бык, наполовину человек — Минотавр.
Это чудовище, этот монстр поселился в центре лабиринта, который в тот
же миг превратился из комплекса парков и дворцов в мрачное место,
внушающее страх и печаль, в вечное напоминание о несчастье царя Крита.
Некоторые древние предания, помимо критских, сохранили менее упрощённое толкование трагедии Пасифаи и Белого быка.
Например, в легендах доколумбовой Америки и Индии есть упоминания о
том, что миллионы лет тому назад, на определённом этапе эволюции
человека, люди сбились с пути и смешались с животными, и из-за этого
извращения и нарушения законов природы на земле появились настоящие
чудища, гибриды, которых сложно даже описать. Они вселяли страх не
только потому, что обладали, подобно Минотавру, злым нравом; на них
лежала печать позора от союза, который никогда не должен был состояться,
от тайны, которая не должна была открыться до тех пор, пока все эти
события не сотрутся из памяти человечества.
Итак, связь Пасифаи с Быком и рождение Минотавра имеет отношение к
древним расам и к тем давним событиям, которые в определённый момент
стерлись из памяти людей.
С другой стороны, чудовище, Минотавр —
это слепая, аморфная материя без разума и цели, которая скрывается в
центре лабиринта, ожидая жертв от своего благодетеля.
Проходят
годы, продолжает легенда, и Минотавр в своём лабиринте действительно
превращается в нечто ужасающее. Царь Крита, победив афинян в войне,
облагает их страшной данью: каждые девять лет они должны направлять семь
юношей и семь невинных девушек в жертву Минотавру. Когда наступает срок
выплаты третьей дани, в Афинах против этого восстаёт герой, обладающий
всеми достоинствами, — Тесей. Он даёт себе обещание не принимать
правление городом до тех пор, пока не освободит его от напасти, пока не
убьёт Минотавра.
Тесей сам записывается в число юношей, которые
должны стать жертвами чудовища, отправляется на Крит, пленяет сердце
Ариадны, дочери Миноса, и добивается, чтобы она дала ему клубок ниток, с
помощью которого он сможет пройти через лабиринт и затем, убив
Минотавра, найти из него выход. Клубок сыграл в этой истории важнейшую
роль. Тесей входит в лабиринт и, проникая всё дальше в его сложные и
запутанные коридоры, разматывает нить. Дойдя до центра, он благодаря
своей колоссальной силе и воле убивает Минотавра и находит выход.
В простых и наивных историях Тесей убивает Минотавра мечом, иногда —
кинжалом. Но в самых древних повествованиях, а также на изображениях на
древних аттических вазах Тесей убивает Минотавра секирой с двойным
лезвием. И вновь герой, проложивший себе путь в лабиринте, дойдя до
центра, совершает чудо с помощью Лабриса, двойной секиры.
Нам предстоит решить ещё одну загадку: Ариадна передаёт Тесею не
клубок — а веретено с нитками. И, проникая в глубь лабиринта, Тесей
разматывает именно его. Но герой возвращается к выходу, подбирая нить и
снова сматывая её, и из лабиринта выносит уже действительно клубок —
идеально круглый шар. Этот символ также нельзя назвать новым. Веретено, с
которым Тесей идёт в лабиринт, символизирует несовершенство его
внутреннего мира, который он должен «развернуть», то есть пройти ряд
испытаний. Шар, что он создаёт, подбирая нить, — это совершенство,
которого он достиг, предав смерти Минотавра, а значит, пройдя испытания и
выйдя из лабиринта.
Лабиринтов, так же как и Тесеев, было много. Есть они и в Испании. На
протяжении всего пути к Сантьяго де Компостелла и во всей Галисии есть
бесконечное множество древнейших изображений лабиринтов на камне,
которые зовут пилигрима ступить на путь к Сантьяго и пройти эту дорогу, а
нам они прямо указывают на то, что в своём символическом и духовном
значении этот путь является лабиринтом.
В Англии, в знаменитом замке Тинтагель, где, согласно легенде, родился Король Артур, тоже есть свои лабиринты.
Мы встречаем их и в Индии, где они были символом размышления, сосредоточения, обращения к истинному центру.
В
Древнем Египте в древнейшем, основанном почти в додинастический период
городе Абидосе существовал лабиринт, представлявший собой круглый храм. В
его галереях проводились церемонии, посвящённые времени, эволюции, а
также бесконечным дорогам, которые проходил человек, прежде чем достичь
центра, что означало встречу с истинным человеком.
Согласно
истории Египта, лабиринт из Абидоса был, судя по всему, лишь очень малой
частью огромного лабиринта, описанного Геродотом, который считал
египетский лабиринт столь колоссальным, удивительным и невообразимым,
что рядом с ним меркнет даже Великая Пирамида.
Сегодня мы уже не
можем увидеть этот лабиринт, у нас есть только свидетельство Геродота.
Долгие века за особенности изложения люди называли его отцом истории,
Геродотом правдивым и давали ещё много похожих имен, но когда не все его
описания подтвердились, мы, естественно, решили, что Геродот не всегда
был уверен в своих словах. С другой стороны, современная наука
подтвердила истинность стольких его описаний, что, наверное, стоит
набраться терпения и подождать — вдруг археологи откроют лабиринт, о
котором писал греческий историк.
Немало лабиринтов было и в
готических соборах Средних веков. Один из самых известных, изображения
которого довольно распространены, — лабиринт, выложенный на каменном
полу главного собора в Шартре. Он был создан не для того, чтобы кто-то в
нём затерялся, но для того, чтобы по нему шли: это был своего рода путь
инициации, путь свершения и путь достижений, который должен был
преодолеть кандидат, ученик, тот, кто стремился быть принятым в
Мистерии.
Действительно, потеряться в лабиринте Шартра крайне
сложно: все его дороги исключительно символические, все повороты и
перепутья видны. Самое главное здесь — достичь центра, квадратного
камня, на котором гвоздями обозначены различные созвездия. Для человека
это аллегорически означает достичь Неба и стать в один ряд с божествами.
Очень
похоже, что все подобные мифы древности и все символические лабиринты
готических соборов отражают не столько историческую реальность, сколько
психологическую. А психологическая реальность лабиринта жива и поныне.
Если в древности говорили об инициатическом лабиринте как о пути,
проходя который человек мог реализовать себя, сегодня мы должны говорить
о лабиринте материальном и психологическом.
Увидеть материальный лабиринт нетрудно: окружающий нас мир, то, с чем
мы сталкиваемся в жизни, то, как мы живём и как себя проявляем, — всё
это часть одного лабиринта. Сложность в другом: тот, кто попадал в
критские парки и дворцы, даже не подозревал, что вошёл в лабиринт; так и
мы в нашей повседневной жизни не осознаём, что находимся в лабиринте,
который затягивает в себя человека.
С психологической точки зрения смятение Тесея, жаждавшего убить
Минотавра, имеет ту же природу, что и смятение человека, который
растерян и испуган.
Мы испуганы потому, что чего-то не знаем и не
умеем; испуганы потому, что чего-то не понимаем и из-за этого чувствуем
себя неуверенными. Наш страх обычно проявляется в том, что мы не можем
выбрать, не знаем, куда идти, чему посвятить свою жизнь; он проявляется в
вечной обыденности и посредственности, изнурительной и печальной: мы
готовы на всё, лишь бы не принимать решения и не проявлять хотя бы
немного твердости.
Растерянность — ещё одна болезнь, которая
преследует нас в современном лабиринте на психологическом плане. Эта
растерянность возникает оттого, что нам самим очень сложно решить, кто
мы, откуда пришли и куда идём. Эти три вопроса — главная причина нашей
растерянности, хотя они столь просты и бесхитростны, что кажутся нам
детскими. Есть же какой-то смысл в нашей жизни, кроме постоянного
пребывания в растерянности? Для чего мы работаем и ради чего учимся? Для
чего мы живём и что такое счастье? К чему мы стремимся? Что такое
страдание и как его распознать?
С психологической точки зрения мы
по-прежнему блуждаем в лабиринте, и, хотя в нём нет чудовищ и узких
коридорчиков, нас постоянно подстерегают ловушки.
И конечно же
именно миф предлагает нам решение. Тесей не входит в лабиринт с пустыми
руками, и было бы странно, если бы мы с пустыми руками искали выход из
него. Тесей берёт с собой два предмета: секиру (или меч — как вам больше
нравится), чтобы убить чудовище, и веретено с нитками, свой клубок,
чтобы найти путь обратно.
Источник: bloggmaster.livejournal.com
|