26
мая 2010 года Apple стала крупнейшей в мире IT-компанией, оставив
позади вечного конкурента Microsoft. Бренд Компании является одним из
самых узнаваемых во всем мире. Продукция Apple стала синонимом
хорошего вкуса, и независимого мышления, а основатель компании Стив
Джоббс — иконой сильного и независимого бизнесмена. Что же лежит в
основе этого успеха?
Дебаты вокруг того, что же все-таки лучше —
Mac (компьютеры от Apple) или PC (антагонисты на платформе Microsoft),
ведутся не первый год. Каждая из сторон имеет свои аргументы, основными
из которых являются доступность PC и «безглючность» Mac. Однако,
извечное противостояние приверженцев различных различных операционных
систем носит, скорее культурно-идеологический подтекст, нежели какую-то
разумную аргументацию. Вспомните хотя бы Linux и Windows.
Компания
Apple была зарегистрирована в 1976 году двумя создателями первого
персонального компьютера «Apple I» - тезками Стивом Джоббсом и Стивом
Возняком. Несмотря на зарождавшуюся конкуренцию со стороны других
компаний, «Apple I» удалось сделать самым массовым: его производство
исчислялось миллионами экземпляров. В 1984 году фирма Apple впервые
представила новый компьютер Macintosh с памятью 128К. В дальнейшем
выпуск компьютеров этой серии стал основным бизнесом компании.
Интересен
тот факт, что именно Apple впервые создали компьютерную мышь, а также
графический интерфейс пользователя, тогда как большинство компьютеров
того времени работали в интерфейсе текстовой консоли. Большинство
производителей персональных компьютеров в 70-80-е годы просто
клонировали разработки Apple.
Полулегендарной является история
создания бренда Apple. После продолжительных поисков звучного названия
для компании, Джоббс поставил компаньонам ультиматум: «Я назову
компанию „Яблоком" (Apple), если к 5 часам вы не предложите лучшего».
Впрочем,
считается, что выбирая название для компании, Стив Джоббс проявил
маркетинговую хитрость: он хотел опередить в алфавитном оглавлении
телефонного справочника компаний своего главного конкурента —
производителя игровых приставок и компьютеров Atari.
Спустя
год, после выпуска ставшего бестселлером компьютера Macintosh,
президент США Рональд Рейган наградил Джобса и Возняка медалями за
развитие технического прогресса, что заложило первый кирпичик в здание
образа Apple, в качестве звездно-полосатых патриотов.
Кстати,
довольно показательно, что являясь крупнейшей IT-корпорацией, Apple
занимает ключевые позиции только в Америке. Продуктами компании торгует
собственная розничная сеть MacStore и сертифицированные партнеры,
которые существуют далеко не во всех странах.
Например,
популярный коммуникатор iPhone по сниженной цене предлагает ряд
американских и мировых мобильных операторов, в результате чего телефоны
оказываются «залочеными» только на данного оператора. Сломать
блокировку означает сделать телефон нелегальным. В частности, это может
повлечь за собой отказ в обслуживании встроенным магазином приложений
App Store. Кстати, именно такими нелегальными айфонами пользуются
президент России Дмитрий Медведев и Виктор Ющенко.
Продукция
Apple - это очень стильно и дорого, приобрести ее может не каждый. Не
так давно компания даже ограничила количество гаджетов, продаваемых в
одни руки и установила правило, что расплатиться можно только
безналичными. Это сразу сделало невозможным приобретение маков,
айподов, айфонов и айпадов заезжими и нелегалами.
Сумасшедший
ажиотаж и гигантские очереди, занимаемые «ябломанами» перед очередным
началом продаж нового устройства уже стали нормой. Театрализованные
представления харизматичного Стива Джоббса, представляющего новые
гаджеты на IT-конференциях снискали ему славу талантливого
техно-евангелиста. В итоге мы видим формирование самого настоящего
культа Apple.
Стать первым покупателем нового гаджета, написать
e-mail Стиву Джоббсу, смолоть айфон в блендере или просто связать
крючком чехол для него — стало означать стать героем передовиц. Все это
свидетельствует о том, что бренд вышел на недосягаемые вершины, обретя
фанатичных последователей.
В чем же состоит идеология
пассионарного «Яблока»? «Ты не такой как все, и можешь позволить себе
больше», как бы говорит стильный переливающийся логотип компании. И эта
приманка, самая вкусная, является очередной гениальной придумкой Стива
Джоббса. Годы вялого прозябания компании, пока Джоббс занимался другими
делами, сменились триумфальным шествием в 2007, когда Лидер вернулся к
управлению делами компании и сменил ориентацию компании, взяв курс с
персональных компьютеров на широкий спектр бытовой электроники. Выход
iPhone стал началом новой эры.
Что же в реальности может
предложить Apple пользователям, кроме идеи их собственной
исключительности? Приведу в пример мнение знакомого американца —
программиста с 25-летним стажем: компьютеры Apple являются абсолютно
безглючными и интерфейс их консоли очень похож на Unix, к которому он
привык еще со студенческих лет.
На вопрос — почему же они
являются безглючными, что, в Apple не такие программисты, как в
Microsoft? Он ответил: вероятнее всего Microsoft стремится охватить
своей платформой максимально широкий спектр всевозможных устройств. А
Apple делает одни и те же закрытые устройства, начинку для которых
тщательно отлаживает. Вот, собственно, и все. Все остальное — это
область маркетинга и рекламной коммуникации.
Высокая цена на
продукты Apple, в сочетании со стильным дизайном и стабильной работой
стала тем фактором, который вывел эти устройства в сегмент «премиум». И
как-то стал совсем не так важен факт, что эти устройства довольно
скромны по функционалу и накладывают на пользователя массу ограничений,
подсаживая на дополнительные платные сервисы Apple.
Еще 10-15
лет назад пользователями Apple в нашей стране были технические
проектировщики и работники сферы полиграфии и дизайна. Это было
продиктовано необходимостью, связанной со специальным профессиональным
софтом, который работал только под Mac. Сегодня же это в большинстве
своем фанатичные гаджетоманы, «гламурные кисо» и люди, стремящиеся
подчеркнуть собственный высокий статус.
Отсутствие в нашей
стране официальных представительств и дистрибьюторов привело к
заоблачному росту цен на продукты Apple. Так, например, устаревшие
модели iPhone, которые у нас продаются как актуальные и стоят минимум
$450, в Штатах распродаются по $99 в преддверии выхода нового поколения
айфонов. Этим пользуются перекупщики, которые предлагают такие модели
через интернет уже по $180. Впрочем даже такая накрутка кажется гораздо
более вкусной, чем «официально» продающиеся у нас аппараты.
Таким
образом, успех торговой марки Apple является результатом искусительного
маркетингового гения Стива Джоббса. Создав привлекательную легенду
продукта, он «подсадил» на него целую нацию и при этом искуственно
ограничил возможность приобретения этих продуктов, возведя их в ранг
«только для избранных». В итоге бренд «для настоящих американцев»
превратился в бренд «для элит» по всему миру.
Интересно, что в
основе многих захватывающих идей, как правило лежат некие
архетипические образы и религиозные мотивы. Если отталкиваться от
этого, то логотип Apple обыгрывает библейский сюжет грехопадения: нам
предлагается яблоко, которое позволит нам возвыситься и стать равными
богам. К тому же яблоко уже надкушено, как же устоять?