Сухенькая формулировка из WiKipedia гласит: Киберготы —
это молодежная субкультура образованная в начале 90-х гг,в связи с
началом массового распространения интернета. Но за за этой фразой
скрывается целый пласт, даже пластище молодежного течения киберготики. О
нем то мы ниже и постараемся поведать более углубленно для всех наших
пользователей.
История субкультуры
Индустриальная кибер-готика, как
субкультурное понятие появилась примерно в начале 90-х годов прошлого
века в США. Всеобщий технологический прогресс, компьютеризация и,
конечно, возникновение и развитие стилистики индустриальной музыки
привело к формированию определенного общественного влечения,
объединяющего все вышеперечисленные вехи.
Конечно у данного музыкального жанра появились и свои
поклонники, склонные к тем идеям, которые продвигали артисты. Ну а
первопроходцами в этом музыкальном стиле явлюятся: Goteki, Nekromantik, Narcissus Pool, Katscan, Mechanical Cabaret, Velvet Acid Christ.
На тот момент киберы только стали появляться. Это было просто отдельно
отстоящими от всех других молодежных направлений течение, которое
постепенно впитывало в себя массу сторонних черт, в итоге образовав киберготику как, возможно, одну из самых странных, экстремальных, эпатажных и цельных современных субкультур.
Основы
Одной из основ данного молодежного движения являются литературные жанры — киберпанк (а позже пост-киберпанк стили: биопанк и даже нано-панк (Чубайс и Нанотехнологии тут непричем)), а также постапокалиптика. Среди киберов распространено
мнение о неизбежно грядущем темном будущем, в котором технологии будут
играть очень значимую роль в жизни общества в целом и каждого человека
в частности.
Большой вклад в развитие киберготики внесла рейв-культура ( о ней мы тоже позже как-нибудь расскажем). Оттуда была взята часть оформления внешнего облика рейверов и гардероба преверженцев рейва:
латекс, короткие стрижки кислотных цветов, высоченные сапоги на
толстенной платформе, яркие, опять же кислотной гаммы, цвета в одежде и
т. д. В общем-то киберов часто можно заметить в
клубах, где играют музыку рейв, транс, dnb, техно и т.д. Сам, в
недалеком прошлом, частенько замечал их на танцполах транс и течно
площадок.
Музыкальные пристрастия киберготов - это чёткие
ритмичные танцевальные марши с завораживающим «нечеловеческим» вокалом
и яркие примеси электронного эмбиента. Близок к синти-попу, однако
значительно тяжелее его. Ярчайшие представители, являющиеся на данным
момент эталоном и основой данному музыкальному направлению - это такие
коллективы, как Front 242, Nitzer Ebb, Leaether Strip и мои любимые Front Line Assembly.
А в стилистике Techno-industrial и Dark Electro, которые звучат
гораздо тяжеловеснее, вокал довольно брутальный, или пропущенный через
эффект дисторшена — Project Pitchfork, Funker Vogt, Decoded
Feedback, In Strict Confidence, Solitary Experiments; Snog, Wumpscut,
Velvet Acid Christ, Suicide Commando, Hocico, Noisuf-X, X-Fusion и т.п.
Часть исполнителей пошли ещё дальше — создавая менее жёсткую и
более танцевальную музыку они смешивали электро-индастриал c
синти-попом и элементами клубной электронной музыки, перейдя таким
образом в отдельное направление Futurepop (главные представители — VNV Nation, Covenant, Apoptygma Berzerk, Assemblage 23, Icon Of Coil).
Вообще,
кибер-индустриально-готическая музыкальная сцена богата и неисчерпаема
- как в стилистических нюансах, так и в манере и направлении
исполнения.
Но все-таки самой важной составляющей в формировании взглядов кибер-готов является мною уважаемый и почетаемый стиль - индастриал (industrial), а вернее постиндустриальная сцена (EBM, Dark Electro, Aggrotech, Power Noise и т. д.). Именно эта ниша стала очень популярной среди киберов. Они посещают клубы, концерты и другие музыкальные мероприятия, связанные c по-настоящему темной индустриальной сценой.
От готической субкультуры киберы унаследовали:
страсть к темному (элементы таких взглядов в немного меньшей форме
присутствуют в индастриале и киберпанке). Также как и готы, киберы любят:
фетиш, готические аксессуары (кресты, анх, экстремальный макияж и т.
д.). Киберготы отрицают причастность своей субкультуры к готической
сцене, по праву считая себя отдельным течением - они абсолютно разные.
А вот между представителями индастриал субкультуры — риветхедами
и киберами есть много общего, например: футуристично-дадаистические
взгляды на социально-технологическое развитие человечества. Из гардероба
риветов заимствуются: «гогглы» (сварочные очки), плащи, респираторы,
индустриальная символика (значки биологической, радиоактивной опасности и
так далее).
Эстетика
* Являются поклонниками литературного жанра киберпанк. Например Уильям Гибсон (William Gibson), Брюс Стерлинг (Bruce Sterling), Пэт Кадиган (Pat Cadigan), Руди Рюкер (Rudy Rucker) и Джон Ширли (John Shirley)
* Наиболее популярными музыкальными стилями у киберов являются: EBM,
IDM, Industrial, Goth, future-pop, Synthpop, Electronica, Experimental,
Digital Hardcore и различные направления электронной клубной музыки.
* Любят фильмы имеющие отношение к киберпанковской и постапокалиптической тематике.
* Предпочитают хай-тек интерьеры.
* Используют компьютерный сленг. В граффити часто букву «а» заменяют
на @, «ч» на 4. В латинице часто используются цифро-текст — сайферинг
или же Лит-спик leetspeak. Например назвние города Симферополь будет преобразовано в «s1mf3r0p07».
* Посещают клубы, различные мероприятия имеющие отношение к темной электронной сцене.
Внешность
* Фетиш-обувь — блестящие высокие сапоги или высокие ботинки на толстой подошве с обилием ремешков, армейская обувь
* Блестящие (светоотражающие) облегающие черные или фольговые
виниловые штаны, футболки с атрибутикой и надписями, топы, синтетические
жилетки на молнии, виниловые плащи, как в фильме Матрица;
* У
девушек виниловые мини-юбки и поперечно-полосатые (черно-белые) колготки
и нарукавники. Топы-бюстье с открытым животом и спиной;
* Разноцветные волосы «кислотных» цветов (зеленый, синий, красный, фиолетовый). Однако может доминировать и черный цвет.
* Собранные в пучок (иногда в два пучка) волосы вплетены провода или
волосы заплетены в косички в виде проводов (цвета проводов); дреды;
ирокезы; двойные ирокезы; прически в стиле Velvet Acid Christ Такой тип
стайлинга называется «кибер-локи»(по аналогии с дред-локами)
*
Обилие хай-тековской атрибутики: микросхемы, чипы, штрих-коды,
пластиковые ремни и браслеты, ошейники, нашивки с электротехнической
символикой, наколенники и щитки, как у роботов, провода, датчики,
разъемы, розетки;
* Очки сварщика (гогглы) или лётные очки,
используемые как обруч для волос. Часто украшаются фосфорными красками,
светоотражателями, печатными платами, деталями систем охлаждения,
светодиодной подсветкой.
* Наиболее популярным декоративным символом является знак биологической опасности («biohazard»)
Стилистика кибер-готов и их мировоззрение зачастую
складывается из вышеназванных художественных произведений авторов книг и
фильмов, переплетенная с собственным протестным общественным
восприятием и технологическими навыками и знаниями. Столь яркая,
вызывающая и радикальная окраска внешности киберов - это и четкое
осознание своей позиции в обществе, сложившееся, в том числе, под
влиянием и моды, и взглядов, и музыкальных пристрастий.
Так и хочется написать - пожелаем им дальнейшего развития в
будущем как особого направления молодежного течения, а также и впредь
радовать нас своим творчеством в музыке и культуре... субкультуре киберготики.
"Ничем
не замутнённая синева — что-то вроде торговой марки, по которой их
узнают везде. И по кругу на каждом зрачке крошечными заглавными буквами
выведено — Zeiss Icon. Буковки словно парят, они мерцают, как золотые
блёстки…"
«Сожжение Хром» Уильям Гибсон