О вреде так называемого "трехмерного кино",
переживающего ныне всплеск популярности, было сказано довольно много. За
последние полгода об этом не написал только ленивый. Уже высказались и
специалисты по кино, и врачи-окулисты, и все без исключений СМИ, и,
конечно, блогеры (включая тех, кто вообще никогда в жизни не был в
3D-кинотеатре). Наконец, сравнительно недавно вред от 3D был официально признан
даже компанией Samsung, которая уже заколебала всех своей рекламой
3D-телевизоров. Побочными эффектами от "трехмерных" фильмов и игр, как
отмечает компания, могут стать головокружение, тошнота, ухудшение
зрения, мышечный тик, головная боль и ощущение дезориентации.
Однако
сваливать ныне существующие трехмерные технологии в одну кучу нельзя:
хотя все они и построены на одном и том же принципе, на человека и его
здоровье каждая из них оказывает влияние в несколько разной степени.
Фальшивая трехмерка
"Мы живем в трехмерном мире", - с такой
фразы начинается небезызвестный фильм "Час расплаты", поставленный по
рассказу Филипа Дика, знаменитого своими глубокими, но мрачными
фантастическими произведениями. Фразу, что примечательно, произносит
фальшивая компьютерная девушка, высовывающаяся из монитора.
Мы с
вами действительно живем в трехмерном мире, и в этом трехмерном мире
нам в последнее время со всех сторон активно впаривают трехмерное кино и
(прости Господи!) трехмерное ТВ. Между тем, более правильное название
для всего этого ширпотреба - стереокино, а к подлинному 3D это не имеет
ни малейшего отношения. Все используемые ныне технологии стереокино
сводятся просто-напросто к тому, что для левого и для правого глаза
формируется отдельная картинка, что дает нам иллюзию глубины. И здесь не
было придумано ничего радикально нового... с середины XIX века -
отличия между технологиями заключаются лишь в "способах доставки"
конкретной картинки к конкретному глазу и в качестве этой картинки.
Анаглиф: теория и практика
Одним из наиболее старых и известных методов формирования псевдотрехмерного изображения является анаглифический метод.
Данный
способ создания стереоизображений был предложен Вильгельмом Роллманом
(Лейпциг, Германия) в 1853 году. Правда, Роллман всего лишь
проиллюстрировал сам принцип, изобразив на темном фоне синие и красные
линии. Стереоэффект, соответственно, наблюдался при просмотре через
очки, где вместо одной линзы был красный светофильтр, а вместо другой -
синий. Спустя пять лет француз Жозеф Д'Альмейда продемонстрировал
публике первое псевдообъемное "слайд-шоу" при помощи волшебного фонаря и
красно-зеленых очков, розданных зрителям. В 1891 году был предложен
способ печати анаглифических фотоизображений на бумаге, а в 1893 году
был показан и первый "объемный" кинофильм, созданный британцем Уильямом
Фриз-Грином. К слову, некоторые исследователи именно его считают
изобретателем кинематографии, да и на его надгробии имеется
соответствующая надпись.
За сотню лет с лишним идея не
претерпела особых изменений. Вот как это работает. Фотограф получает по
одной картинке для каждого глаза, при этом левый снимок делается,
например, через красный светофильтр, а правый - через бирюзовый (в
настоящее время фильтры не используются, а имитируются при компьютерной
обработке). Затем оба снимка совмещаются (любым способом - с помощью
проектора, либо при фотопечати, либо в графическом редакторе).
Результирующее изображение следует просматривать в очках с фильтрами тех
же цветов, в этом случае каждый глаз увидит только ту картинку, которая
для него и предназначена. Несмотря на то, что левый и правый глаз видят
изображения разных цветов, мозг объединяет две "плоские" картинки в
единую однотонную "объемную".
В силу простоты реализации
создание стереоизображений доступно сегодня практически каждому, у кого
есть компьютер и пара фотоаппаратов или видеокамер. При съемке
статичного объекта можно обойтись и одним-единственным фотоаппаратом.
Перейдем
к практическому занятию. Выберем объект для съемок. Возьмем цифровой
фотоаппарат со штативом. Сфотографируем объект. Передвинем аппарат,
например, на 6-7 сантиметров вправо и сделаем второй снимок объекта. В
графическом редакторе удалим из первого изображения синий и зеленый
каналы, а из второго - красный канал. Затем наденем очки, где слева
будет красный светофильтр, а справа - бирюзовый. Не снимая очки,
совместим обе картинки в редакторе, сделав предварительно верхнюю из них
полупрозрачной, и сохраним результирующий файл. В этом описании
процедуры опущен этап цветокоррекции, поскольку это отдельная тема. Тем
более, при любительской стереофотосъемке это не так принципиально, как,
например, в кино.
Существует и специальная программа StereoPhoto Maker, позволяющая делать вышеописанное парой кликов.
При
съемке подвижных объектов одной камерой уже не обойтись - потребуется
два синхронизированных фотоаппарата либо две синхронизированные
видеокамеры. Варьируя расстояние между камерами и их положение
относительно объекта, можно добиться как эффекта "глубины", так и
эффекта "выпрыгивания" из экрана.
Достоинства и недостатки анаглифического метода
Помимо общих "побочных эффектов" от стереокино, у анаглифического метода есть собственные, присущие только ему недостатки.
Первый
и главный из них - неполная и искаженная цветопередача. Когда
изображение пропускается через фильтры, часть цветов выпадает. Грамотная
цветокоррекция при производстве фильма, просмотр на правильно
настроенном оборудовании и качественные очки могут несколько помочь в
данной ситуации, но идеального изображения, хоть сколько-то похожего на
то, что можно увидеть в суперсовременных кинотеатрах, добиться все равно
не получится.
Кроме того, уже после нескольких минут пребывания в
разноцветных очках у зрителя сбивается цветовосприятие. Если снять очки
и взглянуть на реальный мир, возникнет несколько неприятное ощущение,
которое пройдет лишь в течение получаса. Причина дискомфорта кроется в
том, что глаз, возле которого до этого находился красный фильтр,
воспринимает окружающий мир в сине-зеленых тонах, а глаз, возле которого
был бирюзовый фильтр - в зловещих красноватых.
Еще одним
недостатком является то, что очки снижают яркость - то есть, работают
как обычные солнечные очки. Причем, если фильтры сделать чересчур
светлыми (то есть, более прозрачными), то один глаз может в той или иной
степени увидеть картинку, предназначенную для другого глаза, вследствие
чего изображение может начать заметно двоиться. Слишком же темные
фильтры могут быстро привести к утомлению.
Достоинства
анаглифического метода очевидны: простота создания стереоконтента,
дешевизна и доступность очков, отсутствие необходимости в специфическом
оборудовании для демонстрации.
Впрочем, за этой простотой
скрывается и масса нюансов. Об одном из них мы уже косвенно упомянули -
необходимость в повышенной яркости при показе. Также может потребоваться
подрегулировать и уровень цветности: если цвета будут слишком блеклыми,
стереоэффекты можно просто не увидеть, а если слишком насыщенными -
некоторые цвета будут "зашкаливать" и создавать выраженный дискомфорт.
Очень
большое значение имеет качество видеозаписи, причем даже DVD9 не всегда
дает приемлемый результат - четкость может быть недостаточной для
комфортного просмотра. Пожатие и перекодирование (даже аппаратное,
каковое имеет место из-за особенностей видеотракта телевизоров и
домашних проекторов) тоже могут ухудшить картинку - например, вызвав
двоение контуров. Поэтому следует, как минимум, избегать подключения
источника видеосигнала через компонентный вход или S-video - при
возможности рекомендуется подсоединять плеер через разъем типа SCART,
позволяющий передавать RGB-сигнал напрямую. Так что если вы вдруг
соберетесь посмотреть анаглифический фильм, то надежнее всего будет
смотреть его с Blu-ray-носителя на компьютере с качественным монитором.
Разноцветная семейка
Выше
уже упоминалось, что при создании и просмотре анаглифического контента
могут использоваться красный и бирюзовый фильтры, при этом через красный
идет картинка для левого глаза, а через бирюзовый - для правого. В 70-е
годы прошлого века некто Стивен Гибсон придумал эту относительно
удачную в плане цветопередачи систему, но, к сожалению, он же ее и
запатентовал по самое "не могу".
Но нашлись люди и поумнее
Гибсона, которые просто додумались при кинопроизводстве менять фильтры
местами: качество цветопередачи при этом не меняется, а патент - побоку.
Очки при этом подходят и гибсоновские - достаточно лишь вывернуть их
наизнанку, благо чаще всего они делаются из картона.
Иногда
используются красный и синий фильтры. Этот способ никем не запатентован,
но он имеет несколько худшую цветопередачу. Впрочем, красно-синие и
красно-бирюзовые очки вполне взаимозаменяемы. Во всяком случае,
восприятию стереоэффекта замена одних очков на другие не мешает.
Время от времени используются зеленый и пурпурный фильтры. Лишь очень
малое число фильмов выпущено для просмотра в зелено-пурпурных
(green/magenta) очках. Но, как назло, эти фильмы более чем достойны
просмотра - так что такими очками обзавестись все равно не помешает.
Некоторые "специалисты" утверждают, что можно вывернуть наизнанку
красно-бирюзовые очки и они, якобы, подойдут - но это наглая ложь:
двоение контуров и крышесносящая цветопередача не позволят досмотреть
фильм до конца.
Встречаются и другие, еще более экзотические
сочетания фильтров, но соответствующих фильмов, тем более на русском
языке, нам пока не попадалось.
Где взять очки?
Очки
нужных цветов проще всего купить на интернет-аукционах (только
предварительно проясните вопрос доставки - вдруг очки придут в ваше
почтовое отделение только когда вы выйдете на пенсию).
Иногда в
продаже появляются детские книжки со стереокартинками либо сувенирные
альбомы со стереофотографиями. Или вот сравнительно недавно на каждом
углу валялся какой-то номер журнала National Geographic в комплекте с
красно-синими очками.
При очень большом желании очки можно
сделать самостоятельно - из цветного пластика и картона либо из старых
очков и витражной краски.
Еще один метод (несколько
нетрадиционный для России, но упомянуть о нем очень даже стоит) - это
приобретение лицензионных видеодисков с очками в комплекте. На наших
прилавках вполне можно при желании найти фильмы "Белка и Стрелка 3D",
"Мухнем на Луну 3D", "Большое путешествие вглубь океанов 3D" и "Коралина
в стране кошмаров 3D".
Сами вы пираты!
Если у вас есть
возможность приобрести очки, не покупая дисков, то так и поступите.
Российские дистрибьюторы анаглифических стереофильмов не заслуживают
того, чтобы вы отдавали им свои деньги.
Сравнительно недавно я
приобрел в одном из питерских магазинов вышеупомянутый фильм "Коралина в
стране кошмаров" - блестящий образец кукольной анимации от режиссера
Генри Селика ("Кошмар перед Рождеством"). Коробка с диском была со всех
сторон облеплена лицензионными наклейками, а на обложке красовалось
гордая надпись "внутри 3D очки". Разочарование наступило почти
моментально: вместе с мощным китайским запахом в коробке обнаружились...
красно-бирюзовые очки, вывернутые наизнанку. Хотя фильм был сделан для
просмотра в зелено-пурпурных очках!
При просмотре данного фильма
в неправильных очках возникает серьезное двоение изображения, а все
лица приобретают инфернальный зеленоватый оттенок. Вдобавок теряется
масса цветовых оттенков, причем, в самые ответственные моменты.
Например, когда девочка просит манговый коктейль, благодаря усилиям
российских дистрибьюторов, ей в результате наливают в стакан какую-то
болотную жижу. А уж когда Другая Мама предлагает Коралине розовые
пуговки... Ой, простите за спойлер.
Нужные очки в итоге пришлось
заказать в Китае, а фильм в человеческом качестве выкачать из
интернетов. Деньги за диск, который оказалось невозможно смотреть, мне,
конечно, никто не вернул. Ну и кто из нас после этого пират - я или
они?..
Трехмерная паутина
Анаглифических фильмов сегодня
доступно не так уж и много. Попадаются среди них качественно сделанные и
при этом интересные, но таких фактически единицы (кроме
вышеперечисленных, заслуживают упоминания разве что "Мой кровавый
Валентин" и "Путешествие к центру Земли"). Старые анаглифические фильмы
смотреть, как правило, невозможно из-за низкого качества. А новые, в
связи с повсеместным распространением более совершенных технологий, вряд
ли будут выпускать в дальнейшем.
Однако анаглиф все еще может
использоваться в развлекательных и образовательных целях. Этот метод
вряд ли умрет в ближайшее время, и тому есть несколько веских причин.
Во-первых, не существует никакой другой массовой технологии, которая не
требовала бы наличия какого-то специфического оборудования (различные
способы просмотра стереопар со скашиванием глаз не в счет, это разовое
развлечение). Во-вторых, цветные очки есть у многих людей, их легко
приобрести и стоят они копейки. В-третьих, пока технология
поддерживается такими гигантами как Google, она точно не канет в Лету.
Насчет
Google - это не шутка. Не все знают об этом, но сервис Street View
позволяет просматривать панорамы в стереорежиме. Если у вас под рукой
есть красно-бирюзовые очки, вы можете прямо сейчас увидеть трехмерный
Париж и умереть. Для этого зайдите на Карты Google,
найдите там Париж и перетащите желтенького человечка в какое-либо место
на карте (вам должны показать панораму улицы). Теперь переключитесь в
полноэкранный режим просмотра и наденьте очки. Затем нажмите правую
кнопку мыши и выберите пункт меню "3D mode on".
Аналогичный сервис есть и в Рунете. На сайте Mappi.ru
представлены панорамы Москвы и ряда других городов. Переключиться в
псевдотрехмерный режим просмотра можно нажатием на иконку в виде
двухцветных очков. Панорамы тут, конечно, похуже, чем у Google, но на
безрыбье и колбаса - суши.
На видеосервисе Vimeo есть псевдотрехмерный канал
и время от времени там появляются интересные ролики. А вот на YouTube в
поисках стерео лучше не ходить - сервис пожимает видео до неприличия.
На
популярном фотохостинге Flickr можно отыскать немало стереофотографий,
некоторые из которых весьма и весьма неплохи. Правда, надо иметь в виду,
что среди любительских стереофотографий и стереороликов могут
попадаться "фальшивые": их создатели берут простую плоскую картинку и
смещают в сторону красный цветовой канал, создавая иллюзию
стереоэффекта.
Немаловажным доводом в пользу использования
анаглифической технологии в Интернете является то, что видеоролики или
виртуальные прогулки с помощью Google Street View не требуют от
пользователя длительного ношения очков (а трехмерка, напомним, вредна
лишь при регулярном и длительном воздействии). К тому же, один из
недостатков этого метода срабатывает как своего рода предохранитель -
нормальный человек и сам не станет злоупотреблять очками, которые
настолько заметно искажают цветовосприятие.