Интернет убьет телевидение гораздо быстрее
Затылком к ТВ, лицом к компьютеру: так россияне воспринимают информацию
Дикторы
федеральных телеканалов бодро рапортуют о том, как «колосятся удои».
Тем временем в блогах обсуждаются марши несогласных и акция «Синие
ведерки». Две страны? Две реальности? Две аудитории? Об особенностях
российского медиапотребления E-xecutive беседует с социологом Павлом
Лебедевым.
Телевизор и нетбук ведут борьбу не на жизнь, а на смерть. Исход
схватки предрешен, ждать осталось недолго, считает руководитель проекта
«Мир Интернета» ФОМ Павел Лебедев. О шансах и рисках, которые несет с
собой победа интернета в борьбе с «вертикальными медиа», он
рассказывает в интервью E-xecutive.
E-xecutive: Какова аудитория Рунета?
Павел
Лебедев: Сейчас интернетом пользуется порядка 36% населения России
старше 18 лет, это чуть более 40 млн человек. Аудитория продолжает
постоянно расти. В молодежной среде от 12 до 18 лет проникновение
интернета составляет порядка 75%.
E-xecutive: А кто входит в 25% молодежной аудитории, не включенной в интернет-отношения?
П.Л.:
Чаще всего – жители небольших городов, с невысокими стартовыми
позициями, небольшим социальным и материальным капиталом.
Интернет-пользователь, как правило, человек образованный, располагающий
определенным доходом и проживающий в крупном городе. Это – передовой
человек по сравнению со «средним человеком».
E-xecutive: Учитываете ли вы степень погружения человека в виртуальную среду при определении аудитории Рунета?
П.Л.:
Исследователи определяют суточную, недельную, месячную, полугодовую
аудиторию, в зависимости от того, с какой интенсивностью человек
пользуется интернетом. Мы в ФОМ определяем полугодовую аудиторию как
самый максимальный порог. Сейчас думаем о переходе к ежемесячной,
потому что разница между полугодовой и ежемесячной незначительна. Иными
словами, мы будем относить к пользователями интернета тех, кто входит в
сеть минимум раз в месяц. Результаты наших исследований можно
посмотреть в презентации.
E-xecutive: Из каких социальных групп пополняется аудитория Рунета?
П.Л.:
Прежде всего из числа молодежи. Кстати, в европейских странах
считается, что пользователем является ребенок в возрасте от двух лет,
если у него есть доступ к сети. И в этом есть логика: ребенок начинает
пользоваться интернетом в раннем детстве, эти коммуникации становятся
для него совершенно обычной вещью. При этом во всем мире, в том числе и
в России, идет очень заметный процесс: пользователи перестают
воспринимать интернет как обособленную среду. Очень часто люди
выполняют какие-то действия, не осознавая, что в этот момент находятся
в интернете. Например, когда отправляют MMS в мобильниках, или когда
получают телевизионный сигнал и данные по одному и тому же кабелю
оператора связи. Или, когда человек сидит перед компьютером, у него
мигает «аська», работает почтовая программа, но человек при этом не
задумывается, находится ли он в интернете или за его пределами.
E-xecutive:
В дискуссиях на Российском Интернет-форуме-2010 я несколько раз слышал
одну и ту же мысль: аудитория Рунета взрослеет. Как это соотносится с
вашим тезисом о том, что пополнение сообщества пользователей сети идет
за счет молодежи?
П.Л.: Одновременно идет несколько процессов.
Во-первых, нынешние пользователи сети становятся старше. Во-вторых,
появляются интересные проекты, привлекающие взрослую аудиторию.
Например, «Одноклассники» привели в сеть людей старшего возраста.
Некоторые взрослые, не понимая, как пользоваться интернетом, просили
детей, внуков, чтобы им завели аккаунт на «Одноклассниках», и таким
образом делали первый шаг в сетевые отношения. Если в России будут
появляться государственные www-сервисы, число пожилых пользователей
сети будет возрастать. Другим фактором, работающим на приток взрослых в
виртуальную среду, могут стать терминалы коллективного доступа в
отделениях связи, библиотеках.
E-xecutive: При этом в каждом поколении сохранится доля «робинзонов», не желающих вступать в сеть?
П.Л.:
Да, исследования показывают, что в каждом поколении есть от 5% до 20%
людей, которые не хотят пользоваться сетью, не понимают, зачем она им
нужна. Образно говоря, зачем человеку, чья сфера интересов
ограничивается бутылкой и забором, интернет? Он ему просто не нужен. У
определенной части населения пока нет понимания, «что с этим интернетом
делать?» У жителей маленьких городов нет денег на доступ в www: 500
рублей в Москве и 500 рублей в районном центре – это разные деньги.
E-xecutive:
Отчеты TNS показывают такую логику увеличения аудитории: сегодня это
значение показателя достигнуто в Москве, завтра – в Петербурге,
послезавтра – во всей России, точнее в городах с населением 100 тысяч
человек и более. Вы согласны?
П.Л.: Да, с тем лишь уточнением,
что в Петербурге проникновение интернета, как показывают наши
исследования, уже почти такое же, как в Москве. В столице он составляет
62-63%, а в Петербурге приближается к 60%, тогда как в городах с
населением от 100 тыс. до 1 млн – около 40%, в городах с населением
меньше 100 тыс. человек – около 33%, а в селах – всего 19%.
E-xecutive: Что изменится в России, когда более половины ее жителей будет вовлечено в интернет-отношения?
П.Л.:
У меня есть внутреннее ощущение, что через 10 лет мир станет
кардинально другим. Он изменится так, что мы и предположить не можем.
Произойдут феерические сдвиги в потреблении контента.
E-xecutive:
Вы можете смело брать в союзники Даниела Белла или Элвина Тоффлера, но
с одним уточнением: пророки информационного общества строили прогнозы
на базе иной социально-экономической реальности. Что же должно
произойти в России, чтобы наступили феерические изменения в
медиапотреблении?
П.Л.: Цены на доступ в сеть должны упасть.
Тогда резко повысится уровень осведомленности людей, о том, что такое
интернет, какие возможности у него есть. Какое-то время назад
интернет-компании в Москве стали размещать рекламу своих проектов на
заборах. Когда тоже самое начнет происходить в регионах, наступят
изменения в медиапотреблении.
E-xecutive: Каков рисунок поведения россиянина в сети? Что говорят ваши исследования?
П.Л.:
На вопрос «Что люди делают в интернете?» любые исследователи начинают
перечислять формы активности: поиск информации, чтение новостей,
общение в социальных сетях, развлечения… Но есть еще порноконтент,
объем которого, как показывают данные поисковых сайтов, огромен. Об
этом все знают, но предпочитают не говорить. В исследованиях лишь 5-7%
респондентов признаются, что посещают эротические сайты. Так вот, даже
если отставить в сторону порнотрафик, являющий собой существенную часть
интернет-индустрии, то следует признать, что www становится глобальной
развлекательной площадкой, это первое. Во-вторых, и на этом,
собственно, строится идея Web 2.0, востребованы разнообразные
коммуникативные сервисы, социальные сети, в которых люди начинают сами
производить информацию, работать с ней, общаться друг с другом и таким
образом сами себя заинтересовывать. По сути интернет становится
действительно глобальным средством общения. Таким образом, пользователь
Интернета – это человек развлекающийся и общающийся. Что же касается
типологии контента, то, «человек кликающий» занят прежде всего поиском
информации (81%), чтением новостей (60%), просмотром фото и видео,
прослушиванием музыки (по 40%). При этом, как я уже сказал, интернет
интегрирует различные каналы и гаджеты, и в этом качестве перестает
быть каналом и становится средой.
E-xecutive: Измеряет ли ФОМ аудиторию телевидения?
П.Л.:
Мы не занимаемся измерением аудитории телевидения так же постоянно, как
изучением среды пользователей www. Однако мы знаем, что в число
телезрителей входит порядка 90% россиян.
E-xecutive: Контент ТВ
и www совершенно различен: если сравнить их, можно подумать, что есть
две России? Как они сочетаются друг с другом?
П.Л.: Их не две,
их гораздо больше, они пересекаются и наслаиваются друг на друга. Это
происходит, в том числе и потому, что телевизор активно идет в
интернет: люди смотрят телевизионные программы в интернете, там же и
обсуждают их. Для сетевого пользователя не трудно зайти на сайт
«Первого канала», посмотреть там ролик передачи, причем, сделать это в
то время, когда человеку удобно, а не тогда, когда сюжет транслируют в
эфире. После чего пользователь может послать ссылку друзьям,
вмонтировать ее в социальные сети и т.д.
E-xecutive: Можно ли
очертить две аудитории, два ядра, одно из которых пользуется
преимущественно телевидением, а второе – интернетом?
П.Л.: Мы задавали пользователям вопрос: «Скажите, пожалуйста, из
каких источников Вы чаще всего узнаете интересующую Вас информацию?
Результаты показаны на графике. Как видим, чем старше аудитория, тем
меньшую роль в качестве поставщика информации играет интернет.
E-xecutive: Зрители ТВ и пользователи интернета получают разную информацию?
П.Л.:
Информационные послания могут быть разными по форме, но могут быть
приблизительно или совершенно одинаковыми по содержанию. Есть Первый
канал», но есть и РЕН-ТВ, у которого другая точка зрения. Понятно, что
официальная точка зрения центральных каналов может не совпадать с
мнением блогеров. Так получилось исторически, именно в силу того, что
интернет-пользователь более образован, у него больше доходы, У него,
что называется, внутренний локус контроля: эти люди не нуждаются в
опеке со стороны государства, они сами несут ответственность за то, что
делают, они более критичны по отношению к реальности. Поэтому есть
темы, которые у них вызывают возмущение. Но в то же время не может быть
«чистой» аудитории. Людей, которые выкинули телевизор в окно, очень
мало. Чаще всего, и такая ситуация типична для молодежи, человек
«смотрит» телевизор, обратившись к нему затылком, а лицом – к
компьютеру. Серди людей 55-59 лет телевизор в качестве источника
интересующей информации воспринимают 95% , в группе 18-24 лет – 84%.
Это говорит о том, что молодые тоже обращаются к телевизору, но их
информационный запрос другой: кино, спорт, молодежные сериалы… Иными
словами, ТВ становится для них поставщиком «картиночных развлечений»,
тогда как новости молодые узнают преимущественно в интернете.
E-xecutive: Предполагаете ли вы, что число людей «выбрасывающих телевизор в окно», со временем будет расти?
П.Л.:
Думаю, произойдет другое: интернет съест телевизор в функциональном
смысле. Обратите внимание на телеканал ТНТ. У них полноразмерные
программы выложены на вебсайте. В то же время на телеканале ТНТ идет
реклама компьютерной игры World of Warcraft, в которой эльфы рубятся с
орками, это – одна из самых популярных онлайн-игр. Идея в том, что рано
или поздно у телеканала возникнет технологическая возможность сделать
один шнур, и человек сможет одновременно и смотреть передачу, и
участвовать в ней. В этот момент интернет «съест» телевизор. И не будет
ничего, кроме интернета. Исчезнет понимание телевизора как ящика с
кнопками. Будет интерактивная мультимедийная информационная среда.
Дополненная реальность.
E-xecutive: Что же тогда придется делать
«Первому каналу»? Как он сможет донести пропагандистские мессаджи до
аудитории в условиях всеобщей интерактивности?
П.Л.: Думаю,
придется менять технологии. Искать новые способы работы с аудиторией.
Действовать через вирусный маркетинг. При этом я хочу показать
результаты свежего исследования, в ходе которого мы выясняли, доверяют
ли люди информации, публикуемой в интернете другими пользователями. Это
исследование было связано с волной протестных публикаций (ДТП на
Ленинском проспекте в Москве и на МКАД, обращение майора Алексея
Дымовского…) Обратите внимание на то, что в группе людей 30-34 лет при
высокой степени осведомленности, гораздо ниже уровень доверия к
информации, размещаемой в интернете обычными людьми.
E-xecutive: А с какими факторами коррелируются протестные настроения? С образованием?
П.Л.:
Некоторое время назад я специально сравнивал настроения двух групп,
одна из которых была вовлечена в интернет, а вторая – нет. Если
выровнять две выборки по возрасту и месту жительства, то становится
совершенно ясно, что степень выраженности скептицизма зависит не от
вовлеченности в интернет, а от других факторов, главные из которых –
образование и локус контроля. При этом люди с внутренним локусом
контроля, даже если они настроены критично по отношению к власти, не
пойдут бастовать. Скорее всего, они пойдут работать для того, чтобы
решить свои проблемы, потому что ориентированы на решение проблем, а не
на актуализацию протеста.
E-xecutive: В чем различие культурного потенциала тех, кто вовлечен в виртуальные отношения, от тех, кто не вовлечен?
П.Л.:
Как я уже говорил, около 20% населения не хотят и никогда не будут
пользоваться интернетом. Вне зависимости от того, что будет
происходить, они продолжат смотреть «ящик» и не воспользуются новыми
технологиями до тех пор, пока эти технологии сами не охватят их. Будут
продолжать потреблять по телевидению привычную «резину», жвачку. Я
называю их социальными трупами, потому что они не играют никакой роли в
инновационном развитии страны, не новаторы, не двигаются вперед. Они не
интересны.
E-xecutive: Но не несет ли интернет в себе риски
упрощения, попсовизации культуры, не создает ли он у тех, кто освоился
в виртуальной среде, иллюзии собственной приобщенности к культуре?
П.Л.:
Молодых часто ругают за клиповость мышления, за то что она мало читает,
занимается всякой ерундой. Но вот вопрос: а зачем тому, кому сегодня
10-16 лет, Виктор Гюго? Зачем ему знать, кто такой Гюго? Он набрал в
Google слова «Виктор Гюго», получил кучу ссылок. Узнал, что есть роман
«Собор Парижской богоматери». И что? Сегодня информация приобретает
иной смысл. Об этом можно почитать у исследователей, каких как Умберто
Эко или Маршалл Маклюэн, автор «Галактики Гуттенберга». До изобретения
письменности слова имели сакральное значение – жрецы проговаривали их,
глашатаи произносили вслух указы. После изобретения письменности
началась десакрализация слова, особенно активно этот процесс пошел
после изобретения печатного станка. Наступила эпоха текста. А сейчас
она заканчивается. Она умрет в тот момент, когда в тексте не будет
необходимости.
E-xecutive: Уступит место эпохе гипертекста?
П.Л.:
Да. Сейчас у нас все документировано - регламенты, указы… Все умеют
читать, все зафиксировано на бумаге. Культура тоже зафиксирована на
бумаге. В какой-то момент – я не знаю, как именно это произойдет, мне
это очень интересно – текст растворится в массиве данных. Человек будет
гулять по ссылкам, переходить по пространствам, кликая, и, создавая
себе гипертекст, который состоит из обрывков слов, аудио, видео и так
далее. И в связи с этим вновь задаю вопрос: зачем пользователю Гюго? В
какой-то момент истории исчезла каллиграфия: сейчас совершенно неважно,
кто как пишет. Так же исчезнут наши представления о традиционном
чтении. Или другой пример: наскальная живопись неандертальцев. Она для
вас актуальна? Нет. Точно так же новому пользователю не будет нужен
Гюго.
E-xecutive: Google вместо художественной культуры? Неубедительно. С таким жребием может согласиться толпа, но не элита.
П.Л.:
Возможно, мы перейдем в стадию, когда будут «новые жрецы» и «новые
неграмотные». На самом деле эти неграмотные есть и сейчас. Только
сегодня они погружены в телевизор, а будут погружены в интернет,
растворятся там и будут счастливы. В то же время сохранится небольшая
прослойка людей, которые сохранят критический взгляд на жизнь, нужный
им для того, чтобы всем этим управлять.
E-xecutive: Вы полагаете, «Человек Гуттенберга» обязательно проиграет «Человеку Google»?
П.Л.:
Нет. Есть условия, при которых «Человек Google» бессилен: это
происходит там и тогда, где нет доступа в интернет. Помните
американский фильм «Сокровища нации»? Два охотника за драгоценностями
идут к цели. При этом первый – знаток, эрудит, он умеет разгадывать
ребусы, смыслы. А второй – гуглит, т.е. ищет ответы в Google. Момент
истины наступает в пещере, где нет доступа в сеть. Выигрывает первый.
Беседовал Андрей Семеркин, E-xecutive http://www.internetua.com/internet-ubet-televidenie-gorazdo-bistree
|