Кто сегодня только не говорит об инновациях и инновационном
менеджменте. Сокращение производственного цикла и растущие требования к
товарам и услугам приводят к росту спроса на инновации. Многие успешные
компании быстро теряют свои конкурентные преимущества на рынке,
отказавшись от инновационной деятельности или и вовсе игнорируя
инновации как фактор роста.
К примеру, американская корпорация Dell, можно сказать, озадачила
своего конкурента фирму Compaq, решив производить ноутбуки с
конфигурацией под потребности клиента. А производитель фотоаппаратов
Kodak в свое время недооценил потенциал рынка цифровых камер. На рынке
хай-тека многие компании пытаются сегодня повторить успех американской
корпорации Apple. Так, берлинская фирма Neofonie заявила о своем
намерении вывести конкурирующий продукт WeTab после появления на рынке
инновационного продукта iPad.
Инновационный подход по-немецки
Bildunterschrift:
Großansicht des Bildes
mit der Bildunterschrift: Не
все то золото, что блестит: дело не в блестящей идее, а в ее реализацииВ
Германии, которая признана одним из мировых технологических лидеров,
нельзя недооценивать роль инноваций и их роль в современной
предпринимательской культуре. На европейском рынке немецкий бизнес
лидирует по числу зарегистрированных патентов. За мировое лидерство
Германия в сфере инноваций конкурирует с Соединенными Штатами Америки и
Японией. Немецкие компании активно занимаются инновационной
деятельностью, ежегодно регистрируя патенты на новые товары и услуги.
По традиции в центре внимания оказываются технологические инновации.
Однако не стоит забывать о том, что понятие "инновация" имеет более
широкое толкование. Это не только идея, нашедшая реализацию в новых
продуктах, речь идет также и о новых идеях по организации производства.
Так, в последние годы широкую популярность приобрела бизнес-концепция,
получившая название "Управление ключевыми клиентами" (от английского Key
Account Management). К инновационным идеям по части организации
производства можно отнести и "бюро в аренду", когда фирма снимает не
только помещение для офиса, но и обеспечивает себе определенный набор
услуг - телекоммуникации и секретариат.
От идеи к продукту: о чем важно помнить
Любая инновация начинается с желания изобрести что-то новое. В основе
самой идеи может лежать какое-то изобретение или техническое открытие.
Другой вариант - инновация рождается в рамках компании. В этом случае
речь идет о внутрифирменной науке. После того, как идея найдена,
наступает фаза разработки. Проверяется сама идея, и согласовываются
цели. В случае успешного завершения данного этапа наступает момент для
выведения инновации на рынок. Здесь важно согласовать время и выбрать
подходящую модель для продвижения нового товара или новых услуг.
Что мешает инновационной деятельности
Bildunterschrift:
Großansicht des Bildes
mit der Bildunterschrift: Инновационная
деятельность как зыбкий песок: риск достаточно великЭто в
теории путь от идеи к инновации можно представить схематично и кратко.
На практике же этот процесс имеет более затяжной характер, а каждая идея
требует определенного времени для вызревания. Следующие факторы помогут
ускорить инновационный процесс:
- своевременный мониторинг тенденций и отслеживание развития рынка;
- своевременная профессиональная подготовка (повышение уровня
подготовки персонала);
- четкая постановка цели и классификация специфических свойств
товара;
- отлаженное сотрудничество и формирование сети контактов;
- оценка необходимых технических ресурсов;
- распознавание барьеров и преград на пути реализации идеи в
инновации.
Для успешной реализации последнего пункта важно, чтобы в компании был
профессиональный менеджер по управлению инновационными процессами. Ему
предстоит взять на себя роль руководителя проекта, организатора,
способного мотивировать свою команду и выполнять функцию "контролера".
Инновационный менеджмент необходим для устранения преград и реализации
инновационной стратегии.
Какое значение имеют инновации
Bildunterschrift:
Großansicht des Bildes
mit der Bildunterschrift: Инновации
помогут вам опередить конкурентовДля одного
инновационного проекта нужна целая команда. Она должна состоять из
личностей, обладающих разными качествами. У каждого могут быть свои
сильные стороны, своя специализация - знания в конкретной области - и
свои традиции - культура. Поэтому не стоит удивляться тому, что любовь к
инновациям питают далеко не все менеджеры. Слишком высоки риски.
Однако выжидательная позиция - это не выход. Ведь промедление может
затормозить рост компании. Без инновационного менеджмента сегодня трудно
представить себе современный подход к управлению - не только в
Германии, но и во всем мире. Без инноваций вы будете вынуждены
ориентироваться только на конкурентов, что, в конечном счете, приведет к
отставанию. Поэтому крайне важно:
- стремиться к тому, чтобы в компании появилась должность "менеджер
по инновациям". Если в вашей фирме действует иерархический подход, и
только генеральный директор принимает решения, неплохо было бы донести
до начальства преимущества системы, в рамках которой в инновационный
процесс вовлечены и менеджеры-исполнители. Главное - убедить начальника
в том, что конечная цель - это инновационный прогресс, а не стремление
лишить его власти и свергнуть с кресла босса;
- определить дальнейший план действий: кто, когда, с кем, каким
образом отвечает за соблюдение сроков;
- пытаться внести свой вклад в трансфер знаний. Русским сотрудникам
при этом важно соблюдать определенные правила. Старайтесь передать свои
знания третьему лицу в интересах повышения инновационного потенциала
компании. Если у вас возникли сомнения, обсудите свои идеи с
руководством. В противном случае разглашение производственной тайны и
передача инновационных знаний лицам, не имеющим к этому прямого
отношения, может повлечь за собой неприятности. Ведь на вас лежит
обязательство неразглашения служебной тайны. Последствиями некорректной
тактики могут стать производственные издержки и потеря доверия
начальства и коллег.
Выводы
Важно помнить о том, что не все то золото, что блестит, ведь дело не
только в блестящей идее, а в экономической эффективности ее реализации.
Разумеется, не так просто реализовать конкретную инновацию, но это
возможно, если запастись терпением. Если у молодого специалиста из
России, работающего в европейской компании, есть возможность принять
участие в инновационном процессе - будь то на стадии разработки или
внедрения, - то это, бесспорно, окажется полезным и ценным опытом.
Автор: Сергей Франк, консультант в области международного бизнеса
Редактор:
Марина Борисова
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5508401,00.html