С Денисом Олейниковым мы познакомились
несколько лет назад, когда его стартап FUTBOLKA.ua вырос до сервиса
ProstoPrint.com, позволяющий любому пользователю открыть собственный
магазин футболок. На завтрашней конференции интернет-деятелей iForum
Денис Олейников представит новый проект, о котором также упомянул в
нашем интервью.
Я прочитал у тебя в Facebook, что ты пытался начать трудовую
карьеру с «Макдональдса» и тебя не взяли. С этого момента ты решил
заниматься бизнесом?
С «Макдональдсом» было просто веселое приключение, когда я пришел
устраиваться на работу в ресторан на Крещатике, выстоял огромную
очередь и меня не взяли.
Мой друг по общежитию уже работал в «Макдональдсе» на Лукьяновке и он
рассказал, что там есть охранники, продавцы и другие сотрудники, а есть
крушники – младшие разнорабочие. Но он забыл сказать, что это сленговое
название и слегка оскорбительное. Поэтому, когда меня спросили на
собеседовании, кем я хочу работать, я честно ответил - кем угодно, хоть
простым крушником. HR-менеджер, видимо решила, что я не сильно уважаю
компанию и меня не взяли. Еще я пытался устроиться в Procter&Gamble,
куда тоже не попал. Действительно, я благодарен всем небесным силам,
что они не позволили мне втянуться в корпоративный мир. Я не представляю
себя в этом мире. На третьем курсе я пытался работать в финансовой
компании и сам оттуда ушел, потому что этот корпоративный мир мне всегда
не нравился.
Тебя тянуло в бизнес?
Когда в детстве все хотели быть космонавтами, я честно говорил, что
хочу быть спекулянтом. Меня в школе за это сильно ругали, но не
наказывали, т.к. я был отличником.
Расскажи о своем бизнесе сегодня? Как развиваются твои самые «простые» проекты – ProstoPrint.com и prostobook.com?
Я счастлив тем, что я люблю свою работу. При всех ее недостатках и
сложностях. И это не щенячий восторг стартапера. Мне нравится моя работа
после 10 лет неудач и успехов. Есть целый сегмент рынка, который
называется «товары по требованию». Он гиперинновационный, хотя многие
этого не замечают. Говорят, мол, вы печатаете на футболках, что тут
нового? Я с этим не согласен, как и многие высокотехнологичные западные
компании, которые создали весь этот тренд товаров по требованию. Другой
вопрос, что мне, возможно, не повезло родиться в Силиконовой долине, и я
работаю в Украине и России. Может быть я не располагаю теми ресурсами,
для того чтобы двигаться быстрее, выше, сильнее.
Как вы развиваетесь?
Например, сейчас мы начали делать персонализированные часы. Это
оказалось очень востребованным. Мы нашли поставщика, который сказал, что
у него очень много заготовок, но через три дня работы с нами, они у
него закончилось.
Свободные ниши находятся легко?
Да! Но, к сожалению, инфраструктура рынка такова, что мы не можем
просто выйти на рынок и купить основы для чего-то. Мы же стали
импортерами футболок не от хорошей жизни, а потому что не могли их
купить здесь в достаточном количестве. Скоро мы станем импортерами
часов, чехлов для iPhone и т.д. Но с другой стороны - это безумно
интересно. Быть может, через три года мы будем делать мебель, игрушки,
что угодно. То же самое с ProstoBook. Технологии издательства по
требованию позволяют на сегодняшний день сделать книгу, практически не
уступающую фабричному производству. Конкуренция идет только в сторону
стоимости. Пройдет какое-то время, офсетная печать потеряет свое
преимущество в цене и эта разница уменьшится.
Ты как-то написал заметку «Революция отменяется», где призвал
участников рынка к объединению, созданию представительства для диалога с
властью. Удалось найти единомышленников или все так и осталось в
комментариях на сайтах?
Людям, которые начинают активную политическую жизнь нужно, как
правило, что-то из трех вещей: деньги, власть или слава. Причем слава –
не самое плохое из этого набора. В какой – то момент общественная
деятельность была мне интересна, и в момент «налогового майдана» мне
показалось, что я был готов оказаться тем самым выразителем интересов. В
то время я общался со многими лицами украинского политикума. После той
статьи мне звонили достаточно известные люди, включая народных
депутатов, политических лидеров, хотели встретиться, поговорить, потому
что статья действительно вызвала широкий резонанс. В отличие от 2004
года люди по обе стороны баррикад понимают, что интернет – это
определенная сила, но меня разочаровала реакция самого
интернет-сообщества. К сожалению, она достаточно типична для всего
украинского общества и заключается в таком подходе: если у вас что-то
получится, то мы к вам, конечно, присоединимся. Но изначально, у вас
ничего не получится. В то время я встречался с такими людьми, как
Ярослав Ведмидь, Максим Саваневский и мы думали, как можно создать такую
ассоциацию. Мы провели несколько встреч, разработали много
конструктивных идей. Но в какой-то момент накопилась какая-то волна
пессимизма, и я понял, что она не только в среде интернетчиков. Я
спросил себя - тебе это надо? Ты готов отдавать часть своего времени,
часть своей жизни? И честно ответил на этот вопрос: нет! На данный
момент мне это не надо. У меня есть бизнес и семья, а нести себя на
алтарь, жертвовать я сейчас не готов.
Почему в обществе такой пессимизм?
Во-первых, это жесточайшее разочарование после 2004 года, которое
будет жить в нас не одно десятилетие, а во-вторых – это отсутствие
традиций гражданского общества. Многие люди принципиально не верят, что
общественные организации и движения могут что-то менять. А на самом деле
могут и даже сейчас!
В будущем реально отойти от операционного менеджмента, уехать куда-нибудь в Таиланд и наслаждаться заслуженным отдыхом?
Я думаю, это реально. Я же могу сегодня жить в Одессе. Компания работает.
У тебя сейчас нет человека, которому можно все это делегировать?
Есть, но этот бизнес еще не настолько операционно выстроен. Могут
быть прекрасные менеджеры (хотя они у меня пока еще не прекрасные, но
хорошо учатся), но структуру не поменять, не сделать конкуренцию на
рынке среди поставщиков, не сделать надежные курьерские службы.
В Одессе ты много времени уделяешь бизнесу?
Я постоянно работаю удаленно. Причем больше работаю, чем когда жил в
Киеве. Я выполняю немного другие задачи. Офис – это рутина, менеджмент и
пр. А чтобы писать технические задания, определять приоритеты и
направления развития желательно уединение, абстрагирование, иногда нужно
делать вещи, которые в краткосрочной перспективе кажутся неправильными
или невозможными.
Ты не думал о том, чтобы использовать свой опыт в качестве инвестора новых стартапов?
Мы уже инвестируем. Конечно, я не претендую на создание украинской
Силиконовой долины, но мы планируем сделать небольшой инкубатор для
перспективных стартапов, которым будем помогать развиваться. Естественно
упор будет сделан на поддержку тех проектов, которые так или иначе
связаны с нашим бизнесом. Но не только.
А что нужно еще, чтобы получить от вас инвестиции?
Нужна жизнеспособная идея и человек или команда, которые «горят» этой
идеей. Я убежден, что для успеха любого стартапа, это один из самых
важных факторов. Если человек готов работать допоздна, продавать все,
что у него есть, и все это вкладывать в свою идею, если он так верит в
нее, то у него может все получиться.
Денис, расскажи про свой новый проект «Олейников, Панчишин и партнеры». Почему такой уклон в разработку?
Это естественная материализация того опыта, который у меня был. Мы же
долгое время являемся постоянными клиентами для украинских
разработчиков. Работая с ними, мы видим, что есть много компаний,
который могут нарисовать красивый, функциональный дизайн, много
компаний, которые могут сделать достаточно сложные программы, много
компаний, у которых есть толковые проджект-менеджеры …
И даже пиарщики и маркетологи, которых ты не очень любишь…
Совершенно верно! Но не так много компаний и команд, которые могут
разрабатывать хорошие проекты в области интернет-сервисов и электронной
коммерции, зная, как делается проект с нуля, зная, что делать надо, а
что делать не надо.
Ты говоришь о реальном опыте работы в сфере электронной коммерции?
Да, с нашим первым клиентом, например, получилось так, что его
пожелания в начале и то, что было сделано в итоге – это две большие
разницы. Но этот клиент был морально готов довериться нашему авторитету.
Мы видим, что есть заказчики и их немало, которым нужен наш опыт в
области практической реализации сложных проектов в сфере электронной
коммерции и одновременно надлежащее, высокое качество наших услуг,
программирования, дизайна и т.д.
Ведь программист сам по себе – он не хороший и не плохой. Все зависит
от того, в какой структуре он окажется. Если он втягивается в проект,
если ему интересно, тогда и будет нужный результат.
В начале года ты завел блог. Почему так поздно? Появилось свободное время, есть чем поделиться или просто возраст уже мемуарный?
Нет, это точно не мемуарный возраст (смеется). На самом деле, если ты
посмотришь на блог, то увидишь, что я его очень нерегулярно наполняю.
Блог – это очень личная вещь и я пишу туда, когда мне есть о чем
написать. Когда мне есть что сказать коротко, я пишу это в Facebook,
когда нужно больше текста – в блог.
А есть издания, которых тебе не хватает?
Хорошего бумажного журнала про интернет. Как раньше InternetUA. Но
может быть, не столько информационно-аналитического, а в формате life
style, с интервью, историями проектов.
Сергей Коноплицкий