«Что? Где? Когда?» как месторождение научных журналистов
08 Июн 2010 г.
ТрВ № 55,
c. 5,
"Люди и игры"
Алексей Паевский, Сергей Попов
Рубрика: Наука и общество
В своей статье Сергей
Попов задал любопытный вопрос: может ли опыт интеллектуального
ТВ-шоу лечь в основу отбора молодых талантов для науки? Алексей
Паевский, который успел побывать в различных интеллектуальных
состязаниях «по обе стороны баррикад» (и как игрок, и как сотрудник
телегруппы), уверен в том, что от интеллектуальных игр для науки
все-таки может быть польза. Но, конечно, не та, о которой говорит Тина
Канделаки.
Любители и профи
Интеллектуальные игры — это своего рода спорт. Они не только
развивают эрудицию, но и способствуют развитию мышления. Приучают
мыслить не однобоко, появляется способность схватывать ситуацию во всем
возможном объеме. Конечно, ответ, который напряженно ищут участники
игры, известен наперед, что резко контрастирует с ситуацией в науке
(впрочем, и научные олимпиады, как правило, имеют дело с наперед
заданным ответом...). Если же такие игры превращаются со временем в
«спорт высших достижений», а сами игроки становятся профессионалами (это
особенно характерно для ТВ-шоу) — то тут могут быть свои специфические
проблемы.
Дело в том, что телеигры на самом деле не служат для какого-либо
«отбора» игроков. Истинная цель любой телепередачи — не выяснить, кто
там среди игроков сильнее, умнее etc., а получить на выходе зрелище,
которое поглотит все внимание целевой аудитории. Таким образом, у «Что?
Где? Когда?» в сущности те же самые цели (как это ни прискорбно), что и у
«Дома-2». Его Величество Рейтинг.
В той же «Своей игре» 15-летний опыт показывает, что интереснее всего
даже не вопросы, а игра как таковая: страсти, интрига... Не достаточно
просто «столкнуть лбами» нескольких умных людей, нужна особая
режиссерская «настройка» участников и результатов. Скажем, даже в
интеллектуальной «Своей игре» (не говоря уж о чем «попроще»)
нежелательно ставить в одну тройку сразу трех «суперигроков» (если это
только не финал), нельзя также ставить и одного «суперигрока» с двумя
явными аутсайдерами -шоу просто не получится.
Возможно, ничего особенно плохого в этом и нет: такой уж «формат», и
выяснение, кто на самом деле умнее-образованнее, — здесь не главное. Но
какое это отношение имеет к интеллекту? Правильно говорит Александр
Андросов: победа академика над инженером с точки зрения телевидения не
представляет интереса. Нет интриги — нет и интереса.
Советское ноу хау
В этом отношении примечательна игра «Что? Где? Когда?», которую
придумал 35 лет назад гениальный Владимир Яковлевич Ворошилов. Интересна
и уникальна эта игра в первую очередь не столько своим сроком жизни на
ТВ, сколько другими вещами. Во-первых, ее «главным героем» следует
считать не какого-то отдельного игрока, а команду в целом. Во-вторых,
противостоит им не ехидный телеведущий, а само время: за минуту
обсуждения нужно получить правильный ответ. Как известно, эта
телепередача породила в СССР и во всем остальном мире массу подражателей
и продолжателей. Во время «минуты обсуждения» звучит уже не только
русская речь, но и молдавский, украинский, финский, английский языки... и
всё это не только на телеэкране. Явление по-своему уникальное. Ведь из
интеллектуальных шоу на ТВ никто пока не может похвастаться порождением
столь развитой собственной субкультуры.
Каюсь, грешен — я и сам вот уже 20 лет из своих 35-ти играю в
нетелевизионное ЧГК. И, кстати, уже 20 лет назад эта игра может
называться всесоюзным видом спорта -проводился даже телефонный чемпионат
СССР с очным финалом, и я смог участвовать в таком турнире.
Сейчас это движение хорошо структурировано, проводится масса самых
разных турниров — от чемпионатов школ до чемпионата мира (да-да, есть и
такой). В движение вовлечены десятки тысяч людей, у которых присутствует
очень важные качества — они любопытны и достаточно разносторонне
образованы.
Кузница кадров
Любопытство и разносторонность приводят людей в эту игру, в которой
важно не только и не столько знания, сколько умение комбинировать
известные данные и извлекать из них новые сущности. Сиречь -работать с
информацией в условиях очень ограниченного времени (всего минута на
ответ) и ограниченного количества этой самой информации.
Плюс искусство коммуникации: ответ на вопрос рождается в обсуждении
шестерых участников. При этом в хорошей команде минута — это очень много
времени. За минуту можно отработать (сгенерировать, покритиковать,
отбросить или отобрать) четыре-пять версий. И еще принять решение — что
отвечаем, если до конца ответ не очевиден.
Кроме того, большинство Знатоков-любителей, назовем их так, еще и
сами пишут вопросы. А это занятие уже давно превратилось в особый
литературный жанр. «Идеальный» текст такого рода должен содержать в себе
в скрытом виде все пути к ответу, там должны быть проставлены
необходимые факты-метки, ничего лишнего, но при этом ничего
самоочевидного.
Итак, хорошая эрудиция, умение быстро обрабатывать полученную
информацию, хорошая коммуникативность, умение выражать мысли точно и без
излишней «воды»... Ничего не напоминает? Чем не идеал научного
журналиста?!
И, действительно, минимум трое моих коллег, членов Клуба научных
журналистов, оказались весьма активными игроками в ЧГК. И если я
задумаюсь о привлечении новых людей в нашу «гильдию», то обязательно
обращу внимание на игроков в ЧГК с высшим естественнонаучным
образованием...
* * *
Александр Андросов, ведущий украинской
телевизионной версии «Что? Где? Когда?» (Одесса, опыт игры в ЧКГ -свыше
15 лет) отвечает на вопросы ТрВ:
— Какие навыки и черты характера наиболее
полезны игрокам интеллектуальных шоу, подобных ЧГК, и игрокам шоу на
эрудицию, подобных «Своей игре»?
— Уверенность в себе, здоровая наглость, умение работать на команду
(для командных игр), интуиция. Ну и знания в комплекте с хорошей
памятью, конечно, тоже не помешают.
— Можно ли использовать конкурсы на
эрудицию или ЧГК для отбора талантливых школьников или студентов (в
смысле, скажем, будущей научной работы)?
— Подобные конкурсы могут стать частью подобного отбора, но заменить
его полностью они не смогут.
— Почему в ТВ-шоу, подобных «Брейн-рингу»,
«Своей игре» и т.п., крайне редко можно увидеть профессиональных ученых
мирового уровня?
— Потому что они уже и так доказали, что они умные. Кроме того, если
ты инженер из Нальчика и победил в интеллектуальном шоу, — это «вау». А
если ты трижды академик и одержал победу над инженером из Нальчика, —
это не интересно ни телезрителям, ни создателям программы, ни инженеру
из Нальчика.
— На ваш взгляд, в каких областях
деятельности могут быть наиболее успешны сильные игроки ЧКГ,
«Брейн-рига», «Своей игры», «Кто хочет стать миллионером» и т.п.?
— На мой взгляд, между понятиями «умный, эрудированный» и
«приспособленный к жизни» иногда зияет пропасть. Поэтому сильный игрок
может быть как очень успешен, так и совершенно не успешен в любой
области.
— Насколько велика и в чем может состоять
роль ТВ-шоу (и какие наиболее подходят) для формирования «моды на
интеллект»?
— Роль ТВ-шоу — вызвать у телезрителей любопытство, вызвать желание
открыть книгу и прочитать ее, вызвать желание думать и рассуждать. В
идеале — вместе с участниками, а может, и быстрее их находить правильный
ответ. Мне, конечно, кажется, что лучше других в этом отношении
программа «Что? Где? Когда?»...
* * *
Николай Самусь, докт. физ. -мат. наук:
— Мой личный опыт связан с телевизионным вариантом «Своей игры» и с
одной забавной попыткой сыграть в «Что? Где? Когда?» на болгарском
языке. Я не вижу никакой связи результатов интеллектуальных игр с умом
участника. В «Своей игре» основную роль играют память (в моем случае —
та, которая была в молодости, когда в основном накапливались знания),
разносторонность интересов (все-таки надо отвечать по разнообразным
темам, а то никогда не выиграешь), а также то, что менее заметно для
зрителей, — быстрая реакция (на кнопку нужно нажимать по возможности
немедленно после загорания сигнальной лампочки, не попадающей в кадр). К
требованиям, предъявляемым к занимающимся фундаментальными
естественными науками или инженерной деятельностью, всё это имеет мало
отношения. Скорее уж с помощью «Своей игры» или ее аналогов можно
отбирать перспективных гуманитариев -по широте кругозора. Чуть лучше,
как мне кажется, дело обстоит в «Что? Где? Когда?», поскольку там — при
хорошей команде — практикуется «мозговой штурм», полезный и в жизни,
где, однако, время одной минутой все-таки ограничено редко.
Разворот подготовили
Сергей Попов
и Алексей Паевский
http://trv-science.ru/2010/06/08/chto-gde-kogda-kak-mestorozhdenie-nauchnyx-zhurnalistov/
|