Всем известна поговорка «Слово – серебро, молчание – золото». О чем она?
Если выскажешься – можешь прослыть умником, а умников никто не любит. В
нашем мире (везде, не только в России) большинство восхищается
мускулами, физическим совершенством, и опасается разума, интеллекта. И
это очень странно! Почему люди боятся высокого интеллекта? Ведь разум –
это главное орудие людей, всего человечества. Человек-то и стал «гомо
сапиенс» – «человеком мыслящим» только тогда, когда научился сначала
думать, а только потом – делать. И никак не наоборот!
Отношение людей к разуму ясно просматривается по отношению их к
различного рода соревнованиям, в том числе – и к Олимпийским играм. Дух
захватывает, слезы наворачиваются на глаза, когда звучит гимн твоей
страны, а на пьедестале стоят «наши». А много ли людей восхищается
победителями соревнований по шахматам? Гораздо меньше. А кто восхищается
победителями математических или компьютерных олимпиад? Только ученики
школ, которые их послали, да и то не все. Почему многие рассматривают
высокий интеллект как враждебное человеку орудие? Что плохого сделали
людям Ломоносов, Леонардо да Винчи, Шекспир, Чайковский, Моцарт, Эдисон,
Микеланджело, Репин и другие гениальные люди? И список их бесконечен.
Возражения сводятся к так называемым «злым гениям», таким, как
Чингисхан, Гитлер и другие. Но разве такие люди – гении? Разве можно
считать гениями людей, способных вызывать массовый психоз и сподвигать
массы людей к убийствам, издевательствам и т.д.? Разве это признак
высокого разума? Вот Ломоносов, основавший своими трудами много новых
наук и ремесел, далеко опередивший свое время – это гений. А Гитлер –
убийца, садист и преступник. Целью жизни Ломоносова было служение людям.
А какая цель была у Гитлера? Покончить с жизнью в бункере, что ли?
При всем при этом я не хочу сказать, что стремление к физическому
совершенству – это плохо. Это очень хорошо и полезно для здоровья, если
не чрезмерно. Мало кто знает, какими издержками оборачиваются спортивные
рекорды. Это ушибы, травмы, переломы и т.д. Это боль, постоянные
перегрузки, достойные лучшего применения. Многие спортсмены заканчивают
свою карьеру инвалидами, другие – долго восстанавливаются, и не всем это
удается. И чем тут восхищаться?
Когда Вы вынуждены поздно вечером возвращаться домой по плохо освещенной
улице, кого Вы опасаетесь? Неужели человека, который, поравнявшись с
Вами, скажет что-нибудь остроумное или задаст интересный вопрос? Нет,
конечно, он скорее приободрит Вас, так как Вы интуитивно знаете, что его
опасаться нечего. Скорее всего вы опасаетесь тех, кем восхищались, сидя
у экранов своих телевизоров. Вы боитесь, что из темноты выскочит
какой-нибудь качок или супермен с дубинкой и отделает так, что родная
мама не узнает, или того хуже. Тогда в чем же дело? Зависть? Опасение
попасть в неловкое положение? Или что-то еще?
По-моему, умных людей не опасаться надо, а выискивать, поощрять,
воспитывать с детских лет. Общеизвестно, что большинство детей – гении.
Посмотрите, с какой охотой и даже жадностью они осваивают новые знания,
как умело их применяют! И к четырем-пяти годам это уже маленькие
всезнайки, которые все знают, обо всем судят по-своему и всех учат.
Откуда же тогда берется столько взрослых дураков? Почему они так
отупели? И куда делись маленькие гении?
Не потому ли все это, что детей учат сначала ходить и говорить, а потом
заставляют сидеть и молчать? А потом это продолжается и в школе, и в
жизни. Кто из Вас не слышал таких наставлений:
– Ну ты и умник!
– Ты что, самый умный?
– Не умничай!
– Ты что, умнее всех?
Каждому ребенку от рождения даются способности и разум. Способности –
это от природы, на генетическом уровне, это основа будущей профессии.
Они даются каждому свои, от родителей. А вот разум дается всем! Это от
Бога (или, если кому больше нравится, от всего человечества). И развитие
его – на совести родителей. Развивайте разум своих детей сами, нет
времени – найдите учителей (или наймите, кто может), запишите в кружки и
т.д. И поощряйте развитие разума у своих детей, хвалите их за это
всячески.
Не случайно, если в школе заведется учитель, применяющий развивающие
методики, тут и победы на олимпиадах, и отличные оценки. И дети, которые
у них учатся, уже в жизни не пропадут, потому что они научились
самостоятельно мыслить и применять свои знания.
Поэтому на вопрос, вынесенный в заголовок, я отвечаю: быть умным
– это хорошо. И даже очень хорошо! А если правильно вести себя с
окружающими, не выпячиваться, а помогать людям, никто Вас опасаться не
будет.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-4214/