«Флешчек» - зарегистрированная
Национальным Банком Украины платежная система (принадлежит банку
«Фамильный»), которая существует на украинском рынке с 2006 года. Не
всем системам электронных платежей удалось пережить финансовый кризис,
однако «Флешчек» уверенно работает сегодня, хотя и в форме, несколько
отличной от первоначальной. О том, какие перемены произошли с компанией,
и что «Флешчек» предлагает сегодня своим партнерам и клиентам, мы
поговорили с одним из ведущих специалистов компании, Александром Башковым.
- Александр, расскажите, пожалуйста, чем "сегодняшний Флешчек" отличается от "старого Флешчека"?
-
Изначально наша платежная система затачивалась под возможность оплаты
со своего текущего или карточного счета через интернет, без засвечивания
реквизитов своей карточки. В этом вся фишка. Но постепенно наша задумка
претерпела метаморфозы. Я бы не сказал, что плохие — наоборот, очень
хорошие. Мы не только работаем в этом направлении, как средство доступа к
счету, но и как агрегатор.
Дело в том, что мы начинали до
кризиса, и в то время было много кредитов, много зарплатных карточек.
Люди получали деньги и не спешили их снимать. Снимая наличку,
пользователь нес прямые потери, а мы давали ему не только доступ к
счету, но и широкую сеть магазинов, где можно было потратить деньги.
Было подключено 300 интернет-магазинов — более 70 бытовой электроники и
даже 3 секс-шопа :)
Но кризис грянул, и актуализация этого
направления снизилась. Банкам стало не до дополнительных услуг. Фокус
переместился на наличность. Сейчас для банков сотрудничество с нами
интересно даже не столько обеспечением доступа к счету, сколько
возможностью обеспечить прием платежей через кассы. Хотя некоторые банки
и рассматривают возможность создания собственного банк-клиента (а у
многих он уже есть), то казалось бы — зачем им еще какая-то платежная
система Флешчек? Но вопрос все равно актуален, потому что Флешчек
позволяет снять вопрос с заключением договоров c поставщиками услуг. И
не просто заключение договоров, но обеспечить интерфейсный диалог. Это
ведь очень трудозатратно. Ни один банк-клиент никому не нужен, если
негде по этому механизму потратить деньги. А мы даем большой список
поставщиков и говорим: пожалуйста, пользуйтесь.
- Что конкретно вы делаете в качестве агрегатора?
-
Флешчек обеспечивает платежным системам процессирование поставщиков, то
есть, обеспечение технической возможности приема платежей в их пользу.
Заключает с ними договора, создает интерфейс в виде обмена базами или
передачу данных онлайн (сервер-сервер), и тем самым дает возможность
идентифицировать клиента.
Например, оплата счетов абонентами
Укртелекома. Оплата идет через номер телефона. Флешчек — единственные,
кто обеспечивает прием всех областных подразделений Укртелекома на одну
точку доступа. Даже у самого Укртелекома такого нет. То есть, подойдя к
одному из платежных терминалов наших партнеров, вы набираете номер.
Причем киевский севастопольский или закарпатский — не имеет значения. И
можете заплатить за свою бабушку, родных или близких, находящихся в
другой области. Это достаточно удобно.
Для этого нам пришлось
конечно потрудиться — заключать договора с каждым отдельным филиалом,
настраивали возможность приема платежей от каждого из них. А дальше мы,
как интегратор, это все объединили и создали возможность приема платежей
для наших партнеров через их платежные терминалы.
- Кто входит в число партнеров Флешчека?
-
С нами сотрудничают все крупные игроки. Это ОСМП, Айбокс, EasyPay,
24NonStop, РегулПей (Днепропетровск), CityPay (Симферополь). В процессе
подключения — «Платёжка» (Банк Национальный кредит).
Банк
«Фамильный», как интегратор, звучит привлекательно, потому что у нас
достаточно неплохой список, а по некоторым поставщикам даже уникальный
(тот же Укртелеком). Мы предлагаем большой список по многим
востребованным поставщикам платежных услуг. Между прочим, Флешчек как
интегратор, обеспечивает прием платежей с 12,800 терминалов. Аналогов в
Украине нет. Это практически 100% всех платежных терминалов.
- Как вам удалось привлечь такое количество партнеров?
-
Нашему партнеру, поставщику услуги, не нужно сильно заморачиваться. Он с
нами договор заключил, обеспечил с нами интерфейс, а дальше это уже
наша работа с агентами. У нас с каждым агентом существует стандартный
интерфейс связи. То есть у них есть доступ к нашей корзине, где, образно
говоря, лежит этот товар. И они уже технологически, могут взять все то,
что там предлагается, кроме того, что прописано в его договоре.
Естественно, база поставщиков услуг постоянно растет и мы периодически
шлем нашим партнерам – Агентам письма о том, что добавился такой-то
поставщик и вы можете его использовать. Ну, а партнер уже сам решает —
брать или нет, это его право.
По каждому нашему агенту, платежной
системе, у нас, естественно, разное количество поставщиков, которых они
берут. Связано это может быть, например, со стратегией платежной
системы, которая имеет свою финансовую компанию. Они стремятся заключать
договора с поставщиками через свои финансовые компании. Но, может быть
заключен договор с неудачной комиссией, а может не быть договора, в силу
разных причин — поставщик не хочет, или у агента руки не дошли. А
потребитель хочет иметь все и сразу.
Здесь возникает элемент
взаимовыгодного сотрудничества между всеми участниками, которые
агрегируют в себе различных поставщиков. Приходится, конечно, делится с
теми, у кого берешь, но зато это позволяет получить те услуги, которых
раньше не было. А дальше уже можно либо закрывать этот вопрос
недостающими договорами, либо нет. В любом случае — этот вопрос может
быть растянут по времени достаточно долго, потому что уже ничто
принципиально не подгоняет.
- Кто из поставщиков платежных услуг является более прогрессивным?
-
Наиболее прогрессивными поставщиками являются, с одной стороны, крупные
компании, а с другой, те, во главе которых стоят креативные менеджеры.
Крупные — они потому и крупные, что прогрессивно работают. Например
Киевэнерго. Эта структура сейчас охотно идет на сотрудничество, причем
здраво понимает специфику этого рынка, и всячески пытается
способствовать, со своей стороны партнеру, принимающему платежи в их
пользу. То есть их креативность зиждется на здоровом прагматизме.
Аналогично поступает Киевгаз. Креативные — это тот же ГИВЦ, Киевэнерго,
Укртелеком, Воля, Viasat, Data Group.
У нас неплохо представлены
коммунальные платежи в Донецке и Донецкой области. Здесь мы покрыли
буквально всю область и наши партнеры-терминальщики сейчас начинают все
это подключать. То есть, Донецкая область, в том числе Макеевка,
Мариуполь (там где-то полмиллиона населения в каждом городе). В Макеевке
вообще интересный пилотный проект — мэрия предоставляет возможность
установки терминалов на муниципальных площадках.
- Что делает Флешчек привлекательным для партнеров?
Мы,
как агрегатор, всеядные. И мы ни для кого из наших партнеров не создаем
конкуренции. Например, мы принципиально не процессируем терминалы. Мы
даем всем ровные и честные условия — ребята, боритесь за качество.
Помимо
этого, мы являемся ключевой фигурой в приеме платежей, потому что по
закону принимать платежи может только банк или финансовая компания,
имеющая специальную лицензию, посредством зарегистрированной в НБУ
платежной системы. Но мы, как банк, имеем право иметь агентов. А
финкомпании не имеют такого права. Они берут в аренду терминалы. Мы, в
этом отношении, более понятны.
- Планируете ли вы в дальнейшем развивать пользовательское направление?
-
В силу нашей бизнес-ориентированной модели, мы не взаимодействуем с
пользователями напрямую. Тем не менее, мы пытаемся через наших партнеров
и агентов влиять, чтобы конечного пользователя не обижали. Для этого мы
максимально уменьшили свою жадность - кусочек того пирога, который
платит поставщик услуги за прием платежей. Мы ведем диалог с нашими
партнерами и просим: не завышайте размер внешней комиссии. С одной
стороны вы зарабатываете, а с другой — теряете деньги.
Представьте:
клиент подходит к терминалу и видит: ГИВЦ — 3 грн сверху, Укртелеком — 3
грн сверху, Киевгаз — 3 грн сверху, Киевэнерго — тоже 3 грн сверху. В
итоге получается переплата целых 12 гривен, а то и больше. А это не
совсем правильно. Мы пытаемся это донести, но наши партнеры не всегда
еще технологически готовы. Например такая схема: человек подходит к
терминалу, платит за одно что-нибудь, а его спрашивают: вы все
заплатили, может быть еще что-нибудь хотите заплатить? Он говорит: «да» и
нажимает кнопку, следующего поставщика услуг и т.д.. И тогда за каждый
платеж снимается не 3 грн, а например 2. Мелочь, но приятно.
Но
это нужно иметь смелость владельцу терминала, чтобы лишить себя 4
гривен. С другой стороны — он же оборот свой увеличит. К сожалению,
владельцы терминалов не всегда это понимают.
- Какой, в таком случае, вы видите дальнейшую перспективу развития системы Флешчек?
-
Перспективы развития Флешчек - это сотрудничество с банками, с одной
стороны; с другой - сотрудничество с системами приема платежей через
терминалы самообслуживания. И третье направление — это сотрудничество с
сайтами, которые обеспечивают прием платежей по кредитным карточкам.
Сейчас это становится очень популярным, и мы как раз ведем такие
переговоры.
Андрей Майданик