Все о социальных сетях. Влияние на человека.
1. История развития
Не все знают, что
понятие «социальная сеть» появилось еще 1954 году и ничего общего с
Интернетом, конечно, не имело, а изучать это явление начали еще в 30-е
годы прошлого столетия. Понятие ввел социолог Джеймс Барнс: «социальная
сеть» – это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми
являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними
(социальных взаимоотношений) (подробнее в Википедии
). Если говорить более простым языком – это некая группа знакомых
людей, где сам человек является центром, а его знакомые ветками. Между
всеми членами сети есть двусторонние или односторонние связи. Например,
это может быть группа однокурсников, в которой некий Джек является
центром, а Билл и Катрин его знакомыми (ветками).
Постепенно
научная концепция приобретала популярность, сначала в развитых
капиталистических странах, затем и в восточной Европе. По мере развития
общества мы пришли к информационному веку, в котором создали массу видов
коммуникации, что повлекло за собой скачок в развитии социальных сетей,
и сейчас эта научная концепция используется повсеместно. Я рассмотрю
исключительно развитие социальных сетей в Интернете.
Первая
социальная сеть с использованием компьютерной техники стала технология
электронной почты в далеком 1971 году, которая использовалась военными в
сети ARPA Net.
Далее, в 1988 году, финским студентом Ярко
Ойкариненом была изобретена технология «IRC» (англ. Internet Relay Chat —
ретранслируемый интернет-чат), который позволял общаться в реальном
времени.
Знаковым событием стало изобретение Интернета, который
стал публичным в 1991 году, благодаря британскому ученому Тиму
Бернерс-Ли.
В 1995 году Рэнди Конрадом была создана
Classmates.com – первая социальная сеть в современном понимании.
Концепция оказалась очень востребованной, и с этого года начинается
бурное развитие социальных сетей в Интернете. Сегодня эта сеть до сих
пор остается одной из самых популярных в мире и насчитывает более 50
млн. пользователей.
В 2004 появляется Facebook, который за
несколько лет становится самой популярной в мире социальной сетью. В нем
используется все тот же механизм общения, немного в другой плоскости,
что приводит к революции в этой области. Количество активных
пользователей на середину 2011 года - более 700 млн.
В сентябре
2005 года Тим О’Рейли делает идеологический переворот, вводя понятие
«Веб 2.0» в своей статье «Tim O’Reilly — What Is Web 2.0», которое
описывает современный Интернет. Одну из центральных частей новой
концепции занимают именно социальные сети.
В 2008 году появляется
проект Groupon – сервис коллективных скидок, который с одной стороны
основывается именно на принципе социальных сетей (зови своих знакомых и
получи общую скидку), а с другой стороны использует социальные связи
очень поверхностно (только для покупок). Сервис соединяет общение и
бизнес, что с уверенностью можно назвать новым уровнем развития
социальных сетей в Интернете, который совмещает онлаин и оффлаин миры.
Классификация
В
современном Интернете много разных социальных сетей. Для упорядочивания
можно вывести определенную классификацию, в которой с 2008 года
появились несколько новых типов сетей.
По типу: Личное общение (Classmates.com) Деловое общение (LinkedIn) Развлечения (MySpace) Видео (YouTube) Аудио (Last.fm) Фото (Flickr) Геолокация (Foursquare) Покупки (Groupon) Блоггинг (Tumblr) Новости (Reddit) Вопрос-ответ (Answers.com) Закладки (Delicious) Виртуальные миры (Second Life) Тематические (Slashdot)
По доступности: Открытые (Facebook) Закрытые (PlayboyU) Смешанные (VK)
По региону: Мир (hi5) Страна (Qzone) Территориальная единица Без региона (InterNations)
Самая
интересная классификация социальных сетей – это по типу, тут есть много
разных проектов с разным типом контента и для разных целей, каждый из
которых занял свою нишу. Если проанализировать данную классификацию, не
сложно прийти к выводу, что сейчас социализированы уже все основные
тематики в сети, независимо от типа контента, бурное развитие
продолжается только в отдельных нишах, в которых активно появляются
тематические социальные сети. Последняя группа в классификации
«тематических» сетей скрывает в себе огромное количество сообществ,
каждое из которых основывается на тематическом контенте и общении.
Второй
тип классификации показывает, на сколько сети доступны. Сейчас
подавляющее большинство сетей полностью открыты для внешнего мира, за
что их активно критикуют пользователи, но с другой стороны им это очень
выгодно. Некоторые проекты не нацелены на публичность из-за своей
бизнес-модели, поэтому они изначально создавались закрытыми. Смешанные
сети обычно развиваются плохо: их задача часто набрать максимум
популярности, как и у открытых, однако, пользователи не привыкли к
барьерам и поэтому неохотно становятся участниками сетей данного типа.
Последняя
градация - по географическому региону - самая простая и очевидная:
сначала появились мировые гиганты, которые стирали физические границы,
чуть позже начали развиваться сети в отдельных регионах, часто копируя
полностью или частично мировых гигантов, но с уклоном на свой регион. С
развитием Интернета постепенно стали появляться сети даже по отдельным
городам. Также стоит вспомнить сети, которые привязываются не к региону,
а к организации, например, социальные сети корпораций или политических
партий.
3. Человек в сетях социальных
Влияние социальных
сетей на жизнь людей огромное, многие даже не осознают до конца масштабы
этого явления, а ведь социальные сети – это уже самое популярное
занятие в Интернете. Сегодня из 100 самых посещаемых сайтов в мире 20 –
это классические социальные сети и еще 60 – в той или иной степени
социализированы. Более 80% компаний по всему миру использую социальные
сети в работе. Около 78% людей доверяют информации из социальных сетей.
Через них даже устраиваются целые революции. Социальные сети стали самым
центром современного Интернета.
Информация о человеке
На
данный момент социальные сети по сути являются огромной базой данных с
самой разнообразной информацией о сотнях миллионов людей по всему миру,
которая к тому же неплохо структурирована. В последнее время сети все
больше открываются внешнему миру, а многие личные данные пользователей
уже доступны для всех желающих. Чем больше человек общается в
разнообразных социальных сетях, тем больше информации о нем можно
собрать без каких-либо трудов. Именно поэтому спорное утверждение о том,
что «70% информации спецслужбы собирают из открытых источников»,
сегодня приобретает вполне правдоподобный оттенок.
Современные
социальные сети предлагают пользователям указать практически все о себе:
фото; видео; связи (в том числе и по типам); интересы; образование;
информацию о работе; места, в которых бывает человек; предпочитаемые
продукты; личные мысли и т.д. Большинство информации доступно без
регистрации, достаточно найти страницу пользователя в популярных
социальных сетях, остальное можно увидеть после добавления пользователя в
друзья, а вся информация, включая личную переписку (как минимум),
доступна администрации этой сети, и никакие настройки приватности не
скроют её.
Проведу небольшой эксперимент на предмет наличия
информации о самом себе: я средний пользователь социальных сетей,
зарегистрирован в нескольких проектах, периодически общаюсь в 3х, из них
активно в одном, сознательно не показываю в сетях всю информацию о себе
и в разных проектах делаю акцент на разные аспекты своей жизни. По
фамилии и имени можно легко найти меня в Facebook, Вконтакте, Мой Круг,
Profeo, Хабрахабре и некоторых других сетях. Первой находим профиль в
деловой сети Мой Круг, в котором можно найти: деловые фото,
профессиональные навыки, интересы, информацию о карьере, оказываемые
мною услуги, ссылки на другие сайты. Далее находим профиль в деловой
сети Profeo, в котором
без регистрации доступно мало информации, а именно можно узнать о
нынешней работе, посмотреть связи, группы, отрасль и регион. Дальше
находим профиль Вконтакте, в котором видно огромное количество моих
мыслей в микроблоге, несколько посторонних фото и видео, пару моих
неофициальных фото, день моего рождения, пару желаний и подписки, а по
«лайкам» на странице можно выявить френдов. Далее находим профиль в
Facebook, из которого видно несколько френдов и интересы. Последним
находим ИТ сообщество Хабрахабр, в котором можно узнать мои интересы,
контакты, моих френдов, интересные мне компании, увидеть опубликованные
мною материалы и комментарии. Все эти данные может посмотреть любой
пользователь, даже без регистрации в конкретной социальной сети. По ним
можно сделать мой полный профессиональный портрет и много личной
информации собрать, а если добавиться в друзья, портрет будет полон
примерно на 50-60%. И это учитывая тот факт, что я сознательно не
показываю в социальных сетях полную информацию о себе, да и вообще
времени в них общаться у меня немного.
Важно понимать одну
особенность: в Интернете, как и в реальном мире, люди объединяются в
определенные социальные группы (социальные маски), которые между собой
не сильно пересекаются. Основное глобальное деление происходит по
проектам, внутри которых целевая аудитория разбивается на неформальные
группы по интересам, возрасту и другим признакам. Причем таких
социальных масок может быть несколько: днем человеку нужно деловое
общение, вечером общение с друзьями и семьей, по выходным общение,
например, связанное с хобби и т.д. У каждого набор масок будет свой,
однако у каждой из них будут свои особенности, которые будут влиять на
все поведение. Именно поэтому современный человек часто зарегистрирован в
нескольких социальных сетях, в которых он удовлетворяет разные
потребности и дает о себе разную информацию, а в последнее время многие
заводят даже по несколько аккаунтов в каждой социальной сети, чтобы
иметь возможность «надевать» разные социальные маски.
Кроме того,
человек постепенно меняется: он стареет, у него меняются интересы,
жизненные приоритеты и т.д. А это означает, что вчерашние школьники,
которые общались ВКонтакте, завтра могут уже общаться в LinkedIn совсем с
другими жизненными приоритетами и захотят показывать совсем другую
информацию о себе. Именно поэтому так важно фильтровать информацию о
себе в разных социальных сетях.
Работа в сетях
Сегодня
сети собрали огромную аудиторию, что привлекает все больше специалистов
из самых разных областей. Некоторые сети дают возможность только
общаться, некоторые предоставляют рабочие инструменты, но одно можно
сказать точно – любая популярная социальная сеть стала рабочим
пространством для многих миллионов людей.
Первыми в сетях стали
работать люди, чья деятельность основывается на общении. Это менеджеры
по продажам, сетевые маркетологи, исследователи и многие другие. За ними
пришли предприниматели и HR специалисты. Сейчас в сетях в той или иной
степени работают люди любых специальностей.
Вполне очевидно, что
данная особенность больше присуща сетям для делового общения, которые,
можно сказать, созданы для работы, а также тематическим сетям, где
собираются определенные группы людей. Сети дают возможность искать
работу (например, специальный раздел «Работа» в популярной сети среди ИТ
специалистов стран СНГ «Хабрахабр» - http://habrahabr.ru/job/),
возможность что-то продавать (например, специальный раздел «Marketplace
Facebook» - http://facebook.com/marketplace/) или просто находить
партнеров по бизнесу (например, деловая сеть «XING» - https://www.xing.com/).
Люди
активно используют сети для работы и с каждым годом делают это все
успешнее. Многие меняют работу через социальные сети, компании находят
себе сотрудников, некоторые группы специалистов целиком перевели туда
свою профессиональную деятельность. В ближайшем будущем можно ожидать
развития специализированного функционала, который позволит создавать
виртуальные рабочие места, в частности это касается профессиональных
сетей.
Информационная безопасность
В последние 3-4 года
тема информационной безопасности и приватности в социальных сетях
привлекает много внимания. Это вполне объяснимо: сети все больше
открываются внешнему миру, были случаи утечки личных данных, аккаунты
пользователей легко взламываются, а у администрации сетей есть доступ к
любой информации. Но все это только внешняя часть, которая лежит на
поверхности и о которой пишет пресса, однако далеко не полная картина
потенциальных угроз для личных данных.
Самым безобидным, на
первый взгляд, вариантом использования личных данных без разрешения
пользователя можно считать внутренние механизмы социальных сетей для
показа таргетированной рекламы, подбора потенциальных знакомых или
отбора потенциально интересного контента. Эти механизмы стали стандартом
почти во всех социальных сетях, и никто не скрывает данный факт: все
они собирают и анализируют личные данные, которых в любой сети очень
много, а потом используют их в коммерческих целях. Более того,
социальные сети передают личные данные во внешний мир, и уже официально
успели признать этот факт. Больше
проблем пользователям создает утечка личных данных по вине сети, что
неоднократно случалось в разных проектах. Одной из самых больших по
размерам можно считать утечку личных данных 77 млн. пользователей
игровой сети PlayStation Network в апреле 2011 года, и еще до конца не
ясны последствия этого инцидента, возможно, имеет место утечка платежных данных
пользователей. Проблем с безопасностью всегда много и вполне вероятно,
что большинство подобных утечек просто скрывается от общественности.
Еще
более серьезные проблемы может вызвать взлом отдельных аккаунтов и
получение доступа ко всей личной информации отдельного пользователя,
если цель злоумышленников – определенный человек. Сделать сегодня это не
сложно даже для обыденного пользователя, который просто знает человека и
может использовать социальную инженерию, а кроме того есть специальные
услуги по взлому, стоимость этого всего 20$. Мотивация злоумышленников
может быть самая разная, от взлома аккаунтов должностных лиц
определенной компании в целях промышленного шпионажа до личных целей.
Так, например, брачные юристы США уже сейчас фиксируют каждый пятый развод
из-за социальных сетей: супруги получают доступ к профилю партнера,
находят там переписку с любовником / любовницей, и в результате это
приводит к разводу.
Отдельно стоит вспомнить о вирусах и фишинге,
которые могут незаметно для пользователя воровать логины и пароли и
после использовать их для незаконных действий (например, автоматическая
рассылка спама от лица пользователя).
Однако самая большая угроза
заключается в том, что доступ ко всей личной информации есть у довольно
большой группы людей, и они могут в любой момент её просматривать,
даже, если человек удалил что-то из сети. Во-первых, это сотрудники
самой социальной сети: у них есть доступ к базам данных, в которых
содержится вся информация, а также специальные инструменты входа в
аккаунты пользователей, как, например, специальный мастер-пароль в
Facebook, который позволяет войти в любой аккаунт. Во-вторых, доступ к
информации также имеют правоохранительные органы, такие как ЦРУ в США
или ФСБ в России. Не так давно известный разоблачитель Джулиан Ассандж,
основатель Wikileaks, заявил, что Facebook имеет специальный интерфейс, который использует разведка США, а в России ранее популярная сеть ВКонтакте уже успела публично признать факты сотрудничества с правоохранительными органами и передачи личных данных.
Все это вполне логично: сотрудники социальных сетей не могут не иметь
доступ, в этом заключается их работа, а сотрудники правоохранительных
органов ловят в сетях преступников, однако это не избавляет от опасности
передачи данных третьим лицам, причем часто такими данными могут быть
целые психологические портреты или конфиденциальная информация.
В
последнее время пользователи все меньше доверяют социальным сетям и все
чаще начинают фильтровать информацию, которую готовы доверить сети,
давать ложную информацию или вообще удаляются из сети, однако даже
удаление не дает уверенности: часто информация сохраняется на серверах
компании и может использоваться в дальнейшем, в частности так делает Facebook, ВКонтакте и другие сети.
Зависимость
Интернет-зависимость
– это уже давно признанное психологическое заболевание, а зависимость
от социальных сетей - её новая форма. Причины этого явления вполне
объяснимы: у каждого человека есть явные и скрытые потребности, которые
он стремится удовлетворить, это может быть потребность в общении,
самореализации, экономии времени или еще чего-то, а социальная сеть дает
ощущение удовлетворения этих потребностей. И все это кажется очень
доступным, стоит написать красивую цитату и тебе отвечают 10 человек;
стоит загрузить новое фото и тебе скажут 10 человек, какой ты красивый;
стоит сделать пару кликов и в друзьях уже новый интересный знакомый…
Однако по сути это уход от реальности, подмена реального на виртуальное,
которое только дает ощущение удовлетворения потребностей, а на самом
деле Интернет не может заменить реальной жизни, и поэтому человеку
хочется еще и еще, и еще, но чем больше он получает «общения» через
Интернет, тем больше его хочется, а потребности все также остаются
неудовлетворенными, по крайней мере, большинство из них.
Подобная
зависимость постепенно развивается у многих людей, которые единожды
попали в социальную сеть. Человек «подсаживается на сеть», и чем больше
времени он ею пользуется, тем сложнее ему жить реальной жизнью.
Почувствовать это сложно, нужно на несколько дней оторваться от
компьютера, и только тогда возникнет целый букет чувств, начиная от
сильного желания зайти в Интернет и заканчивая серьезной депрессией, это
и есть симптомы зависимости. Зависимость приводит к множеству проблем:
появляются комплексы, депрессия, страхи, перепады настроения и даже
сексуальные расстройства.
Это психологическое заболевание и, как
любая болезнь, требует лечения. Лечить любые психологические проблемы
сложно, а тем более зависимости. Прежде всего, нужно осознать наличие
проблемы и признать её для самого себя. Вторым шагом лечения должно
стать замена виртуального общения на реальное, и постепенно с помощью
друзей и родственником можно будет вылечиться.
4. Популярные социальные сети
В
мире уже очень много разных социальных сетей. Я проанализировал
несколько проектов мирового масштаба и несколько проектов восточной
Европы. Рассмотрим каждый проект отдельно.
Facebook
Самая
популярная социальная сеть в мире и самый посещаемый сайт. С момента
своего создания не перестает демонстрировать потрясающий рост, как
пользователей, так и прибыли. Компания постоянно придумывает и внедряет
новые идеи, ведет активную интеграцию с внешним миром, создает свой
«facebook-интернет». В ближайшие несколько лет стремительный рост
останется неизменным.
Сайт: http://www.facebook.com/
Регион:
преимущественно США, Индонезия, Великобритания, Турция, Индия, Мексика,
Филиппины, Франция, Италия, Германия, более 5 млн. пользователей в
России. В последние несколько лет сеть ведет активную экспансию на рынки
многих других стран.
Год основания: 2004 год.
Тип: сеть для личного общения.
Посетителей в месяц: более 700 млн. активных пользователей.
Прирост посещаемости: положительный.
Проблемы:
Facebook часто критикуют за проблемы с приватностью и сильную
открытость для внешнего мира. Также есть проблемы с монетизацией, в
связи с чем компания постоянно экспериментирует в этой области, хотя
даже несмотря на проблемы валовая прибыль растет ежегодно в 2 раза.
Многим не нравится интерфейс сети.
LinkedIn
Социальная
сеть для делового общения экономически активных людей. Сайт активно
используют целые компании по всему миру. В целом проект имеет очень
хорошие перспективы: его аудитория отличается «высоким качеством», а все
показатели неуклонно растут буквально каждый день.
Сайт: http://www.linkedin.com/
Регион:
преимущественно США, также сеть популярная в Великобритании, Испании,
Индии. Активно набирает популярность в развитых европейских и азиатских
странах. Всего охвачено более 200 стран мира.
Год основания: 2003 год.
Тип: сеть для делового общения.
Посетителей в месяц: более 100 млн. активных пользователей.
Прирост посещаемости: положительный, более 4 млн. новых пользователей ежемесячно.
Проблемы: на мой взгляд, сети не хватает функционала для работы.
Twitter
Довольно
молодая социальная сеть, основанная на микроблогинге. Идея довольно
интересная: создатели взяли старые идеи блоггинга, искусственно
ограничили длину сообщения и сильно упростили все, что было можно, в
результате в условиях современного мира, когда жизнь ускоряется с каждым
днем, а времени не хватает, появилась новая популярная социальная сеть.
Сайт: http://twitter.com/
Регион: преимущественно США, а также Бразилия, Великобритания, Канада и Германия.
Год основания: 2006 год.
Тип: сеть для блоггинга.
Посетителей в месяц: 98 млн. пользователей, при этом сеть имеет более 200 млн. регистраций и быстро растет.
Прирост посещаемости: положительный.
Проблемы:
у данной сети при всем её успехе есть и серьезные проблемы. Прежде
всего, конкуренция с другими социальными сетями, которые также имеют
большую популярность и предоставляют те же возможности микроблоггинга,
что и Twitter, в частности речь о Facebook, ВКонтакте и др. проектах,
при этом кроме микроблоггинга конкуренты предлагают и другие социальные
возможности. Многие новые пользователи после первой пробы сервиса
остаются разочарованными и покидают его. Кроме того, сеть приносит мало
пользы её участникам: возможности сводятся в основном к микроблоггингу,
который многие используют для бесполезной болтовни и не более. Есть
проблемы со спамом, который составляет 5-10% от всех сообщений. И в
довершении сеть до сих пор остается убыточной, при этом с легкостью
отвергая щедрые предложения инвесторов о покупке.
Groupon
Самый
популярный в мире скидочный сервис, который дает большие скидки на
продукты при условии значительного спроса на них. Это не классическая
социальная сеть, но проект использует некоторые принципы социальных
сетей, основной упор делается все-таки на электронную коммерцию.
Сайт: http://www.groupon.com/
Регион:
США, Канада, Великобритания, Франция, Бразилия, Индия и многие другие
страны. Для проекта регион очень важен, компания продает продукты в
крупных городах.
Год основания: 2008 год.
Тип: сеть для покупок.
Посетителей в месяц: 8,8 млн. пользователей, при этом более 83 млн. зарегистрированных аккаунтов.
Прирост
посещаемости: положительный, проект самый молодой из всех анализируемых
и сейчас находится в стадии взрывного роста, который продлится еще не
менее 1-2 лет.
Проблемы: у компании есть только одна большая
проблема – как справиться с ростом и максимально быстро расширять свою
региональную сеть. На мой взгляд, большой потенциал кроется в
социализации проекта, добавлении возможности коммуникации внутри проекта
и геолакационных сервисов. Некоторые эксперты называют бизнес-модель
Groupon сомнительной.
ВКонтакте
Самая популярная
социальная сеть в СНГ, по сути, является аналогом Facebook. Темпы роста в
последнее время снизились, особенно с начала действий Facebook по
локализации сайта для русскоязычной аудитории и ввода ВКонтакте регистрации по приглашениям в начале 2011 года. За последний год сеть начала очень активно развиваться, постоянно появляется новый функционал.
Сайт: http://vk.com/
Регион:
преимущественно Россия, также проект популярен в странах СНГ: Украина,
Беларусь, Казахстан и др. С 2009 года ВКонтакте купил домен VK.com, с
чего и началась экспансия в другие страны, однако до сих пор большого
успеха не наблюдается.
Год основания: 2006 год.
Тип: сеть для личного общения.
Посетителей
в месяц: более 40 млн. активных пользователей, при этом более 135 млн.
аккаунтов на начало 2011 года. Точные цифры не раскрываются.
Прирост посещаемости: положительный.
Проблемы:
популярность во многом поддерживается за счет пиратского контента
(музыка, фильмы, порно), из-за чего у компании большие проблемы с
правообладателями, а власти США внесли сайт в список крупнейших распространителей пиратского контента в мире. Уже сейчас многие заходят ВКонтакт «послушать музыку и посмотреть фильмы», что подтверждается исследованием TNS Web Index
Report, согласно которому около 30% популярности сети приходится на
видео. Это, безусловно, очень негативно для социальной сети, люди
перестают использовать её по назначению, а правообладатели постепенно
удаляют свой контент, такое положение дел со временем может привести к
серьезному падению популярности. Хотя основатель сети Павел Дуров это
отрицает, он недавно заявил:
«Обращения к страницам с видео составляют менее 5% от всей активности
пользователей ВКонтакте». При этом умолчав, что именно понимается под
«обращениями», – если это время, проведенное в разделе или количество
просмотренных страниц, то выглядит вполне правдоподобно, пользователи
тратят основное время на общение, а если это процент уникальных
посетителей раздела от общего числа посетителей сайта, то данные
сомнительны. Павел также ничего не сказал про раздел аудио, который
занимает важное место у пользователей. Также сеть известна
некачественной поддержкой, и в СМИ неоднократно появлялись скандальные
истории, связанные с этим.
Одноклассники
Социальная
сеть для поиска одноклассников, русский аналог Classmates.com. Еще два
года назад была самой популярной в восточной Европе, однако сейчас
потеряла лидерские позиции.
Сайт: http://www.odnoklassniki.ru/
Регион: Россия, Украина и другие страны СНГ.
Год основания: 2006 год.
Тип: сеть для личного общения.
Посетителей в месяц: более 23 млн. пользователей, при этом более 45 млн. аккаунтов.
Прирост посещаемости: положительный.
Проблемы:
Одноклассники имеют большую проблему с агрессивной монетизацией, в
проекте почти все сервисы платные, даже те, которые входят в основной
функционал, что вызывает негативную реакцию пользователей. Кроме того
сеть очень открытая, и много информации доступно внешнему миру без
регистрации. Последней большой проблемой является некачественный
интерфейс, который плохо воспринимается пользователями. Все эти проблемы
серьезно тормозят рост аудитории, который в ближайшие несколько лет
может остановиться, или даже приведут к потере популярности.
Connect
Самая
популярная социальная сеть в Украине. По сути, создавалась, как клон
Facebook, однако сейчас проект перешел в нишу знакомств.
Сайт: http://connect.ua/
Регион: Украина, сейчас выходит в Россию с проектом Plirt.ru, в планах выход на азиатские рынки.
Год основания: 2007 год.
Тип: сеть для личного общения.
Посетителей в месяц: более 2 млн. пользователей.
Прирост посещаемости: положительный.
Проблемы: есть определенные проблемы с интерфейсом, большая конкуренция в нише знакомств с популярными сервисами стран СНГ.
Из
анализа можно сделать вполне однозначные выводы: социальные сети еще не
достигли пика популярности и будут уверенно расти в течение ближайших
3-5 лет. У всех проектов сейчас в основном экстенсивный (количественный)
рост за счет привлечения неохваченных пользователей в основных и
второстепенных регионах, однако компании уже начинают интенсивный
(качественный) рост, и в ближайшие годы начнется очень жесткая
конкуренция между проектами. На рынке до сих пор есть много свободных
тематических ниш, в которых можно создавать миллиардные бизнесы, что
сейчас и наблюдается. Сегодня популярны сети, которые эффективно решают
не только потребность в общении, но и другие глобальные потребности
человека. Трендами этого года можно назвать геолокацию и электронную
коммерцию в социальных сетях.
5. Проблемы социальных сетей.
У
многих социальных сетей на фоне быстрого роста популярности и
прибыльности есть и серьезные проблемы, лежащие в основе их работы.
Решение этих проблем приведет к сильнейшему росту социальных сетей, что
сейчас они и пытаются делать.
Маленькая полезность
Проблема
многих социальных сетей, особенно не тематических – это небольшая
полезность. Люди проводят там огромное количество времени, а взамен
получают только электронное общение, чаще всего текстовое, которое
передает только 7% информации, что делает такое общение очень
непродуктивным, а также большое количество данных, 90% из которых не
представляет ценности вообще. Понимая эту проблему, многие социальные
сети стараются создавать новые инструменты, которые позволяют
пользователям внутри них покупать-продавать, работать, развлекаться и
т.д. Решение этой проблемы станет основой развития сетей в ближайшие 3-5
лет.
Проблемы с монетизацией
Социальные сети сегодня – не
очень доходный бизнес. Для их создания и поддержания требуются
значительные ресурсы, а инструментов прямой монетизации мало, и
большинство из них основываются на посещаемости, что не позволяет
преодолеть точку безубыточности в первые несколько лет существования
проекта. В связи с этим постоянно ведутся эксперименты в области
монетизации. Решение этой проблемы также сильно повлияет на развитие
социальных сетей в ближайшие годы: будут внедряться инструменты
электронной коммерции, появятся новые платные сервисы, много внимания
будет уделяться посредничеству между пользователями, но о монетизации я
расскажу в 4 части доклада.
Пересечение аудитории
Социальные
сети уже охватили весь Интернет. Сегодня есть огромное количество
разнообразных проектов во многих странах. В них зарегистрированы сотни
миллионов людей со всего мира. При этом каждый проект уникален и решает
немного разные потребности: в одних сетях люди общаются о личной жизни, в
других о работе, в третьих потребляют контент. Это привело к
значительному пересечению аудитории, когда один и тот же человек
регистрируется в нескольких социальных сетях или даже имеет по несколько
регистраций в каждом из проектов для удовлетворения разных
потребностей. Прежде всего, это связанно с тем, что многие сети до сих
пор не сделали инструменты эффективного удовлетворения разных
потребностей, которые часто мешают друг другу, а с другой стороны,
компании не хотят интегрироваться между собой, опасаясь конкуренции.
Именно поэтому люди разбились на разные социальные группы в разных
сетях, а отдельно взятый человек может присутствовать сразу в нескольких
группах. В будущем выиграют те проекты, которые смогут научиться
совмещать удовлетворение разных потребностей, и тем самым создадут себе
огромное конкурентное преимущество или хотя бы начнут интеграцию с
проектами из непрямой конкурентной группы.
Искаженная информация пользователей
В
последние годы все чаще наблюдается сознательное искажение данных о
себе самими пользователями. Многие люди полностью или частично меняют
имя и фамилию, указывают ложные данные в профиле, много информации
вообще не раскрывают. Количество таких людей точно не оценивалось, но
уже сейчас их число может достигать 10-15% от общего числа активных
пользователей, и эта цифра постоянно растет. В целом проблема связана с
приватностью данных: социальным сетям выгодно открывать максимум данных о
пользователях, что они успешно и делают, а людям, наоборот, хочется
скрыть часть информации. Тенденция сохранится до тех пор, пока
социальные сети не начнут предоставлять инструменты для сохранения
гарантированной анонимности от всех, включая и сами сети.
Спам
Еще
одной большой проблемой в социальных сетях является спам. Это рай для
спамеров, которые могут делать персонализированную рассылку
нежелательной рекламы. Социальные сети стараются активно с этим
бороться, внедряя все новые механизмы определения спама и его
блокирования, но и спамеры тоже не останавливаются в развитии. Эта
проблема приносит серьезные убытки сетям и доставляет неудобства
пользователям.
Аккаунты мертвых
Люди рождаются, живут и
умирают. Это естественный процесс, и он нам не подконтролен. Однако этот
процесс создает проблему для социальных сетей: как определить, что
человек умер, и что делать с его аккаунтом?
Все это общие
проблемы, присущие почти всем социальным сетям. При этом не стоит
забывать, что в каждом регионе будут еще и свои локальные проблемы,
которых тоже не мало.
6. Особенности развития в северной Америке, Европе и Азии.
Весь
мир развит не равномерно и социальные сети соответственно тоже. Самым
развитым регионом можно назвать северную Америку, прежде всего, США, в
которых проникновение социальных сетей на душу населения очень велико.
Именно в этой стране создаются и развиваются многие популярные
социальные сети, а её жители становятся ядром пользователей популярных
проектов.
Северная Америка и западная Европа
Эти два
географических региона наиболее развиты в области экономики и ИТ, они
имеют большое количество социальных сетей всех популярных типов. Регионы
можно назвать инновационными, тут активно генерируются новые идеи и
создаются сильные стартапы, которые за несколько лет превращаются в
крупные корпорации.
Сейчас этот рынок уже переполнен социальными
сетями общего типа, которые решают потребность человека в коммуникации.
Много внимания уделяется тематическим проектам, которые основываются на
тематической коммуникации, узконаправленном контенте и уникальных
сервисах, хотя свободные ниши до сих пор есть.
Существующие проекты стремятся выходить в другие регионы (например, компания Facebook недавно объявила о своих планах выйти на рынок Китая) и одновременно усиленно улучшаются с качественной точки зрения. Много внимания уделяется монетизации проектов.
Азия
Очень
закрытый рынок с большим количеством особенностей, который при этом
характеризуется большими объемами, что делает его привлекательным для
многих компаний. Многие проекты с мировым именем пытались и пытаются
выходить на азиатские рынки, однако это крайне сложно.
В
азиатских странах преимущественно свои социальные сети, которые во
многом клонируют популярные аналоги из США, однако при этом есть и
большая доля инноваций. Исключением, пожалуй, является только Индия, в
которой активно развиваются социальные сети из северной Америки и
западной Европы.
Рынок довольно полный и свободных ниш с каждым годом остается все меньше.
Восточная Европа
Активно
развивающийся рынок с уже внушительными объемами. Отстает от более
развитых регионов на 3-5 лет. Социальные сети в основном копируются с
популярные аналоги в развитых странах северной Америки и западной
Европы, в последние несколько лет многое копируется с Азии, что насытило
рынок клонами, инноваций очень мало. Самой развитой в регионе является
Россия, в которой сконцентрированы почти все популярные социальные сети
региона. Отставание рынка также активизировало инвесторов, которые с
удовольствием вкладывают деньги в клоны.
В Восточной Европе есть
социальные сети общего типа, они активно развиваются, при этом остается
много свободных ниш для тематических проектов, которых до сих пор не
хватает.
Местные проекты в основном развиваются в рамках локального рынка, несколько крупных компаний
secl.com.ua
http://internetua.com/vse-o-socialnih-setyah--vliyanie-na-cseloveka
|