«Все профессии важны, все профессии нужны», -
писал классик. Действительно, когда ты делаешь что-то полезное,
доходное, интересное и это является твоей работой, то, считай, треть
жизни проходит не зря. Примерно столько мы и работаем, если работодатель
соблюдает КЗоТ и предоставляет восьмичасовый рабочий день. А многие
просиживают на работе еще больше времени.
За и против
Работа в офисе – привлекательный вариант для многих людей. При этом
многие жалуются на сидячий образ жизни, проблемы со зрением из-за
компьютеров и прочие радости офисного планктона. Но, достаточно
представить себя, например, в образе шахтера с угольной пылью на лице, с
отбойным молотком, вгрызающегося в горную породу, как мигом пропадает
ропот и уныние.
И, тем не менее, многие чувствуют какой-то подвох, работая в офисе, и
меняют работу. Это редко помогает, так как дело тут не в коллективе, не
в начальнике, не в обеде или его отсутствии. Причина в самой работе,
которую в большинстве случаев можно делать дома.
Современные технологии и главным образом Интернет уже развиты
настолько, что любые задачи без проблем решаются удаленно и мы это, на
самом деле, прекрасно понимаем, но большинство психологически к этому не
готово, хотя душа зовет домой.
Здесь нужно сделать ремарку и прояснить некоторые понятия. Удаленная работа совсем не означает, что работник удаляется от работы. Это те же производственные задачи и их выполнение, но без привязки к офису.
Кроме того, многие путают понятия удаленной работы и фриланса.
Фрилансер – это внештатный работник, человек, выполняющий работу без
заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только
для выполнения определённого перечня работ. Удаленная работа – это не
только фриланс, поскольку сотрудник компании может работать постоянно,
быть законодательно оформленным, получать ежемесячную зарплату и т.д.
Сегодня удаленная работа во многих сферах – это существенное снижение
расходов и экономия на офисе и не только. В мире удаленная работа -
тренд. В Украине удаленно работают многие девелоперские компании,
редакции, студии дизайна, исследовательские и консалтинговые фирмы и
другие.
Мало кто предпочтет работу в офисе домашней. Плюсы очевидны: экономия
времени, денег на проезд и обед, нормальное питание, спокойная
атмосфера. Здесь главное, конечно, время. В больших городах дорога на
работу может занимать 3-4 часа в день. При этом с особенностями нашего
транспорта – это не самые сладкие часы.
Как я уже писал выше, основная причина по которой мы все еще не
работаем дома – это психологическая неготовность руководства к
«возвращению домой». Причем, если задать прямой вопрос о причине, по
которой ту или иную работу нельзя делать дома, в ответ, как правило,
получаем невразумительные отговорки из серии «в офисе лучше работается»,
«все должно быть под контролем». Можно подумать, что в офисе нет людей,
которые способны избегать работы. Удаляться от работы можно и удаленно, и в офисе. Но благодаря Интернету можно организовать идеальный рабочий процесс.
Организация работы
Представим себе, как может работать целый офис удаленно, включая
самого главного шефа. Здесь помогут известные, так называемые, облачные
интернет-решения.
Всю документацию можно проводить в Google Docs
и подобных ему сервисах. Создаются группы документов с разными правами
для разных сотрудников, настраиваются уведомления, расшаривается доступ.
Используйте при этом инструмент – OffiSync.
После установки вы получаете синхронизацию документов в Google Docs и
на домашнем компьютере, не нужно будет постоянно помнить о загрузке
свежей версии документа в Google Docs.
Также для синхронизации документов сейчас тестируется плагин для Microsoft Office Cloud Connect.
Не важно какой программой и на каком компьютере редактируется документ,
будь то Word 2003, 2007, 2010 или веб-интерфейс Google Docs - у
пользователя всегда будет доступ к его самой последней ревизии, причем
даже с мобильного устройства. Кроме того, с помощью Cloud Connect можно
организовать совместную работу с одним документом, используя при этом
привычный текстовый процессор Microsoft.
Только представьте: не надо бегать к офис-менеджеру, чтобы
распечатать очередной отчет, заваливать стол тоннами бумаги, искать
автора документа, создавать горы папок в шкафу – мы же в 21 веке, ау!
Если по «религиозным» соображениям не хочется использовать сервисы
Google, есть другие бесплатные альтернативы с интересными возможностями.
Хотите офис в Facebook? Пожалуйста! Docs.com
создан на базе офисного пакета Microsoft Office 2010 и позволяет
работать с документами сразу нескольким пользователям Facebook. При
размещении уже готового файла, можно указать, кто из друзей пользователя
будет иметь доступ к просмотру и редактированию документа.
А может вам при работе с документами нужно еще и конференц-связь? Тогда используйте Zoho
– мощный офисный пакет, который можно интегрировать с аккаунтами в
Google или Yahoo и в котором есть бесплатная конференц-связь.
Хотя, для нормальной и постоянной связи лучше всего установить всем Skype,
в котором создать групповой чат и включить туда всех сотрудников. По
опыту замечу, что такой чат может очень отвлекать уведомлениями, т.к.
сотрудники не всегда пишут только по делу, а иногда шутят, обмениваются
ссылками. Если у вас много работы, просто воспользуйтесь командой
"/alertson yourname" ("уведомление о твоем имени"), чтобы получать
уведомления, при упоминании в чате вашего имени.
Помимо общения и коллективной работы с документами, не помешает облачное хранилище. Самое популярное – это Dropbox,
которое позволяет пользователю размещать файлы на удаленных серверах
при помощи клиента или с использованием веб-интерфейса через браузер. Вы
сможете получать доступ к файлам, находящимся на сервере, с любого
другого компьютера, на котором стоит указанное приложение,
синхронизировать их. Кроме того, Dropbox ведёт историю загрузок, чтобы
после удаления файлов с сервера была возможность восстановить данные.
Подобное решение eDisk
реализовала и компания Ukr.net. Это виртуальная флешка размером 4 Гб, в
которой также есть функция общего доступа к файлам. Сервис абсолютно
бесплатный.
Для планирования встреч, задач и т.п. можно использовать облачный календарь. Хорошая связка - «Календарь Google» (Google Calendar) и плагин Google Calendar Sync
для Microsoft Outlook. После установки плагина записи календаря Outlook
будут автоматически синхронизироваться с «Календарем Google».
Базу контактов для работы офиса можно «расшарить» при помощи
упомянутых уже сервисов, а можно использовать удобную, но, к сожалению
уже платную веб-службу для управления контактами Plaxo. Альтернатива - службы Windows Live, где можно найти массу полезных инструментов для работы удаленного сотрудника или офиса.
Ну и, наконец, для организации командной работы можно найти онлайн таск-менеджер. Простой и хороший вариант - Teamer.ru.
Сотрудники группируются в проекты и ставят друг для друга задания
(тикеты). В проектах бывают управляющие (они видят все задания,
созданные в рамках проекта) и исполнители (они видят только те задания,
которые касаются непосредственно их). Все эти люди могут писать
сообщения (комментарии) в рамках заданий и прикреплять к ним файлы
(скриншоты, текстовые документы и т.п.).
Удаляемся?
Удаленная работа – это масса преимуществ, как для работодателя, так и
для работника. Интернет развивается, его использование становится все
более мобильным. Сегодня практически не осталось классических офисных
проблем и задач, которые нельзя было бы решить, находясь на берегу моря.
Достаточно иметь современное устройство, мобильный Интернет, правильно
настроенные веб-сервисы и приложения.
Конечно, в удаленном офисе симпатичная секретарша никогда не сделает
вам кофе. Ну, так оставьте только её и отпустите остальных. Вот увидите,
скоро все так сделают.