Немцы опробовали мысленное управление автомобилем
Опубликовано ssu-filippov в 24 февраля, 2011 - 00:00
Инженеры и программисты из Берлина создали интерфейс,
позволяющий управлять автомобилем силой мысли. Первые тесты показали,
что добровольцы, условно находящиеся у руля, без проблем справляются с
поставленной задачей.
Инженеры проекта BrainDriver лаборатории AutoNOMOS стали первопроходцами в области управления машиной посредством мыслей. Ядро команды — группа искусственного интеллекта (Künstliche Intelligenz) Свободного университета Берлина, которую возглавляет профессор Рауль Рохас (Raúl Rojas).
Рис. 1. Автомобиль, управляемый силой мысли, назвали просто –
MadeInGermany. Видимо, сказались вековые традиции местных мастеров (фото
AutoNOMOS Labs).
Рис. 2. Профессор Рохас (на снимке) также причастен к созданию
робота-пчёлы (RoboBee), электронной доски E-Chalk и команды
роботов-футболистов FU-Fighters (фото FU-Berlin).
Рауль и его коллеги создали на базе Volkswagen Passat почти
автономный автомобиль, направление движения которого, а также скорость
определяют мысли водителя.
Рис. 3. Электронной начинкой Пассата занимались специалисты Volkswagen
Electronics Research Laboratory, а разработчики сконцентрировались на
программном обеспечении. На нижнем рисунке показаны зоны охвата
различных сенсоров (фото AutoNOMOS Labs).
Прежде всего, изобретатели снабдили машину всевозможными датчиками и
камерами, чтобы уберечь водителя-испытателя от возможных неприятных
последствий мысленного управления. Лазерные и микроволновые радары
обеспечивают автомобиль круговым обзором, позволяющим предотвратить
столкновение с препятствиями. Кроме того, нынешний прототип способен
почувствовать впереди идущее транспортное средство на расстоянии до
200 метров.
Рис. 4. «Шапочка», продукт американской компании Emotiv, свободно
продаётся по цене $300 за штуку. Ещё за $500 можно приобрести
инструментарий для разработки программ. На схеме внизу показано
расположение 16 датчиков и регистрируемая ими «картина» активности мозга
(иллюстрации AutoNOMOS Labs).
Затем немецкие инженеры разработали интерфейс мозг человека —
автомобиль. На голову добровольца одевается специальная шапочка с
16 сенсорами. Она считывает электроэнцефалограмму, а программное
обеспечение (оригинальное, изменённое под нужды данного проекта)
определяет, о чём думает человек.
Рис. 5. Разработчики создают автономные автомобили-роботы давно. В
2007 году команда Team Berlin, состоящая в основном из спецов Свободного
университета, стала полуфиналистом гонки DARPA Urban Challenge. Кроме
того, немецкие инженеры приспособили к управлению машинами iPhone и iPad
(проекты iDriver и Autonomous taxi), а также освоили вождение при
помощи глаз (проект eyeDriver) (фото FU-Berlin).
Сначала будущий водитель-доброволец тренировал программу, управляя
виртуальным кубиком на мониторе компьютера. Он мысленно отправлял его
направо и налево. Так софт получил представление о мыслях водителя.
Затем настоящий тест-драйв был устроен управляемому одними лишь мыслями
Пассату. «Учения» проходили на территории ныне не работающего аэропорта
Темпельхоф.
Как пишут разработчики на своём сайте: «На сегодня это лишь
демонстрационный опыт. И полученного результата, конечно, недостаточно
для проведения полноценных дорожных испытаний. Но потенциал у
человеко-машинного интерфейса огромен».
Рис. 6. «Наши тесты показали, что между задуманной командой и реакцией
машины существует небольшая задержка», – рассказывают разработчики.
Видимо, для нынешних испытаний она несущественна (фото Freie Universität
Berlin).
Нынешняя разработка, прежде всего, любопытный эксперимент: инженерам
ещё предстоит научить человека и машину полноценно работать в контакте.
Но, возможно, в будущем силой мысли управлять автомобилем смогут
инвалиды, которым пока подвластны лишь кресла-каталки да некоторые
экзоскелеты.
Кроме того, интерфейс может пригодиться для управления другими
устройствами, а также для создания «гибридного» управления автомобилем
или какой-либо другой техникой (продвинутыми экзоскелетами, например).
Напомним, что ранее на дороги выходили автомобили-роботы (в том числе
для слепых), некоторые из них покоряли горные серпантины и даже
отправлялись в дальние путешествия, а также успешно их завершали.
Пожалуйста, оцените статью:
- Источник(и):
1. membrana.ru
|