Германии вскоре понадобятся новые линии электропередачи
Для транспортировки энергии, вырабатываемой офшорными ветропарками в
Балтийском и Северном морях, Германии вскоре понадобятся новые линии
электропередачи. Немецкие инженеры предложили весьма неожиданное решение
проблемы.
Будущее нашей цивилизации связано с тем, что сегодня принято
именовать альтернативными источниками энергии, - в этом эксперты не
сомневаются. Однако они отмечают также, что серьезным препятствием на
пути развития солнечной и ветроэнергетики в Германии может стать
несовершенство линий электропередачи. Во всяком случае, эксперты едины в
том, что нынешние всем хорошо известные воздушные линии высокого
напряжения для этих целей не годятся, а их модернизация представляется
неэффективной, неэкономичной или даже технически неосуществимой.
Население недовольно соседством ЛЭП
К тому же уже сегодня мало кто соглашается жить в непосредственной
близости от воздушных высоковольтных ЛЭП - во-первых, считается, что это
вредно для здоровья, пусть научных доказательств на сей счет и не
имеется, а во-вторых, аварийный обрыв проводов действительно может
представлять смертельную опасность.
Мартин Покойски (Martin Pokojski), научный сотрудник немецкого
Объединения электротехнической, электронной и информационной
промышленности (VDE), говорит: "Учитывая протесты со стороны населения,
массовое неприятие воздушных линий электропередачи, мы должны серьезно
задуматься над тем, имеет ли смысл упорно держаться за прежние подходы и
не лучше ли обратиться к новым, более перспективным идеям".
Специалисты Объединения VDE рассмотрели несколько таких идей. Сравнив
плюсы и минусы четырех систем прокладки новых линий электропередачи -
вдоль сети автомобильных дорог, вдоль сети железных дорог, вдоль сети
водных путей и вдоль сети ныне существующих воздушных ЛЭП, - эксперты
выявили лидера: "Некоторые преимущества имеет вариант автотрасс -
главным образом, за счет простоты техобслуживания, доступности и
компактности", - поясняет Мартин Покойски.
Вдоль автотрасс, но в туннелях
Поскольку же воздушные линии электропередач с их громоздкими опорами и
траверсами вызывают массовое неприятие у населения, а подземные линии
обходятся чрезвычайно дорого, причем как в сооружении, так и в
эксплуатации, инженеры Объединения VDE предложили альтернативное
решение: проложить высоковольтный кабель в специальных туннелях вдоль
автотрасс. Построить такие туннели - задача несложная, кабель в них был
бы надежно защищен от воздействия погодных факторов, не бросался бы в
глаза и не уродовал ландшафт, да и его техобслуживание не потребовало бы
особых усилий или чрезмерных расходов.
Но и это еще не все, говорит Мартин Покойски: "Туннель дает нам
возможность начать с имеющихся сегодня технологий на основе напряжения в
320 киловольт. Туннель позволяет нам перейти со временем на более
совершенную технологию - скажем, с напряжением в 500 киловольт. Туннель
дает нам также возможность перейти на совершенно иную технологию - если,
скажем, лет через 20 в нашем распоряжении окажутся сверхпроводники, мы
легко сможем использовать и эту технику. Иными словами, делая выбор в
пользу туннелей, мы тем самым делаем выбор в пользу инновационной и
гибкой системы с большим будущим".
Туннельное энергетическое кольцо... с перемычкой
Это не только существенно упростило бы переход от одной технологии к
другой, но и позволило бы по мере надобности быстро и незаметно для
окружающих увеличивать пропускную способность энергосетей. Первая такая
туннельная линия для транспортировки с севера на юг электроэнергии,
вырабатываемой офшорными ветропарками в Балтийском и Северном морях,
может быть построена вдоль автотрассы, соединяющей Гамбург и Кёльн.
Эта же линия могла бы стать и элементом будущей кольцевой
энергетической системы, говорит Мартин Покойски: "Можно представить себе
энергокольцо примерно такого маршрута: Гамбург - Кёльн - Штутгарт -
Мюнхен - Нюрнберг - Росток - Гамбург. И еще одну поперечную линию по
диаметру кольца". Вот только про стоимость сооружения такого туннельного
энергокольца вдоль автотрасс эксперты VDE не проронили пока ни слова.
Автор: Владимир Фрадкин Редактор: Дарья Брянцева
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15109025,00.html
|