"Эрос и штази" - так называется выставка восточногерманской
фотографии, которая проходит в Людвиг-форуме (Ludwig Forum für
internationale Kunst) в Ахене. Эрос, бог любви в греческой мифологии, -
это не только символ сексуальности, но и присущего человеку
жизнеутверждающего начала. Ну, а "штази", как известно - это
министерство госбезопасности бывшей ГДР, меч и щит партии, тайная
полиция, державшая в страхе всю страну.
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Рогер Мелис. "Поэтесса Сара Кирш" (1977)На
выставке "Эрос и штази" два этих слова, понятия, явления сосуществуют в
тесном пространственном и текстовом взаимодействии. И парадоксальным
образом экспозиция показывает, что ни эротика как таковая, ни произвол
властей в ГДР не были главными темами восточногерманских фотографов.
Нагота как право на индивидуальность
В ГДР работали первоклассные мастера художественной фотографии.
Так, Арно Фишер (Arno Fischer), Сибилле Бергеман (Sibylle Bergemann) и
Уте Малер (Ute Mahler) широко известны за пределами Германии. Арно Фишер
несколько лет преподавал в Высшей школе графики и книжного искусства в
Лейпциге - одном из самых известных творческих вузов не только бывшей
ГДР, но и сегодняшней объединенной Германии.
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Сибилле Бергеман. "Мария и Лиане" (1981)В
ней учились Уте Малер и Сибилле Бергеман. Последняя позже стала женой
Фишера. Все трое снимали для популярнейшего в ГДР журнала мод Sibylle.
Фотографии обнаженной натуры, которые представлены на выставке также
работами Гундулы Шульце Эльдови (Gundula Schultze Eldowy) и Гюнтера
Ресслера (Günter Rössler), регулярно публиковались и в
литературно-художественном журнале Magazin. Незащищенность нагого тела
контрастирует в них с пластической естественностью позирующих в домашней
обстановке моделей. Эротика здесь не абстрактна, но отличается яркими
индивидуальными чертами.
Видимая штази
Экспонаты выставки в Людвиг-форуме принадлежат жительнице Ахена
Габриеле Кениг (Gabriele Koenig). Собирать свою восточногерманскую
коллекцию она начала с фотографий моды, но постепенно открыла для себя и
другие темы. В результате была собрана обширная коллекция, отражающая
многообразие искусства фотографии ГДР. В ней представлены городской
пейзаж, портрет, архитектурная, интерьерная, уличная и жанровая
фотография.
Bildunterschrift: Сибилле Бергеман. "Памятник Марксу и Энгельсу" (1986)
Непосредственно о штази рассказывают работы, выполненные уже после
объединения Германии. Цикл из десяти фотографий супругов Даниэль и Гео
Фукс (Daniel und Geo Fuchs) под названием "STASI – Secret Rooms"
датирован 2004 годом. На этих крупноформатных цветных снимках
запечатлены хранилища архивных досье, кабинеты сотрудников штази,
помещения для допросов. Повторяющийся прием цикла - строгая линейная
перспектива - подчеркивает холодную симметричность интерьера,
безличность и враждебность которой подчеркивают желто-коричневые тона
обоев, ковровых дорожек, мебели..
Подтекст и символика
Критика власти была в ГДР эпохи "реального социализма" под
запретом, многие темы - просто опасными. Вне социально-политического
контекста своеобразной нишей становились для художников мода,
архитектура, портретная живопись и фотография. Но при этом большее
значение приобретал подтекст, куда вытеснялось все неявное,
недосказанное. Строго и сосредоточенно смотрит на нас с фотографии Уве
Штайнбрюка (Uwe Steinbrück) молодая женщина с ребенком на руках. На
голове у нее косынка — узнаваемый атрибут работницы. Пронзительный
взгляд и настороженность матери резко контрастируют с умиротворенным
выражением лица спящего младенца. Похоже, что социалистическая Мадонна
не верит в светлое будущее своего ребенка.
Bildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift: Харальд Хаусвальд. "Под конвоем в Берлине" (1980)На
выставке можно увидеть и одну из самых известных работ Арно Фишера
"Трещина в стене". Почти все пространство фотографии занимает старая
кирпичная стена. В ней два маленьких окошка. Из одного выглядывает
человек. Длинная вертикальная трещина делит стену на две части. Эту
фотографию Арно Фишер сделал в 1953 году в Берлине. В пятидесятых и в
начале шестидесятых годов он работал над фотоциклом о разделенном городе
"Положение в Берлине" (Situation Berlin), который предполагалось
опубликовать отдельной книгой. Но пока она готовилась к
печати, советскую, восточную часть Берлина отделили от западной Стеной.
Книгу опубликовать не дали. Она вышла в свет почти тридцать лет
спустя, уже в объединенной Германии. А "Трещина в стене" все эти годы
оставалась фотографическим символом разделенного города.
Автор: Ольга Солонарь
Редактор: Ефим Шуман
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,6095868,00.html