Как известно, бесплатный сыр бывает только в
мышеловке, но в случае с веб-браузерами мы имеем полноценные продукты с
развивающейся функциональностью и хорошей поддержкой. Как же Opera,
Google и Mozilla платят сотрудникам зарплату?
В начале бурного развития Интернет, инструменты для серфинга по Сети и
просмотра страничек были вполне обычными программами, воевавшими за
свою долю рынка и пользовательские симпатии, и продавались они как
другие программы. На этом и зарабатывали. Например, исторический
родоначальник всех браузеров Netscape Navigator в 1998 году, после
очередного уменьшения цен, стоил $69,90. А Opera до выхода 8 версии в
2005 году хоть и не просила за свое детище денег прямо, но предлагала
избавиться от назойливого рекламного баннера за некоторую копейку.
В принципе, мы с вами до сегодняшнего дня продолжали бы платить за
браузеры, если бы не революционное решение Microsoft: встроить Internet
Explorer в Windows 95. Решение действительно революционное, ведь,
несмотря на то, что Internet Explorer уже в то время бесплатно
распространялся с пакетом Microsoft Plus! популярности этот браузер не
получил.
Netscape, проиграв «браузерную войну» Internet Explorer с
ошеломляющим счетом 95% рынка в 1995 году и лишь 3% в 2000 году ушел
зализывать раны. В результате на свет появился проект Mozilla и всем
известный бесплатный Firefox. Остальным оставалось лишь следовать в
струе. Но до недавнего времени было неизвестно, как браузеростроителям
удается платить зарплату сотрудникам.
Opera
Самая загадочная компания, которая не раскрывала до недавно никаких
тайн относительно своих источников доходов. Когда в бруазере Opera
заменили прямую оплату лицензии на покупку услуги по удалению рекламного
браузера, никто не ожидал, что компания сделает его бесплатным, ведь
она производит только браузеры и ничего другого.После этого
предполагали, что Opera Software держится за счет продаж мобильной
версии для смартфонов Opera Mobile, но компания и здесь удивила, сделав
этот браузер также бесплатным.
На сегодня у компании Opera Software есть две модели доходов: одна
для встроенных продуктов (таких как предустановленные браузеры на
мобильных телефонах или телевизионных ресиверов), другая — для рынка
настольных ПК.
На рынке встроенных устройств прибыль складывается из гонораров за
разработку и поддержку плюс процент от продаж самих устройств.
Вспомните, что браузеры Opera стоят чуть ли не в каждом телефоне Nokia.
Да даже в некоторых телевизорах уже стоит детище Opera. Разработчикам
устройств так проще: за небольшую сумму они получают стабильно
работающий браузер и полноценную поддержку. Естественно, все выплаты
различаются от контракта к контракту, а их суммы являются коммерческой
тайной. Но нам удалось узнать, что рынок встроенных устройств составляет
основную часть доходов компании Opera Software.
На рынке десктопов, ноутбуков и нетбуков прибыль из бесплатных
продуктов извлекается менее очевидным способом, а именно - с помощью
партнерских программ. Когда вы кликаете на рекламную ссылку или вводите
поисковый запрос в поисковое окошко браузера, последний отправляет
информацию для партнерской программы, за что ему некоторые поисковики
отстегивают процент от рекламной прибыли. Вы этого не видите,
отправляемая информация «весит» всего-то несколько килобайт и
Интернет-канал не занимает.
Для любопытствующих, парни из Opera даже создали специальную страничку с детальной информацией.
Firefox
Несмотря на то, что Mozilla Foundation – неприбыльная организация,
тобишь не ставит целью получить максимальную прибыль, разработчик
«Огненного лиса», он же, по-научному, Firefox уже давно освоил
партнерские хитрости.
Львиную долю доходов компания Mozilla Foundation получает от компаний
Google, Yahoo и Yandex, которые платят ей за установку своих
поисковиков пользователями браузера Firefox. А таких насчитывается более
400 млн. человек.
По-умолчанию в Firefox стоит поисковик Google, с которого за каждый
поисковый запрос в Mozilla Foundation капает небольшая копеечка.
Примерно 85% доходов идет именно от Google. А согласно отчету компании
за 2009 год, всего «накапало» $104 млн., а в 2006 году заработали $72
млн. – динамика, как говорится, налицо.Кстати, из-за таких неожиданно
больших прибылей была даже создана вполне коммерческая организация
Mozilla Corporation, однако ее взаимоотношения с Mozilla Foundation
являются коммерческой тайной.
Вместо эпилога
Как видим, разработчики браузеров работают не за «спасибо». Главной
фигурой, вокруг которой выстраиваются все хитрые схемы монетизации,
является интернет-пользователь. Он и не подозревает, что его выход в
онлайн проходит под чутким руководством браузера и стартовая страница
ненавязчиво предложена «по умолчанию». Кстати, именно поэтому различные
компании, как тоYahoo!, Mail.ru и другие предлагают свои тулбары, а
Рамблер даже выпустил Nichrome - модифицированный Chrome, в котором
главным поисковиком стоит кто? Правильно, Рамблер.
Интересно что, несмотря на конкуренцию Firefox с браузером Chrome,
компания уже на протяжении нескольких лет продлевает контракт (последний
истекает в 2011 году) с корпорацией Google, разработчиком Chrome.
Аналогичная ситуация и с Opera. Хотя, казалось бы, зачем, если у Google
есть свой браузер? Дело в том, что рекламной службе Google абсолютно
неважно откуда придет поисковый запрос – ему важно чтобы этих запросов
было максимально много. Аналогично поступают и другие поисковики,
которые сегодня также зарабатывают на рекламе.
Сергей Колосков