Научная диаспора и будущее российской науки
На первой в России
международной конференции «Научная диаспора и будущее российской науки»,
которая открылась 24 июня в Санкт-Петербурге, обсуждали не только то,
как вернуть на родину российских учёных. В центре внимания оказались и
другие вопросы: как наладить сотрудничество между теми,
кто уехал, и теми, кто работает в России, как активизировать его и
развить в области образования, научных исследований и обмена
информацией.
Международная
конференция «Научная диаспора и будущее российской науки»,
Санкт-Петербург, 24-25 июня Конференция проходила в Европейском
университете в Санкт-Петербурге, куда приехали больше сотни учёных из
России, США, Нидерландов, Германии, Великобритании и других стран.
Многие отметили, что мероприятие получилось очень «живым» и динамичным.
Если участники и задерживались на перерывах, то только из-за обсуждений
друг с другом актуальных проблем, желания поделиться опытом с коллегами.
Грамотное приглашение
Собравшиеся отметили, что ситуация в российской науке складывается
тревожная – закрываются научные школы, из науки уходит молодёжь, падает
уровень научного образования.
«Эту конференцию нужно было проводить 10–20 лет назад, а сейчас перед
нами стоит задача, почти как в какой-то сказке, где нужно было
превратить уху в аквариум. Мы ещё, правда, не в ухе, но где-то уже
близко», – заметил в ходе дискуссии заведующий лабораторией теории
представлений и вычислительной математики Санкт-Петербургского отделения
Математического института им. В. А. Стеклова РАН Анатолий Вершик.
Пока в госполитике России не поставлена задача возвращать учёных
из-за рубежа так, как это делают, например, в Китае или Индии, все
усилия будут тщетны. «В Китай за последнее время вернулось около 3 тысяч
человек, там на это направлены усилия и государства, и вузов, – говорит
Михаил Клименко, профессор School of Economics. – Например, глава
одного из китайских университетов за год пригласил на работу из-за
рубежа 200 учёных – это 10 процентов преподавательского состава данного
учебного заведения. Также в Китае активно практикуют приглашение на
позиции одновременно 2–3 соавторов работ».
Одним талантом сыт не будешь
По количеству англоязычных публикаций в 1999–2009 годах Россия
занимала шестое место среди европейских стран, но в 2009 году она
уступила его Нидерландам, переместившись на седьмую строчку. «Можно
предположить, что в ближайшее десятилетие она переместится на восьмую
строчку и займёт место после Турции», – отметил Михаил Соколов, доцент
факультета политических наук и социологии Европейского университета в
Санкт-Петербурге.
В то же время, по его данным, Россия содержит довольно дорогую науку.
Так, например, публикации российских учёных обходятся в 780 тысяч
долларов, в Германии речь идёт об 1 миллионе долларов. Эти цифры
получились в результате деления общего финансирования науки за 11 лет на
количество публикаций за это время. Впрочем, присутствующие в зале с
сомнением отнеслись к этим данным: «Откуда такие деньги в России на
науку?».
За время дискуссии приводили в пример зарплаты российских учёных –
например, в Курчатовском институте – от 5,4 до 11 тысяч рублей в месяц,
да и получить грант – не так-то просто.
«Например, в области биомедицины в США есть порядка 50 тысяч грантов в
год, а претендовать на них может около 30 тысяч учёных, работающих в
этой сфере, – говорит Константин Северинов, профессор Rutgers
University, заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН.
– По всей России едва ли наберётся 100 лабораторий, которые могли бы
претендовать на гранты такого уровня. И какие бы русские ни были умные и
талантливые, невозможно без денег победить американцев».
Деньги решают не всё
Материальный аспект по-прежнему очень важен, но деньги – не всегда
решающий момент для людей науки. «Есть много учёных, которые готовы жить
на небольшие деньги, лишь бы заниматься наукой, – считает Фёдор
Богомолов, профессор New York University. – Но их всё равно нужно
поддерживать, эти люди очень важны для науки».
Учёные хотят спокойно работать в стабильной стране, быть уверенными в
завтрашнем дне. «Понятно, что современное оборудование необходимо. Но
только закупить его и смонтировать – это ещё далеко не всё, что и можно
наблюдать в Москве и некоторых институтах в других регионах страны, –
отмечает Ирина Дежина, заведующая сектором экономики науки и
инновационных процессов Института мировой экономики и международных
отношений РАН. – Москву уже стали называть "кладбищем современного
оборудования”. Его больше, чем людей, которые на нём могут работать и
его обслуживать».
Важный момент – бюрократия. Эта проблема, по её мнению, затрагивает
как тех, кто живёт и работает в России, так и их зарубежных коллег:
«Уровень бюрократии при подаче заявок на формирование лотов, процедуры
оформления конкурсной документации и отчётности настолько высок, что
учёным, работающим за рубежом, где заявка на финансирование может быть
обоснована достаточно кратко, нет никаких резонов стремиться участвовать
в российских конкурсах». Те, кто уже сотрудничает с российскими учёными
или ведомствами (в качестве экспертов, либо выполняя совместные
проекты), успели испытать некоторое изумление от того бюрократизма,
который сопровождает принятие любого решения.
Порочная практика
«Получить в Америке грант, действительно, легче, но "отработать” его
значительно сложнее – там важна научная сторона: где ты будешь через 5
лет с точки зрения науки. В России получить грант очень сложно из-за
бюрократии, а вот научная часть значительно легче, так что "баш на
баш”», – смеётся Константин Северинов, профессор Rutgers University,
заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН.
Он также отметил проблему нехватки менеджеров, способных управлять
наукой: «Моей американской лаборатории уже 14 лет, без меня она стала
нормально работать уже через год. В России же моя лаборатория существует
5 лет. Но всё ещё не может полноценно функционировать без моего
участия».
«Нужно развивать систему грантов, но тратить деньги не только на
состоявшихся учёных, но и на аспирантов», – считает Ефим Зельманов,
профессор математики University of California, San Diego.
«Если в США, получив грант, учёный должен кого-то нанять, то в России
сложилась порочная практика: учёный работает сам, – говорит Александр
Буфетов, профессор Rice University. – Таким образом, это способ
заработка, а не развития науки».
«Одни отчёты по грантам у нас чего стоят! Помню, один учёный,
отчитываясь за полугодие, написал: "теорема доказана на 50 процентов”, –
добавил Михаил Гельфанд, заведующий лабораторией, заместитель директора
ИППИ РАН по науке. – А что касается того, чтобы нанять людей, так и
возможности такой часто нет, если ты не директор института, а рядовой
завлаб».
Сетевой университет
Последний вопрос, который обсудили учёные в первый день конференции, –
это создание сетевого университета. «России нужен научно-технический
университет мирового уровня, а не просто университет диаспоры, – говорит
Николай Решетихин, профессор University of California. – Его цель –
выпускать качественных специалистов на всех уровнях: бакалавров,
магистров и т.д. При этом преподавательская деятельность должна
сочетаться с исследовательской».
Учёным ещё предстоит обсудить, будет ли университет исключительно
сетевым (то есть работающим в Интернете), где планирует находиться его
руководство, на какие средства он будет существовать.
«Основная трудность в организации такого учебного заведения – это
известная в России тенденция к коррупции. Новый университет должен быть
административно устойчивым в этом отношении», – отметил Николай
Решетихин и предложил посмотреть на то, что сделали в Китае, и взять за
образец. Конечно, нужны поправки на Россию, но в целом и схема развития
науки и образования, и схема взаимодействия с диаспорой уже хорошо
отработана в Китае. Впрочем, один университет вряд ли изменит ситуацию. В
дополнение нужны другие меры, например, переаттестация профессорского
состава ведущих университетов (внешней комиссией, в которой трудно
переоценить роль учёных, работающих за рубежом) и повышение зарплаты
лучшим профессорам.
Где основать такой университет? Один из вариантов – город на Неве.
«Создание такой структуры привело бы к здоровой конкуренции с
Санкт-Петербургским государственным университетом, – отметил Решетихин. –
Мы все видели, как работают сейчас университеты в мире, и, возможно,
конкуренция поможет учебному заведению выйти из сложившейся ситуации».
по информации strf.ru http://nauka21vek.ru/archives/7020#more-7020
|