Исследователи из Италии разработали новые
неорганические наночастицы, которые могут одновременно восстанавливать
живопись и предохранять ее от дальнейших повреждений. По их словам, этот
метод может применяться для безопасной обработки многих предметов
культурного наследия, в отличие от полимерных покрытий, использующихся в
настоящее время.
Сохранение и реставрация живописи весьма важна, так как, например,
фрески позволяют заглянуть нам назад, в историю. Обычный метод, который в
настоящее время применяется реставраторами и музейными работниками
заключается в нанесении на картину покрытия из акрилового полимера,
однако со временем такое покрытие желтеет, становится заметным, и, в
долгосрочной перспективе, повреждает предмет культурного наследия.
Пьеро Баглиони (Piero Baglioni) с коллегами из Университета Флоренции
разработал наночастицы гидроксидов щелочноземельных металлов, которые
могут быть нанесены на фрески и другие предметы изобразительного
искусства, которые не только создают эффективный барьер против
дальнейшего повреждения предметов старины, но и помогают их
реставрировать.
Баглиони поясняет, что большая часть настенных живописей и скульптур
созданы из известняка – осадочной породы, главным образом состоящей из
карбоната кальция. Кислые дожди и незначительное количество оксидов
серы, содержащихся во влажном воздухе, приводит к переходу карбоната
кальция в сульфат и, как следствие, повреждению предмета искусства.
Исследователи разработали наночастицы из гидроксида кальция, которые
взаимодействуют с атмосферным диоксидом углерода с образованием
карбоната кальция, защищая поврежденную часть скульптуры или фрески.
Баглиони отмечает, что в ходе такого процесса происходит прочное
сцепление вновь образовавшегося карбоната кальция и карбоната кальция,
входящего в состав предмета старины, а избыток карбоната кальция может
обратить его разрушение и даже помочь реставраторам в восстановлении.
Новое покрытие очень просто использовать: наночастицы диспергируют в
изопропаноле, после чего суспензия наносится кистью или распыляется на
поверхность произведения искусства. В том случае, если произведение
искусства очень хрупок на его поверхность помещают листок японской
бумаги (бумаги с большими порами) и наночастицы поступают к фреске через
поры в бумаге.
По словам Баглиони, химики из Флоренции получили наночастицы из
гидроксидов кальция, стронция, бария и магния, причем все эти
наночастицы могут оказаться полезными для различных целей – например
гидроксиды кальция и магния могут использоваться для консервации бумаги,
дерева и других целлюлозосодержащих материалов. Баглиони считает, что
разработанный им метод можно применять для защиты всех типов
поверхностей за исключением металлических.
Рис. 1. Наночастицы могут использоваться для реставрации и защиты
настенной живописи (рисунок из Chem. Eur. J., 2010, 16, 9374).
Францеска Касадио (Francesca Casadio), специалист по консервации
предметов старины из Института Искусств Чикаго отмечает, что работа
Баглиони – не изобретение колеса – это объединение традиционных и
инновационных подходов, возникшее в качестве концепции еще в семидесятые
года ХХ века, и воплотившееся благодаря прогрессу в области нанохимии.
Она надеется не только на то, что не только этот метод может быть
использован для сохранения и восстановления старинных предметов
искусства, но и на то, что в будущем будут созданы разработаны новые
нанотехнологические подходы, которые могут быть использованы в уходе за
предметами культурного наследия.