Эксперт в области компьютерной безопасности и коммерческий
директор компании Agnitum Виталий Янко рассказал, какими бывают
современные решения, обеспечивающие компплексную безопасность
компьютера, и как выбрать нужный продукт из всего их многообразия.
На сегодняшний день становится очевидным, что компании-лидеры рынка
безопасности стараются сделать свои продукты универсальными и
«фаршируют» их все большим количеством сходных функций. История
цивилизации говорит о том, что потребители стремятся к упрощению быта.
Как в домашнем хозяйстве посудомойки и стиральные машины стали «must
have», так и средства защиты ПК представляют собой насущную
необходимость, поскольку с развитием Интернета и общей компьютеризацией
за монитором компьютера появляется все больше неспециалистов и просто
неопытных пользователей. Рассмотрим основных игроков, представленных на
рынках России и Украины, и варианты комбинированной защиты, которые
предлагают зарекомендовавшие себя компании.
Мы рассматриваем рынок решений для защиты персональных компьютеров
под управлением ОС Windows — системы, которая по-прежнему является
мировым лидером по числу эксплуатируемых уязвимостей. Сейчас на рынке
представлено несколько десятков антивирусных вендоров, из которых 15
контролируют более 90% рынка (по отчету OPSWAT).
Итак, как выбрать себе «комбайн» для защиты все еще нужного нам ПК — домашнего ПК, ноутбука или нетбука?
1. Эволюция комплексов антивирусной защиты
Для начала отметим несколько исторических фактов. Технологическая
основа у современных комплексных антивирусных продуктов неодинакова и
зависит от их «корней». Откуда же «растут ноги» продуктов
технологических лидеров?
Антивирусы. Посмотрим, во-первых, на известных в
России производителей Kaspersky Lab, Symantec (бренд Norton), а также
их основных мировых конкурентов McAfee, Trend Micro, Panda Software
(ныне Panda Security). Как известно, они начинали с файловых
антивирусов еще в конце 80-ых – начале 90-ых. Затем «антивирусники»
добавили к своим продуктам защиту от вредоносных и нежелательных
посланий файлов в почте – почтовые антивирус и антиспам (во многих
случаях – путем присоединения компаний или разработчиков).
Так «антивирусники-консерваторы» вывели свои продукты на уровень
«Защита файлов и почты» (Antivirus Pro/Plus/+Antispam). Затем пришла
пора «подтянуться» и в плане защиты от шпионского ПО, что уже делали
нишевые компании (Spybot Search & Destroy, Lavasoft с их Ad-Aware и
Agnitum с их Tauscan – все они успешно работали на рынке ПО к началу
нынешнего века).
Не будем останавливаться на классических антивирусных сканерах
вышеуказанных продуктов, все они включают в себя сканеры почты, файлов и
USB. Антивирусы опираются в основном на точное соответствие известным
злонамеренным программам, сигнатуры которых хранятся в базе данных.
Впрочем, иногда они "ловят" и новые вирусы, которых в базе нет,
используя эвристические алгоритмы, а с 2009 года еще и «уходят в облако»
– облачные вычисления позволяют вычислить вирус по распространенности
на ПК пользователей продукта. (Строго говоря, слово "эвристический"
здесь означает возможность идентифицировать неизвестный вирус на
основании неких характерных признаков - например, кода, использующего
известную "дыру" в операционной системе или приложении. На практике в
эвристических алгоритмах поиска вирусов используются различные
"нечеткие" схемы распознавания новых модификаций уже известных вирусов с
использованием их общих признаков – например, зная признаки вируса
Netsky.gen, можно "отловить" его новые варианты вроде Netsky.R.)
Брандмауэры. Во-вторых, на «полюсе сопротивления»
угрозам безопасности ПК – продукты ZoneAlarm и Outpost, достаточно
популярные в среде неравнодушных к сетевой безопасности пользователей.
Продукты компаний ZoneLabs и Agnitum, которые появились в 1999 году,
стали известны к 2001-2003 годам. Основой их продуктов стали firewall и
anti-spyware (антишпион), затем усиленные HIPS (системой
предотвращения вторжения, одним из столпов современной проактивной
защиты). Наличие антишпиона в firewall-решениях в то время стало
прорывом, т.к. антивирусные компании долгое время не обращали внимания
на spyware и adware (шпионское и рекламное ПО), борясь против
инфицирования и повреждения в первую очередь файлов и почты
пользователя. Эти же компании использовали такой вариант продвижения,
как выпуск бесплатных решений класса Firewall Free, которые неплохо
увеличили базу пользователей и узнаваемость марок компаний.
Поведенческий анализ. В-третьих, с изменением
характера угроз, задачи сохранения целостности системы и установленных
программ стали выходить на первый план, и в продукты, названные
Firewall, практически первыми на рынке были внедрены модули проактивной
(превентивной) защиты класса HIPS для анализа поведения ПО, зачастую
требующие участия пользователя в предотвращении нелегитимных действий
активных программ. Производители отдельных HIPS, кроме относительно
свежего (2005 года выпуска) продукта Safe’n’Sec, популярности не
снискали. А вот в варианте ZoneAlarm основная часть HIPS достаточно
логично названа "OS firewall” (т.е. «Защита системы»). Последняя же
версия Outpost именует подобный модуль еще логичнее – «Проактивной
защитой». Функционал этого модуля, как ни странно, наиболее насыщен в
случае Outpost – сейчас там присутствует и «Защита ОС», и «Защита
приложений», и «Защита папок и реестра», и аналитические инструменты
а-ля FlieMon/RegMon известного Марка Руссиновича.
«Веб-контролеры». В-третьих, средства защиты работы
в Сети включили постепенно добавляемые модули: веб-антивирус (защиту
от вредоносного кода на веб-страницах), защита онлайн-банкинга,
блокировка сайтов и рекламы по «черным спискам» ключевых слов и адресов
(особо любимую пользователями Outpost). Эти модули переросли в
«родительский контроль» в большинстве современных защитных продуктов.
Другие функции, например, защита Интернет-канала (в локальной сети
Ethernet или в беспроводной сети Wi-Fi/EDGE/GPRS/3G) от перехвата
данных в результате атаки «человек посредине» (man-in-the-middle), были
реализованы еще в Firewall-модулях.
«Комбайнеры». С изменением характера угроз на более
поздних этапах в районе 2004-2006 гг. в продукты лидеров антивирусного
направления были также включены брандмауэр (персональный сетевой
экран, он же firewall), средства поведенческого анализа и защиты
системы плюс «все в нагрузку» для защищенной работы в Интернет.
В итоге в 2005-2008 годах произошел переход основных производителей в
этих нишах от концепции Antivirus Pro/Firewall Pro к выпуску
комплексной защиты класса Internet Security Suite – они стали
полноценными «комбайнами». Производителям Firewall-решений, имеющим на
руках лишь свои anti-spyware и веб-антивирусы, пришлось лицензировать
антивирусные модули у ведущих компаний – и вгрызаться в этот рынок,
попутно поддерживая второстепенный продукт класса Antivirus. Но на
Интернет-комплексах защиты эволюция продуктов для безопасности ПК не
остановилась. Началась гонка вооружений в новых областях повышенного
внимания киберпреступников, таких, как борьба с неизвестными угрозами и
виртуализация. Это привело к добавлению «полезняшек» для «бесшумной»
защиты класса Total Security. Об этом – главы 3 и 4.
2. …среди бегущих первых нет… А отстающих?
Среди самых популярных антивирусов мира далеко не все те бренды, что
были упомянуты в главе 1 (за исключением, разве что, Norton). Отдельно
взглянем на эволюцию производителей «бесплатных антивирусов» – самых
известных брендов антивирусного мира AVG (ранее Grisoft), Avast (ранее
ALWIL Software), Avira (AntiVir) – компаний, имеющих более 15 лет
истории разработки. Практически идентичны их бизнес-модели (Freemium –
монетизация бесплатных продуктов), с той лишь разницей, что AVG
единственная из этой тройки покупает чужие технологии и не лицензирует
свой антивирусный механизм сторонним разработчикам.
При этом схема монетизации «бесплатников» проста: из решения
Antivirus Free, бесплатного и доступного лишь для использования дома,
перевести пользователя на платную версию для дома или доступную только
за деньги версию для офисного ПК или сервера, а с появлением Internet
Security Suite – предложить переход на продукт этого класса.
Тем не менее, эти компании лишь к 2007-2008 году доросли до выпуска
первых продуктов класса Internet Security Suite. Но «большая тройка»
АВ-«халявы» до сих пор достигла лишь весьма сомнительных успехов в
отношении«неосновных» компонентов защиты. К сожалению, данные решения
не достигают высот в тестах самозащиты продуктов и не включают в себя
HIPS – компонент, фактически ставший отраслевым стандартом. И это
несмотря на то, что их продукты класса Internet Security выпускаются
уже давно.
Кроме того, на текущий момент и достаточно популярные в
русскоязычных регионах Eset Nod32 и Dr.Web, как это ни странно, не
имеют полноценного «комбайна» в составе своих решений классов Internet
Security Suite – их брандмауэры, несмотря на некоторый опыт внедрения в
продукты Smart Security/Security Space (1-2 года), пока еще не
доработаны в полной мере и слабы в сетевой защите, а HIPS-защита ПК от
проникновения неизвестных угроз лишь декларируется в планах
разработчиков. С другой стороны, некогда нишевые игроки рынков firewall
и anti-spyware, соответственно, выпускают решение класса Internet
Security – в одном неплохи HIPS и firewall, но с антивирусом, который
пока не оправдал возлагаемых на него надежд; в другом, несмотря на
название Internet Security, есть лишь антивирусные модули: антивирус +
антишпион + антируткит.
Однако не стоит забывать, что в типичной ситуации на ПК изначально
устанавливается бесплатный продукт – до первых значительных потерь и
миграции на платный продукт (нередко меняется и операционная система).
Мы рекомендуем исключить комплексные решения от вышеупомянутых
производителей из рассмотрения до явных сигналов об улучшении их
качества.
Где и как проверить (тесты): 1, 2, 3, 4.
3. «Выживают только параноики»
С момента выхода Windows Vista вирусы становятся все сложней,
сочетают в себе различные способы распространения и заражения,
используют анти-отладочные алгоритмы и шифрование, что требует нового
подхода к лечению вирусов.
Технологическое покрытие файловых и системных операций ОС после
выхода Windows Vista SP1 лидерами антивирусной отрасли к 2008 году
достигло своего пика, и усиления функционала уже потребовал не столько
сам технический характер угроз, сколько пользовательские предпочтения.
Оказалось, что при необходимости бороться с руткитами и буткитами,
которые внедряются глубоко в ядро системы (или даже в загрузочный
сектор ОС), внедрение анти-руткита в основной защитный продукт класса
Internet Security чревато проблемами для подавляющего большинства
пользователей. Несмотря на этот риск, антируткиты частично были
внедрены в продукты ряда вендоров в 2009 году.
С выходом Windows 7 основной акцент в безопасности ПК переносится с
защиты гораздо ОС (которая теперь стала существенно надежнее) на защиту
широко распространенных уязвимых приложений (браузеров Internet
Explorer и Mozilla Firefox, проигрывателей Adobe Flash и Apple
QuickTime, ;программ семейства Adobe Acrobat). По этой причине к 2010
году стал популярен вариант запуска сеансов Интернет-подключений в
«песочницах» (sandbox) антивирусных продуктов, что сделало более
безопасным Интернет-серфинг, но не уберегло от добровольной отсылки
данных в Интернет.
Сканеры уязвимостей ПО, до этого представленные отдельными
продуктами, например, PCI от Secunia, были лицензированы и встроены в
комбайны Internet Security.
4. Встречным курсом до Backup-а, данные – прочь от сатрапа?
Ну, а на фоне титанических усилий по борьбе с киберпреступностью
маркетингу гораздо важнее оказалось внедрение функционала по защите
данных от утраты и сохранения их приватности:
— резервное копирование (в основном в виде Online backup –
синхронизации на Интернет-серверы компании с бесплатной нормой около
2Gb на пользователя) – функция особенно популярна при вынесении
серверов за юрисдикцию родной страны,
— блокировка доступа к файлам и папкам (например, в Outpost) и/или
шифрование их содержимого (выпускаемое всеми вендорами в виде отдельной
платной утилиты – например, Kaspersky CryptoStorage/ZoneAlarm
DataLock),
— защита Интернет-переписки и личных идентификационных данных от доступа/кражи.
Последним ходом стали такие функции, как донастройка и обслуживание
системы – проведение дефрагментации и управление автозапуском, все-таки
имеющие отношение к безопасности данных... В итоге с 2008 года в этой
нише обосновались продукты класса Total Security – Norton 360 (уже в
4-ой версии), McAfee Total Protection, в 2009 подтянулся ZoneAlarm
Extreme Security, слабоватые на этом фоне Total/Global Security-решения
от BitDefender и Panda. Лишь в 2010 году стартовали продажи Kaspersky
CRYSTAL (на западе – PURE) и Trend Micro Maximum Security.
Немногие компании со смежных рынков ПО решились выйти на самый
конкурентный антивирусный рынок. Но сегмент ПО для сохранности данных и
настройки ПК в конце 2009 года показался слишком мал для компании
Acronis, вышедшей с решениями Antivirus/Internet Security/Total
Security от BitDefender под своей маркой.
5. Кому «вкалывать на комбайнах»?
В итоге можем дать рекомендации по выбору комплексной защиты:
идеально, если в финале у вас останутся «на прицеле» 2-3 продукта. А
далее – на выбор по типу и длительности лицензий: Panda Security
предлагает лицензии от 1 месяца до 2 лет (разумеется, цена 1-месячного
использования коротких лицензий при этом в несколько раз выше, чем при
покупке), остальные компании охотно лицензируют «комбайны» на 6, 12 и
24 месяца. Количество защищаемых по 1 ключу ПК – 1, 2, 3, 5 в
зависимости от вендора и типа лицензии. Цена – от 950 до 2100 рублей за
Internet Security, от 1600 до 2500 рублей – за Total Security-продукт.
Основные продукты класса Internet Security Suite являются минимально
необходимыми. Ваше дело – решать, обязателен ли Online Backup и
настройка системы, и в каком режиме комфортнее работать – при высокой
автоматизации решения или все-таки в интерактивном режиме с максимумом
настроек.