Попробуем
представить, какие авто ждут нас в самом ближайшем будущем. Для этого
достаточно посмотреть на перспективные разработки ведущих мировых
автопроизводителей.
Компьютер на колесах
Навигация первостепенна для водителя,
причем не важно, город это или сельская местность, и выбор оптимального
маршрута в зависимости от загрузки магистралей – услуга весьма
востребованная. Но если сейчас она развивается в виде сторонних
сервисов, для которых водителю надо еще докупать навигаторы со
встроенными мобильными модемами, то уже скоро большинство автомобилей
будут сходить с конвейера со встроенным навигационным оборудованием.
Причем системы «поумнеют» и будут
предоставлять возможность посмотреть на перекрестки с помощью камер,
подключенных к сети интернет, прогнозировать загрузку магистралей на
основе статистических данных и даже «договариваться» с другими
автомобилями о том, кто каким путем поедет, чтобы не создавать заторов.
Подобными исследованиями уже три года,
к примеру, занимаются корпорация General Motors и Университет Карнеги –
Меллона в специальной лаборатории по разработке новых навигационных
технологий.
Хотя в сочетании с радаром,
определяющим дистанцию до других автомобилей не только впереди, но и
сбоку, движение в пробке, если она все-таки случится, будет более
комфортным. Водителю можно будет отпустить руль и, удобно устроившись
на сиденье, читать почту, смотреть фильм или разговаривать по
видеосвязи с родными, а автомобиль самостоятельно будет «ползти» в
пробке, соблюдая скоростной режим и реагируя на сигналы светофоров.
Конечно, автопилот у автомобилей будущего тоже будет – есть же он у
куда более технически сложных самолетов, но от руля никто не откажется,
разве что на консоль под большие пальцы рук переместятся
многофункциональные джойстики, как в игровых приставках (в некоторых
моделях это уже происходит, тенденция налицо), для управления
медиацентром, навигатором, бортовым компьютером, скоростным режимом,
круиз-контролем и т. д.
Новый тип управления автомобилем,
считают инженеры самых продвинутых конюшен Формулы-1, будет во многом
голосовым – для этого и место водителя, и места пассажиров будут
«перекрываться» несколькими камерами слежения, улавливающими движения
губ: на определенные слова можно будет «навесить» необходимые команды.
Как неоднократно заявлял семикратный
чемпион мира по автогонкам в классе «Формула-1» немец Михаэль Шумахер,
процесс управления автомобильным компьютером должен быть простым и
настолько же естественным, как и разговор с другим человеком: он должен
быть разумным и исполнительным собеседником.
Ключи от машины, скорее всего, тоже
скоро не понадобятся – опознание будет комплексным: по форме лица
(абрис лица подделать крайне сложно) и голосовой фразе-паролю в
сочетании с отпечатком пальца (достаточно коснуться руля, где будут
установлены соответствующие сенсоры).
Вообще, все те мелочи, которые сегодня
большинство водителей делает вручную, будут полностью автоматизированы
– автоматическое переключение дальнего света на ближний при появлении
на ночной дороге встречного автомобиля, включение противотуманных фар
при ухудшении видимости и «считывание» дорожных знаков (при явном
ограничении скорости – ее автоматическая корректировка, при подъезде к
знаку «Stop» – снижение скорости, при указателе «Парковка» – выдача на
вспомогательный дисплей плана парковки с указанием свободных мест и т.
д.).
Все должно быть таким же простым, как
сейчас датчик дождя, включающий дворники в нужный режим в зависимости
от интенсивности осадков.
По подсчетам автомобильного дизайнера
Майкла Робинсона, в салоне современного автомобиля около 150 кнопок,
отвечающих за работу той или иной системы автомобиля (аудио-видео,
климат-контроль, круиз-контроль и т. д.). Очевидно, что в будущем эти
подсистемы будут централизованно управляться с помощью бортового
компьютера.
Ключевым моментом будет подстраховка
водителя от переутомления: уже сейчас в крупных грузовиках или
междугородних автобусах можно встретить компьютеры, которые учитывают
непрерывное время работы одного водителя и запрещают ему
перерабатывать, блокируя работу двигателя. Что-то подобное будет и в
автомобилях будущего. Кстати, особенно ценная разработка – это система
оценки состояния водителя и увод автомобиля на обочину с включением
аварийной сигнализации, если он все-таки заснул за рулем (подобные
разработки ведутся, например, в лаборатории MIT AgeLab, которая уже
создала работоспособную версию своей системы под названием AwareCar).
Всепроникающие связи
Как известно, сотовый телефон, которым
пользуется водитель на большой скорости, может привести к весьма
тяжелой аварии. Управляя машиной одной рукой, держа в другой телефон,
водитель представляет собой угрозу не меньше, чем находясь в состоянии
алкогольного опьянения, – именно к таким выводам пришли ученые
Род-Айлендского университета (США). Однако полностью отказаться от
«мобильников» мы не в силах, да и звонки бывают срочными, от которых
просто так не отмахнешься.
Мало кому их водителей хватает времени и желания осторожно припарковаться на обочине и только после этого ответить на вызов.
Для борьбы с этой особенностью
человеческого внимания разработано много систем – от пассивной
безопасности (можно включить персональную «глушилку» сигнала сотового
телефона, которая блокирует получение вызовов) и зачитывания вслух
поступивших СМС-посланий до автоматического снижения скорости
автомобиля при принятии голосового звонка и глушении музыки для
воспроизведения разговора через бортовые колонки. Скорее всего, в
автомобилях будущего при принятии вызова бортовой компьютер будет
полностью брать «управление на себя», подстраховывая водителя от резких
движений и хаотичных перестроений.
Более простой будет и интернетизация
автомобилей: встроенный мобильный модем и так будет включен в
навигационную систему, но с добавлением адаптера Wi-Fi сможет
подключить к сети видеотерминал, а также «умные» телефоны и мобильные
ПК. Причем с защитой передаваемой информации и высокой скоростью
передачи данных даже при 90–120 км/час.
Еще одной особенностью автомобиля будущего станет возможность управления им с помощью сотового телефона.
Работы в этом направлении уже ведет
компания Toyota. Речь о дистанционном управлении замками дверей,
зажиганием, сигнализацией, освещением, климат-контролем,
стеклоподъемниками. С другой стороны, владелец сможет получать на свой
мобильный телефон информацию о количестве бензина, работе двигателя и местоположении автомобиля.