51.Требования к аналогии закона.
Для временного устранения пробелов в праве предусмотрено
два способа: аналогия закона – решение конкретного дела на основе правовой
нормы, которая рассчитана на регулирование похожих общественных отношений,
близких по своему значению и характеру; аналогия права – решение конкретного
дела исходя из принципов права в целом, отрасли или института данной отрасли
права. Пробелы в праве могут восполняться путем аналогии лишь в
том случае, если это прямо разрешено законом. Применение аналогии недопустимо в
уголовном и административном праве. Это обусловлено тем, что представления о
сходстве или несходстве у должностных лиц может быть различно, выводы, к
которым они могут прийти на основе принципов права или принципов отдельной отрасли
права, могут существенно различаться. Поэтому создается опасность произвола,
могущая привести к беззаконию. С точки зрения укрепления законности, нормальным
исходом дела будет его прекращение, если выяснится, что действия привлекаемого
не являются нарушением предписания закона. Иначе этот вопрос
решается в гражданско-процессуальном, гражданском праве. Ст. 6 ГК РФ закрепляет
положение, что в случае, когда отношения прямо не урегулированы гражданским
законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай
делового оборота, если это не противоречит существу данных отношений,
применяется гражданское законодательство, регулирующие сходные отношения
(аналогия закона). При невозможности использовании аналогии закона права и
обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского
законодательства (аналогия права) и требований добросовенности, разумности и
справедливости. Чтобы правильно применять аналогию закона и права,
необходимо соблюдение следующих условий: а) общественные отношения, к которым
должно быть применено решение, обязательно должны находиться в сфере правового
регулирования, хотя бы в общей форме; б) если существует норма, регулирущая
данное общ. отношение, а применяется аналогия по мотиву, иными словами аналогия
по ситуации, то это грубейшее нарушение законности; в) необходим тщательный
анализ законодательства, в результате которого может быть решен вопрос о
применении аналогии закона или права; сходство должно быть именно в
существенном, расхождение в деталях; г) требуется мотивированное объяснение
причин применения к данным общ. отношениям аналогии права или закона. Особым вариантом
аналогии является субсидиарное применение закона. Это применение правовых норм
одного института или отрасли права к отношениям регулируемым другой отраслью. Дополнительные
требования к применению аналогии закона: охват правом фактического отношения;
отсутствие конкретной правовой нормы, регулирующей данное отношение;
существование другой нормы, предписания которой относится к аналогичному
случаю; отсутствие прямого запрещения применять аналогию; применение ее в
соответствии с целями нормативно-правового акта.
61. Юридические санкции, их виды и роль в правовом
регулировании.
Правовые
санкции (Legal sanction; Sanction, От лат. Sanctio - строжайшее
постановление ) - меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него
определенные неблагоприятные последствия.
Например, О. Э. Лейст характеризует
санкции как нормативное определение мер государственного принуждения,
применяемых в случаях правонарушения и содержащих его итоговую оценку; основная
цель санкций, по его мнению, предупреждение правонарушений, а если
правонарушение совершено, то применение и реализация санкций направлены на
осуществление задач общей и частной превенции.
В праве термин "Санкции" имеет
четыре основных значения.
1) Меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные
неблагоприятные последствия.
В зависимости от характера мер и
применяющих их органов санкции делятся на:
а) уголовно-правовые б) административно-правовые в) дисциплинарно-правовые г)
имущественные
Уголовно-правовые санкции (лишение
свободы, ссылка и т.п.) применяются только судом; административно-правовые
(например, штраф, административный арест) - милицией, государственной
инспекцией и т.п.;
дисциплинарно-правовые (понижение в должности, увольнение) - должностными
лицами и администрацией; имущественные санкции (например, возмещение
нарушителем потерпевшему лицу ущерба или взыскание в его пользу имущества,
признание сделки недействительной, уплата неустойки и т.п.) назначаются судом,
арбитражным судом как самостоятельная мера или в сочетании с другими мерами
2) Структурная часть правовой нормы, где
указаны возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы. Санкция как
часть нормы в английских текстах именуется не "sanctions", а
"vindicatory part"
3) Акт прокурора, разрешающий
принудительные меры к лицу, подозреваемому в преступлении (заключение под
стражу, обыск и др.)
4) В международном праве - меры
воздействия на государство, нарушившее нормы этого права или свои международные
обязательства
Санкция -
предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юр.
ответственности для нарушителя. В санкциях особенно заметна связь государства и
права. Различают след. санкции:
1. по отраслевой
принадлежности - уголовные, административные, гражданские,
дисциплинарно-правовые;
2. по характеру
последствий - правовосстановительные (возместительные) и штрафные
(карательные);
3. по степени
определенности санкции - абсолютно-определенные, относительно-определенные,
альтернативные. Самая распространенная классификация юридической
ответственности- в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушаются, какой вид правонарушения совершен.
71 Правовой нигилизм
и пути его преодоления в современных условиях.
Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях или формах
- теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место
теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда учёные, философы,
политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более
важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а
тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация
указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор
государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в
превращение правящей элиты, в конечном счёте, в преступную клику (вот почему
становится закономерной и лёгкой опора государственных органов и должностных
лиц, например органов безопасности, тюремной администрации и т.д., в проведении
государственной политики на уголовные элементы).
Если учесть, что нашим законам не всегда
присуща сила прямого действия, что даёт волю ведомствам корректировать законы
по своему усмотрению, ущемляя при этом права и интересы граждан, если учесть,
что в нашей стране ещё не сформировался эффективный механизм защиты прав
личности, по причине чего граждане не могут оказать заметного сопротивления
несправедливым действиям чиновников, то становится объяснимой ситуация, при
которой «правовая индифферентность и отчуждённость становятся неотъемлемыми
чертами образа жизни личности». Население перестает воспринимать право как
социально ценный институт, теряет доверие и всякий интерес к нему. Происходит
то, что называется отчуждением общества от права.
Одним из главных путей преодоления
правового нигилизма должно стать всемерное стремление к повышению общей и
правовой, в частности, культуры граждан. Естественно, необходимо
модернизировать законодательство. Должна проводиться регулярная работа по
профилактике правонарушений, осуществляться массовое просвещение и правовое
воспитание населения и особенно молодёжи.
Средствами повышения правовой культуры граждан являются пропаганда
права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление
законности. Большое воспитательное значение, воздействие на граждан, особенно
на молодёжь, оказывает пример руководителей, в том числе должностных лиц
государственного аппарата, в неукоснительном соблюдении законов, в борьбе с
преступностью. Правовая культура - необходимое условие сознательного
осуществления гражданином своего долга перед обществом и государством. Развитие
правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов,
отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над
личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений,
взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками
укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское
общество и правовое государство.
|