собор Cвети-Цховели выдающийся памятник грузинской архитектуры
В XI веке были построены выдающиеся памятники грузинской архитектуры. Это был период высокого взлета грузинской феодальной культуры. В результате развития производительных сил и ремесленничества, бурного роста городов и торговли Грузия, как сильное государство, выходит на мировую арену. Возникают предпосылки для расцвета грузинской архитектуры и искусства. Этому способствовали многовековые традиции грузинской архитектуры. В XI веке в Грузии строится несколько крупных кафедральных соборов и церквей: собор Свети-Цховели (1010-1029 гг), храм Баграта в Кутаиси (1003 г.) и храм Самтавро (XI-XII вв.),в Мцхете, храмы в Алаверди (1 пол. XI в.), в Самтависи (1030 г.). Каждый из этих соборов является архитектурным шедевром. Самый известный из них собор Свети-Цховели, построенный великим грузинским архитектором Константине Арсакидзе в тогдашней столице Грузии - Мцхете, в правление царя Георгия и на заказ католикоса-патриарха Мельхиседека. С высокой горы, где стоит знаменитый храм Джвари (590-604 гг), который был воспетый М. Ю. Лермонтовым в поэме «Мцыри», открывается удивительный вид па долину, где сливаются реки Арагви и Кура. На широком мысе расположились кварталы древней Мцхеты, среди них - два высоких храма: Свети-Цховели и справа Самтавро. Свети-Цховели (в переводе означает животворный крест, который является одним из древних грузинских церковных реликвий) построен на месте, где по преданию стояла древняя грузинская церковь. Соборный двор обнесен прочной крепостной стеной с бойницами. К нему из города ведут торжественные ворота. В большом дворе находились дворцовые и служебные постройки - от них остались лишь руины. Перед нами стремительно поднимается вверх славный храм. На переднем плане - низкий западный притвор, далее - нартекс и, наконец, западный фасад, над которым поднялся высокий барабан с остроконечным куполом. Собор, к сожалению, полностью в первоначальном виде не сохранился. Его западная часть была перестроена после нашествия Тимура, в начале XV века. Собор вытянутый в плане, с четырьмя столбами в центре, на которые опираются арки. С помощью парусных сводов на них поставлен барабан купола. Это конструктивная схема крестовокупольной системы, которая была общепринятой в те времена восточнохристианской церкви. Центральный и поперечный нефы высоко поднимаются над боковыми стенами, образуя в объеме пространственный крест. Сводчатая структура перекрытий оказалась на фасадах профилированными вертикальными лопастями, которые являются главным элементом фасадного декора. Тонкой нарядной резьбой украшены капители лопаток, центральные части фасадов и оконные проемы. Резьба небогатая, но сделана с большим художественным вкусом. В Свети-Цховели все соответствует «классической кондиции »: его пропорции, пластика. Особую художественную выразительность придают сооружению блоки желто-зеленоватого цвета. Которые прекрасно сделаны из известняка, ими облицованы фасады здания. Большое пространство внутри храма, светлые цвета красок, вертикальные формы подкупольной части - все это придает ему сдержанно торжественный вид. От храма веет красотой и величием.