Если Кижи вызывают ассоциации со сказочным город Китеж, то Ростовский кремль является реальным воплощением сказки в жизнь. Так же, как Китеж, он поднимается десятками разноцветных куполов, башен, теремов и так же его сказочный ансамбль отражается в водах озера Неро. В XVII в. в России сложился архитектурный стиль, который характеризовался исключительной декоративностью. Это проявлялось в живописных композициях архитектурных ансамблей, разнообразии форм и объемов, в декоре фасадов, напоминающие веселые красочные одеяла в духе народного искусства. Были в нем и творческие переосмысления ренессансных форм и определенное влияние стиля барокко, который господствовал в XVII в. в странах Европы. Ростов - один из старейших городов Руси - упоминается в летописях уже в 862 г. Как крупный ремесленный, торговый, политический и религиозный центр России, Ростов не терял своего значения и в XVII в. Ростовчане славились как каменщики: ростовские мастера работали во многих российских городах и монастырях. Ростовский кремль был построен за короткий срок - в 1670-1690 гг, причем его башни и стены никакого военного значения не имели: они строились по традиции и из художественных соображений. Однако стены выполняли функциональную роль: построенные в них переходы связывали между собой все постройки ансамбля. В каждую из них можно было попасть, не выходя на улицу. Задумав строить ансамбль, как свою резиденцию ростовский митрополит Иона Сисойович. Он любил в искусство и музыку и, в частности, сам сочинял мелодии колоколов. В то время ростовская митрополия имела большие средства, ей принадлежало много окрестных сел и 16 тысяч крепостных. Это дало возможность церковникам построить фантастический ансамбль из многих церквей, палат и различных корпусов. Работали над ним местные мастера: сначала Петр Досаев с товарищами, а впоследствии - Гавриил Харитонов, Степан Леонтьев и др.. В росписях церквей и палат, кроме ростовских мастеров, принимали участие ярославские художники. Работал над росписями и известный живописец тех времен, костромич Гурий Никитин. Судьба ансамбля была сложной. В 1775 г., когда митрополия была переведена в Ярославль, хозяева оставили ростовскую резиденцию. В 1818 г. ее даже собирались разобрать. В 1953 страшный ураган сорвал верхнюю часть с церквей и разрушил много зданий Ростовского кремля. Реставраторы восстановили ансамбль, освободив все сооружения от позднейших наслоений и придав им первоначальный вид. В наши дни он является украшением всемирно известного «золотого кольца» древних российских городов. Еще за десять километров от Ростова на горизонте приближается силуэт сказочного города. Чем ближе подъезжаешь к нему, тем выше поднимаются серебристые многочисленные башни, куполов, палат. В центре города стоит величественный пятикупольный Успенский собор, построенный в XVI в. Рядом с ним - колокольня Новгород-Псковского типа в виде высокого удлиненного сооружения с арками в верхнем ярусе, где висят знаменитые ростовские звоны. Справа соборную площадь замыкают стены кремля с нависшими бойницами и живописными башнями, имеющими высокие луковичные бани, покрытые серебристым лемехом. Все сооружения ослепительно белые и на фоне синего неба и в окружении яркой зелени деревьев создают светлую, радостную колоритную гамму. Каждая из кремлевских башен является отдельным произведением искусства. Угловые башни по традиции круглые в плане, их пропорции уравновешены и спокойны, окна, имитирующие амбразуры, украшены нарядными наличниками. Завершаются башни куполами с высокими шпилями. С северной и западной сторон расположены главные въезды в кремль. С обеих сторон арочных проездов ворот возвышаются круглые башни, а над воротами надстроены пять больших и высоких куполов церкви Иоанна Богослова (1683 г.) и Вознесения (1670 г.) с росписями удивительной красоты внутри. Эти комплексы парадных въездов составляют основной композиционный эффект ансамбля. В кремль заходим с восточной стороны, через арку проезда, и сразу попадаем в путаницу двориков, переходов, крылец. Справа - целый комплекс сооружений Митрополитового двора с большим залом для торжественных приемов - Белой и Крестовой палатами, теремами и домовой церковью «Спаса на сенях» (1675 г.). Интерьер церкви «Спаса на сенях» производит большое впечатление. Стены, столбы и своды покрывает яркая роспись, на которой можно увидеть интересные изображения народов разных стран в одежде XVII ст., сказочные города и крепости, навеянные образами русской архитектуры XVII в. Роспись выполняли художники Степанов, Карповы и другие. В юго-западной части кремля располагается Красная палата с комплексом зданий вокруг нее, где жили «знатные» гости ростовской митрополии. Красная палата была лучшим зданием ансамбля, однако ее сильно повредили в поздние времена. Приятно полюбоваться ансамблем сооружений в закате на берегу широкого и тихого озера.