армейское кладбище старой техники
Американская база ВВС Davis-Monthan Air Force Base, является самым дорогим и большим армейским кладбищем старой техники. Это место стало пристанищем для тысячи самолетов и вертолетов, которые законсервировали до лучших времен. Зрелище конечно впечатляющее.
Площадь базы — около 11 000 квадратных километров. Ежегодно, на
хранение поступает около 400 единиц, и столько же выбывает (продаётся
дружественным странам или уничтожается). В это число не входят
авиапарки, уничтожаемые по отдельным межгосударственным соглашениям.
Всего на базе находится около 4400 единиц авиатехники. Общая стоимость
всего авиапарка — около 35 млрд. долларов.
При постановке на хранение со всех машин демонтируется вооружение и
секретное оборудование. Топливные системы осушаются и прокачиваются
маслом, образующим защитную плёнку.
Парк техники на базе делится на 4 категории • Долгосрочная консервация (потенциально боеспособная техника) • Краткосрочная консервация (потенциально боеспособная техника) • Самолёты — доноры запчастей (постепенно разбираются, небоеспособны) • Техника для продажи
База Davis-Monthan Air Force Base на Google Maps.
На каждый доллар, израсходованный на содержание базы, армия
зарабатывает 11 долларов продажей запчастей и восстановленных самолётов.
Расставленные в правильном геометрическом порядке, тысячи самолетов
хранят молчание. Кажется, что они вылеплены из глины, как терракотовые
воины из гробницы императора Цинь-Шихуанди. Среди белых силуэтов
угадываются короткие, загнутые кверху, крылья «Фантомов», позади них
замерли коренастые фигуры палубных штурмовиков А-4 «Скайхок». По другую
сторону начинаются нескончаемые ряды тактических бомбардировщиков F-111 -
они заботливо укутаны в виниловую пленку, т.к. все еще представляют
немалую ценность. Новые ряды крылатых машин – тут стоят в ожидании
огромные B-52. Боевые порядки стратегических бомбардировщиков иногда
перемеживаются военно-транспортными самолетами C-141 «Старлифтер», тут и
там мелькают лопасти «Геркулесов» и «Орионов». Аллея истребителей F-16
сменяется стоянками вертолетов «Ирокез», за ними выстроились
сверхзвуковые ракетоносцы B-1B «Лансер». Иногда среди силуэтов машин
можно увидеть «экзотику» - истлевшую мумию B-47 «Стратоджет» или
поршневой «Трейдер» середины 50-х годов… В южном секторе царит бардак –
тут и там торчат полуобглоданные остовы самолетов. Что здесь произошло?
Человек али дикий зверь искромсал в клочья некогда грозные боевые
машины?
Территория авиационного заповедника тщательно охраняется –
ведь в этом странном месте сосредоточены вторые по численности ВВС в
мире. Стоянки самолетов окружены сигнализационным забором с охранным
освещением. По периметру установлены мачты с камерами и тепловизорами,
интеллектуальные видеодетекторы днем и ночью следят за обстановкой на
подходе к авиабазе в автоматическом режиме; окрестности усеяны
чувствительными сейсмическими и магнитометрическими датчиками – все это
не оставляет шанса нарушителям – жители близлежащего городка Тусон даже
не пытаются приникнуть на «заброшенный» аэродром и скрутить на халяву
топливный насос или титановые лопатки турбины реактивного двигателя.
Новости авиационной археологии
Авиабаза
Дэвис-Монтен, на первый взгляд – заштатная дыра, расположенная
неподалеку от мексиканской границы. Здесь дислоцируется 355-е
истребительное авиакрыло, но несмотря на название, тут истребителями
даже не пахнет – на вооружении стоят только штурмовики А-10
«Тандерболт». Девис-Монтен является крупнейшим центром подготовки
пилотов штурмовой авиации. Помимо «Тандерболтов», в состав 355-го
авиакрыла входят поисково-спасательное подразделение (самолеты HC-130 и
вертолеты HH-60 «Pave Hawk»), группа боевого управления (специальные
EC-130), медицинская служба и собственная пилотажная группа West Coast
A-10.
Однако, авиабаза Девис-Монтен получила широкую известность
отнюдь не благодаря трюкам лихих парней на неуклюжих самолетах
«Тандерболт». 11 квадратных километров авиабазы занимает другое
интересное подразделение – 309-я группа по ремонту и восстановлению
аэрокосмической техники (англ. аббревиатура - AMARG). На попечении этого
подразделения находятся более четырех тысяч единиц авиационной техники,
в том числе 13 космических аппаратов. Общая стоимость авиационного
хлама оценивается в 35 млрд. долларов.
Расположение хранилища выбрано не случайно: стабильный засушливый
климат аризонской пустыни позволяет десятилетиями хранить летательные
аппараты под открытым небом. При поступлении на консервацию, самолет
проходит ряд процедур, связанных с обеспечением его безопасного и
долгосрочного хранения. В первую очередь, с него снимается все
вооружение, демонтируются заряды катапультных кресел, аккумуляторы, все
ценное бортовое оборудование и электроника. Затем продувается топливная
система – взамен топлива закачивается синтетическое масло, которое,
после новой продувки, образует защитную пленку внутри всех
трубопроводов. После этих процедур, самолет заворачивают в пластиковую
пленку и обмазывают белой краской – во избежание сильного нагрева
солнечными лучами. Тягач буксирует машину на заранее выбранное место,
где самолет будет дожидаться решения своей участи: возможно, он будет
продан зарубежным ВВС или его отправят на «каннибализацию», в качестве
источника запчастей для более молодых самолетов. Не исключен еще один
вариант – про самолет все забудут, и он тихо сгниет на том же месте
через каких-нибудь …дцать лет.
Несмотря на безумное количество авиационного хлама, здесь постоянно
идет жесткая ротация – специалисты AMARG отбирают наиболее
«перспективные» образцы для реализации. Ежегодно около 400 машин по
различным причинам покидают базу, примерно столько же поступает на
хранение. Многие машины находятся в хорошем техническом состоянии –
многие потенциально пригодны к дальнейшему использованию. После
модернизации и установки современного оборудования, самолеты продают на
мировом рынке по демпинговым ценам. Например, 19 октября 2012 г. был
заключен контракт на поставку 36 истребителей F-16 мод. IQ для ВВС
Ирака. По некоторым данным, сумма контракта составила 5,3 млрд. долларов
– неплохой заработок для «кладбища авиатехники»? К слову, контракт
включает в себя поставку второго комплекта двигателей и ряда важных
узлов – наверняка это все тоже отыскалось на стоянках авиабазы
Дэвис-Монтен.
Мумия возвращается. С-1 Trader после 30 лет хранения.
Иногда случаются еще более интересные случаи: в 2010 году кладбище
авиатехники посетили представители ВМС Бразилии – они искали подходящий
транспортный самолет, самолет-заправщик и самолет дальнего
радиолокационного обнаружения для авианосца «Сан-Паулу». Среди груд
авиационного хлама внимание бразильцев привлек древний поршневой самолет
C-1 «Трейдер», использовавшийся на авианосцах ВМС США в 60-70-х годах.
Как результат – был заключен контракт на покупку восьми машин этого типа
по цене металлолома. Четыре самолета на сумму 167 млн. долл. были
модернизированы для выполнений транспортных и заправочных функций.
Несмотря на насмешки, бразильские моряки отнюдь не глупые ребята: новый
самолет, получивший название KC-2 Turbo Trader, имеет со старой машиной
лишь общий каркас – в остальном это совершенно новый самолет с
турбовинтовыми двигателями, современными системами связи и навигации.
Что касается самолетов ДРЛО с французскими радарами Thales, тремя
консолями операторов и аппаратурой радиотехнической разведки, то
архаичный вид поршневого самолета отнюдь не смущает морских летчиков –
самолет ДРЛО не участвует в гонках, он должен экономить топливо, чтобы
как можно дольше «висеть» над авианосцем.
С точки зрения
экономики, 309-я группа по ремонту и восстановлению аэрокосмической
техники являет собой высокоэффективное предприятие с объемами выручки
1000% в год! Согласно отчетам военных, каждый рубль доллар, вложенный в
хранилище авиабазы Девис-Монтен, приносит в казну 11 долларов прибыли.
Здесь нет ничего удивительного: когда имеется готовый ресурс – тысячи
ликвидных самолетов и вертолетов (и каждый день привозят новые!), не
требуется большого таланта предпринимателя, чтобы разбирать дорогущую
технику и продать ее на запчасти. Затраты идут лишь на охрану базы и
оплату труда авиатехников. Кстати, большинство из 500 человек AMARG -
гражданские специалисты.
Конечно, армия должна быть сильна
военными победами, а не эффективной торговлей списанными самолетами. Но в
то же время… мне кажется, чиновникам из Министерства обороны Российской
Федерации стоило бы поучиться рачительному отношению к технике. А пока
интерес к фантастическим пейзажам Дэвис-Монтен проявляет Голливуд – на
авиабазе постоянно проходят съемки крутых блокбастеров.
Бойцы 563-й поисково-спасательной группы на учениях в окрестностях авиабазы Дэвис-Монтен
Источник: r-pushkin.livejournal.com
|