1.Предмет,
основные функции и структура теории государства и права.
ТГП- система
научных знаний об объективных св-вах гос-ва и права об основных и общих
закономерностях возникновения развития и функцион. Гос-правовых явлений. Особенностями или
характерными чертами предмета теории государства и права являются:
1) общие специфические
закономерности: возникновение и историческое движение государства и права;
развитие и функционирование государства и права; переход одного типа
государства к другому; развитие демократии, законности и правопорядка;
формирование правового государства;
2) основные коренные вопросы:
сущность, тип, формы, функции, структура и механизм воздействия государства и
права, эволюция государств, соотношении государства и установленного в нем
права, характеристики современных политических взглядов в конкретном
государстве;
3) общая теория - теория
государства и права формулирует основные теоретические понятия или категории
юриспруденции, которыми руководствуются и пользуются другие науки, является
основой всех других гуманитарных наук;
4) единство науки - является
единой наукой, предмет которой составляют государство и право, государственные
и правовые явления в их взаимосвязи, взаимодействии.
4.Система
социального регулирования: понятие, элементы.
СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - распределение ресурсов в социальной сфере,
осуществляемое агентами разного типа: государством, неправительственными
неприбыльными организациями, частнохозяйственными субъектами. Является одним из
важнейших механизмов функционирования современной социально ориентированной
рыночной экономики в индустриально развитых странах.
Главная роль в системе социального регулирования принадлежит
государству. Оно разрабатывает стратегию, направленную на решение многих
насущных социальных проблем, и реализует эту стратегию путем проведения
активной социальной политики. Важнейшей функцией государства становится
формирование разветвленной социальной инфраструктуры. Государственное
социальное регулирование направлено на смягчение свойственного рыночной
экономике социального неравенства. Растут как в абсолютном, так и в
относительном выражении бюджетные расходы (в разных странах в различные периоды
разными темпами) на оказание услуг населению на нерыночной основе (в области
образования, здравоохранения, жилищного строительства) и социальные трансферты
(выплаты) в форме страхования по болезни, старости, безработице, различные виды
социального вспомоществования по бедности. В настоящее время в развитых странах
на социальные нужды тратится от одной четвери до половины валового внутреннего
продукта (ВВП). Социальное регулирование осуществляется также многочисленными
неприбыльными организациями, удовлетворяющими социальные нужды населения на
разных уровнях (общенациональном, региональном, муниципальном). Это -
общественные группы, ассоциации, фонды, неприбыльные корпорации.
Видное место в системе социального регулирования занимает система
социального партнерства, позволяющая согласовывать интересы основных социальных
партнеров. Субъектами социального регулирования наряду с государством, играющим
роль арбитра, выступают профсоюзы, представляющие наемных работников профсоюзы
и союзы предпринимателей, представляющие интересы предпринимателей.
Агентами социального регулирования являются и частные корпорации,
социальные расходы которых имеют тенденцию к быстрому росту.
5.Социальные
нормы и их виды.
Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их коллективами.
Они объединены тем, что создаются и развиваются на протяжении всей истории
человечества, выражают потребность социальных систем в саморегуляции, входят в
структуру общественного сознания и обусловлены уровнем цивилизованности
общества, его потребностями и интересами.
Все социальные нормы обычно подразделяются на следующие виды:
обычаи;
традиции;
деловые обыкновения;
религиозные;
политические;
нормы общественных объединений (корпоративные);
моральные;
правовые.
Обычаи - такие правила поведения, которые сложились исторически, на
протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате
многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы),
различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.
Традиции - близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако их создание
не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а
возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого
тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма
празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не
только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы -
стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны
окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов
общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.
Деловые обыкновения - складываются в производственной, научной, учебной
деятельности людей и направлены на повышение ее эффективности. В современном
обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят
реакционный характер и с которыми необходимо бороться (кровная месть, умыкание
невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные
на идеях коллективизма, добра и человечности.
Религиозные нормы - правила, установленные различными церковными
конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах
(Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых
церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях
религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных
служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное
содержание (например, заповеди из Ветхого Завета - не убий, не укради, почитай
родителей своих и др.).
6.Проблема происхождения
государства и права в современной науке.
Государство - это основной властный институт политической системы
общества, который распространяет свою власть на определенную территорию и
проживающее на ней население, располагая для этого специальным аппаратом
управления, издает юридически обязательные для всех веления, обладает
суверенитетом, правом сбора налогов и привлечения займов, создаваемый в целях
организации и жизнедеятельности общества в целом и проведения политики в интересах
правящих сил и определенных слоев общества.
Основные признаки государства
I. Публично-политическая (государственная) власть. Государственная
власть - это власть одновременно публичная и политическая. Публичной она
является потому, что официально управляет делами всего общества и выступает от
имени всего общества в целом при решении вопросов, относящихся к её
компетенции. 2. Суверенитет.
Государство
- это организация власти, являющейся суверенной, т. е. верховенствующей внутри
страны, независимой во внешнеполитических отношениях. Суверенитет предполагает,
что государственная власть является самостоятельной и независимой от какой-либо
власти как внутри государства, так и за его пределами. 3. Всеобъемлемость. Государство-
это организация власти,
|