1.Ключевые понятия
коммуникативного менеджмента: коммуникация, общение, информация, менеджмент,
коммуникативный менеджмент, коммуникативная компетентность
Обще́ние — процесс установления и развития
контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной
деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным
восприятием и попытками влияния друг на друга. Информация (от лат. informatio,
разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо не зависимо от
формы их представления.
Ме́неджмент (англ.
management) — означает разработку (моделирование), создание и максимально
эффективное использование (управление) социально-экономических систем.[источник
не указан 30 дней]
Коммуникация -- это
обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию,
необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до
работников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут
оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать, чего же хочет от них
руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения.
Эффективностью коммуникаций часто определяют качество решений и то, как они в
действительности будут реализованы.
Компетенция (от лат.
competere — соответствовать, подходить) — это личностная способность
специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач.
Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным,
профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе
сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала.
2. Коммуникация в
жизнедеятельности человека
Элементарная схема
показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее трех участников:
передающий субъект (коммуникант) — передаваемый объект (сообщение) —
принимающий субъект (реципиент). Стало быть, коммуникация — это разновидность
взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для
отграничения коммуникации от других процессов обратим внимание на следующие ее
отличительные признаки: В качестве
участников коммуникации выступают два субъекта, которыми могут быть: отдельный
человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные
(зоокоммуникация). Согласно этому признаку из понятия коммуникации исключается
взаимодействие неодушевленных объектов; так, взаимосвязи Солнца и Земли не есть
коммуникационный процесс.
Обязательно наличие
передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь,
жест, милостыня, подарок и т. д.) или не иметь ее. Например, коммуникант может
неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему доверие, симпатию,
антипатию, любовь. Вырожденная форма коммуникации — общение человека с самим
собой (внутренняя речь, размышления, воспоминания и т. п.).
Коммуникации
свойственна целесообразность или функциональность, поэтому бред — не
коммуникационный акт. Целесообразность может проявляться в трех формах:
Перемещение
материального объекта в геометрическом пространстве из пункта А в пункт В — в
этом заключается цель транспортной или энергетической коммуникации.
Цель взаимодействующих
субъектов заключается не в обмене материальными предметами, а в сообщении друг
другу смыслов, обладающих идеальной природой. Носителями смыслов являются
знаки, символы, тексты, имеющие внешнюю, чувственно воспринимаемую форму и
внутреннее, постигаемое умозрительно содержание. Элементарная схема коммуникации (рис. 1.1)
пригодна для генетической связи "дети — родители". Как известно, эта
связь осуществляется посредством генетической информации (передаваемый объект),
представляющей собой особым образом закодированную программу воспроизводства
(биосинтеза, репликации) определенного организма. Специфика ситуации состоит в
том, что дитё, т. е. реципиент, отсутствует до появления генетической
информации и синтезируется на ее основе. Зигота, т. е. оплодотворенная клетка,
знаменующая образование зародыша, еще может рассматриваться как объединение
частей родительского тела в виде половых клеток — гамет, но сам ребенок
является не частью своих родителей, а их подобием, точнее — биологическим
образом. В данном случае цель коммуникации заключается в передаче этого образа
от поколения к поколению, допустим, передача "лошадности" от лошади к
жеребенку.
3. Коммуникация в деятельности
менеджера организации
Термин коммуникации
широко применяется в обыденной жизни и среди специалистов. Так, транспортные
коммуникации обеспечивают грузовые и пассажирские потоки всеми видами
транспорта от одного пункта до другого. Инженерные коммуникации образуют сложную
подземную инфраструктуру города и микрорайонов, подводя к домам и предприятиям
воду, тепло, электроэнергию, канализацию и другое. Информационные коммуникации
обеспечивают телефонную, радиотелевизионную и космическую связь пользователей.
Коммуникации – это
способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и
письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Какие основные
факторы оказывают влияние на эффективность коммуникаций? Дадим краткую
классификацию факторов, приложение №1.
По общему признанию,
коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и
представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода
«кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями
считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве
владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу
«чужими руками». Коммуникация, буквально означающее общее «общие» или
«разделяемое всеми». В практическом плане – это процесс обмена идеями и
информацией, ведущий к взаимному пониманию. Коммуникационный процесс может
происходить между двумя и более людьми. Его цель – обеспечить передачу и
понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не
достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны
играют в ней активную роль. Например, товаровед сообщает завмагу, как нужно
организовать торговлю. Это начало коммуникации. Чтобы она была эффективной, завмаг
должен "отреагировать”, то есть изложить свое понимание задачи и ваши ожидания
относительно результатов его деятельности.
Комуникационный
процесс технологически можно представлять как взаимодействие совокупности
элементов, в качестве которых выступают отправитель (лицо, передающее
информацию), сообщение (собственно информация), канал (средство передачи
информации) и получатель (лицо, которому информация предназначена). Эффективность
коммуникации зависит от качественных особенностей и механизма действия каждого
из указанных элементов. При этом особую роль выполняют отправитель и
получатель, так как ими определятся форма кодирования информации, выбор канала,
передача, декодирование, а главное, они являются источниками зарождения идеи
коммуникаций. Коммуникационные процессы осуществляются в управленческой
деятельности постоянно, обеспечивая функционирование объекта в необходимом
режиме.
Система коммуникация
достаточно сложна и включает множество разновидностей, которые можно
классифицировать по ряду признаков (приложение №2). Вертикальные коммуникации
предполагают обмен информацией между уровнями и в рамках самой организации. При
этом выделяются коммуникации по восходящей снизу вверх (магазин –
потребительское общество - райпотребсоюз) и по нисходящей сверху вниз.
Горизонтальные
коммуникации осуществляются между подразделениями одной организации (торговый
отдел – планово-экономическая служба - бухгалтерия) либо отдельными исполнителями,
а также с деловыми партнерами. Конкретная коммуникация характеризуется, как правило,
совокупностью признаков. Например, рабочее собрание руководителей подразделений
на предприятии можно квалифицировать как внутрифирменную, формальную,
вертикальную, вербальную и невербальную коммуникацию.
Эффективность
коммуникаций указанных видов различна. Данные зарубежных исследований
показывают, что результативность горизонтальных связей достигает 90%,
вертикальных – 20-25% (то есть такое количество исходящей от директора
информации доходит дои рабочих и правильно понимается ими). Другими словами,
исполнители способны реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью
предназначенной им информации.
4. Модель коммуникации
Модель коммуникации -
абстрактное, речевое или графическое изображение процессов коммуникации,
выражающее взаимосвязь между адресантом (коммуникатором), адресом, каналами
коммуникаций, средствами коммуникации и адресатом (коммуникантом).
К. Шеннон и У. Уивер1 рассматривают математическую
модель коммуникации. Они выделяют три уровня коммуникации: технический, семантический и уровень эффективности. Технические проблемы связаны с точностью
передачи информации от отправителя к получателю. Семантические— с
интерпретацией сообщения получателем сравнительно с тем значением, которое было оправлено отправителем. Эффективность коммуникации определяется тем, насколько успешно переданное сообщение
позволяет изменить поведение. Кибернетическая
модель Н. Винера связана с таким важным аспектом коммуникации, как
обратная связь. Он приводит пример термостата, поддерживающего температуру приблизительно
на постоянном уровне. Любая
система работает эффективно, когда
она получает информацию о состоянии своих звеньев и на ее основе
модернизирует управляющие сигналы Информация, поступающая обратно в управляющий центр, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей» Социально-психологическая модель Т. Ньюкомба учитывает отношения, которые устанавливаются между
агентами общения, а также между
ними и объектом речи. Схематически
такая минимальная система имеет следующий вид Кстати, в области этих
отношений лежит известное высказывание «Враги моих врагов— мои
друзья». Таким образом, коммуникация является одной из центральных составляющих современного общества. Сегодня без знания коммуникационных закономерностей
невозможно эффективно осуществлять управление. Применение коммуникативных моделей помогает создавать
в информационном пространстве действенные механизмы взаимодействия.
|