Римская культура на протяжении двенадцати векового существования с
середины VIII в. до н. э. до второй половины V в. н. э. - прошла очень сложный
путь развития. Пространство культуры непрерывно расширялось по мере превращения
Рима в огромную средиземноморскую державу - ко II в. н. э. население империи
было почти 50 млн. чел. Менялся и се характер под влиянием этрусской,
греческой, эллинистической культур.
Римляне внесли значительный вклад в науку и искусство. Однако, как это
они сами признавали, наибольшие способности у них были к практической
деятельности. Это наложило заметный отпечаток на их науку и искусство. Римляне
были очень хорошими солдатами и полководцами, организаторами и
администраторами, законодателями и юристами.
ЛИТЕРАТУРА.
Для нее характерно глубокое влияние
греческой литературы. Римляне заимствовали литературные жанры, формы и сюжеты.
переводили и обрабатывали греческих авторов или подражали им: "первый
римский поэт" грек-вольноотпущенник Ливии Андроник перевел на латинский
язык "Одиссею", греческие трагедии и комедии (сер. III в. до н. э.).
Его последователем стал Невий - создатель национального эпоса. Особенно пышно
расцвела в ранний период драматургия, от которой сохранились лишь комедии
Плавта и Теренция.
В первой половине I в. до н. э. греческая культура
окончательно была усвоена Римом и стала основой расцвета римской литературы.
Огромное значение в истории римской культуры имело творчество Цицерона - выдающегося
государственного деятеля, прекрасного оратора, юриста, знатока философии,
замечательного писателя. Латинский язык у Цицерона приобрел как бы новое
звучание, новую выразительность и пластичность ("золотой век римской
прозы"). Поэзия этого времени представлена замечательной поэмой
эпикурейца Лукреция "О природе вещей" и лирикой Катулла, славившего
любовь и дружбу как тот мир, который должен заменить человеку мир общественных
отношений, потерявший всякую ценность.
Августовская эпоха (40 г. до н. э. - 14 г. н. э.)
стала кульминацией римской поэзии. Литература этого периода развивалась под
знаком восстановления мира и порядка после долгих лет кровавых гражданских
войн. Август, понимая значение поэзии для успешного осуществления своей
политики, всесторонне ей покровительствовал. Его ближайшими помощниками, в этом
деле выступили Меценат и Мессала. которые, объединяя вокруг себя литературные
круги, оказывали поэтам широкую поддержку.
Классиками национальной римской поэзии стали
Вергилий. Гораций и Овидий. Самая значительная фигура этого времени – Вергилий. В его идиллиях
("Буколики") выразилась тоска о минувшем "золотом веке", в
дидактической поэме "Георгики" он воспевает труд - возрождающий человечество,
в героической поэме "Энеида" прославляет историческую миссию Рима,
справедливой властью умиротворяющего весь мир. Если Вергилий создал
классический римский эпос, то Гораций - родоначальник классической римской
лирики. Гораций написал несколько сборников песен - по-гречески од. В них он
прославлял личность и деятельность Августа, славу римского оружия, а также радости
любви и дружбы и созерцательную тихую жизнь поэта-философа.
Труд Вергилия и Горация проложил дорогу третьему
великому поэту эпохи Августа - Овидию. Овидий знаменит своими любовными
стихами. и особенно поэмой "Метаморфозы", построенной на основе мифов
о превращении людей в растения и животных. Получилось богатейшее собрание
самых поэтических образов греческой и римской мифологии. Неудовольствие
Августа вызвала поэма Овидия "Наука любви", поучавшая как найти
любовницу и обмануть мужа. Август увидел в ней насмешку над своим
законодательством о браке и сослал поэта в далекий городок Томы на Черноморском
побережье. Там поэт писал "Скорбные послания" в Рим, описывая свою
тяжелую жизнь среди варваров, моля о прощении, но так его и не обрел.
В последующем (I-III вв.) из многочисленных
представителей римской литературы лишь немногие остались в памяти поколений.
Крупнейшим поэтом I в. был Лукан, воспевший гражданскую войну между Цезарем и
Помпеем. как пример борьбы тиранического и свободолюбивого начал. Сатирический
роман в прозе и стихах Петрония "Сатирикон" - ярко изобразил быт
различных слоев современного ему общества. В столь же критическом тоне писал и
поэт Марциал. ". создавший до 1200 эпиграмм, в которых описывал нищету массы
населения и высокомерие, жестокость римской знати. Более смелым обличителем
римских нравов был Ювенал, автор 16 сатир. Ярким литературным явлением эпохи
оказался африканец Апулей, многогранное творчество которого известно преимущественно
по его роману "Метаморфозы", или "Золотой осел".
В период IV-V вв. на первый план выдвигается
христианская литература. Произведениями большой художественной ценности
являются проповеди и гимны Амвросия, письма Иеронима и особенно
"Исповедь" Августина, открывающая для литературы психологическую
глубину, недоступную античности. К концу VI в. традиции античных литературных
форм и культурного античного наследия быстро слабеют и сходят на нет. В конце
своего существования римской литературе удалось еще раз создать произведение
мирового масштаба - "Утешение философией" Боэция.
ИСКУССТВО.
Искусство Рима представляет собой
последний, завершающий эта в развитии античного искусства. Его оригинальные и
совершенные памятники архитектуры, скульптуры и живописи принадлежат к высшим
достижениям мировой культуры. Для римлян был характерен трезвый, функциональный
подход к искусству как одному из средств разумной организации жизни, поэтому в
Риме едущее место заняли архитектура, портрет, исторический рельеф, интерьер,
стенные росписи. Кроме того, совершилось четкое разделение искусства на
привилегированное официальное и отвечающее запросам частного потребителя.
Официальное искусство играло важную роль в римской политике, будучи активной
формой утверждения государственной идеологии, в завоеванных областях. Особенно
велико было значение архитектуры, сочетавшей идеологические функции с
организацией общественного быта.
АРХИТЕКТУРА. Непосредственной предпосылкой громадного развития
строительства в Риме явился стремительный рост его могущества. В результате римских
завоеваний разного рода богатства, поступавшие непрерывным потоком, вызвали
подъем римской архитектуры. Возможности для размаха громадного строительства
были столь велики, что не могли уложиться в тесные рамки конструктивных
приемов, унаследованных римлянами от греков и этрусков. Широкое применение
арок, сводов и куполов, выполняемых новыми конструктивными приемами в новом искусственном
строительном материале - бетоне, расширило эти рамки. С развитием техники
арочного строительства и возведения сводов появились римские водопроводы,
каменные мосты, гигантские склады. Возникают новые, чисто римские типы зданий:
базилика - помещение для судебных заседаний и торговли, амфитеатр для
гладиаторских игр и звериной травли, цирк для ристания колесниц, термы -
общественные бани с многообразными функциями. Новым типом монументального сооружения
является триумфальная арка.
Наивысшие достижения древнеримского зодчества
относятся к периоду расцвета империи (20 гг. I в. до н. э. - II в. н. э.).
Отличительные особенности построек этого времени - грандиозность масштабов,
облицовка бетонных стен камнем (мрамором), широкое применение живописи и
скульптуры. Специфической особенностью римской архитектуры становится так
называемая ордерная аркада (система поярусных ордеров, наложенная на
прорезанную арками стену),
|