Как сны помогают усваивать знания. Исследование ученых
Ученые впервые сумели
выявить физиологическую функцию сновидений и доказали, что они
необходимы людям для бессознательной обработки вновь полученного опыта и
встраивания нового массива знаний в уже имеющийся багаж умений и
навыков, сообщается в статье исследователей, опубликованной
в журнале Current Biology.
"Наш мозг в
бессознательном режиме во время сновидения работает над вещами, которые
ему кажутся наиболее важными. Каждый день мы сталкиваемся с огромным
количеством информации и получаем много нового опыта. Судя по всему, во
время сновидений наш мозг задается вопросом "как я могу использовать эту
информацию в дальнейшей жизни?" - сказала Эрин Уамсли (Erin Wamsley),
соавтор публикации из Гарвардской медицинской школы, слова которой
приводит пресс-служба Медицинского центра имени дьяконицы Бет Израель
при Гарвардской медицинской школе.
То, что во время сна как такового происходит консолидация и
упорядочивание воспоминаний, ученым уже было известно, однако функция
сновидений при этом до последнего оставалась предметом дискуссий в
научных кругах.
В качестве рабочей гипотезы, которую команда Уамсли использовала в
своей работе, ученые предположили, что сновидения о процессе обучения
чему-либо могут привести к улучшению качества выполнения человеком
задачи по ориентированию в пространстве, которая решается у людей при
активном участии специальной доли головного мозга - гиппокампа.
Для проверки этой гипотезы команда исследователей привлекла 99
добровольцев из числа студентов. Каждый участник проходил 45-минутную
тренировку по ориентированию в пространстве виртуального лабиринта на
экране компьютера. После этого часть волонтеров отправлялась спать в
течение полутора часов, тогда как остальные находились в состоянии
бодрствования и могли продолжать думать о прохождении лабиринта.
Через пять часов ученые вновь предложили участникам эксперимента
пройти ориентирование в лабиринте на скорость, после чего оценили
способности различных групп волонтеров к выполнению этого задания.
Как оказалось, добровольцы, остававшиеся бодрствовать после
первоначальной тренировки, не улучшили своих результатов за пять часов с
момента изначальной тренировки, несмотря на то, что многие из них
продолжали думать о процессе ориентирования в лабиринте. Аналогичными
были показатели людей, отправившихся спать, но не видевших снов о
лабиринте. В то же самое время, сновидения о процессе блуждания по
лабиринту позволили пяти добровольцам заметно превзойти своих коллег при
повторном тестировании и справиться с ориентированием в среднем в
десять раз лучше и быстрее.
Отличительной особенностью этих участников эксперимента было то, что
при первоначальной тренировке эти студенты справлялись с ориентированием
очень плохо.
"Наши данные позволяют предположить, что если что-то является сложным
для вас, это же имеет для вас и наибольшее значение в данный момент и
спящий мозг поэтому фокусируется именно на этой задаче: он "знает", что
вы должны работать над этим, чтобы стать лучше, и лучше всего работать
над этим во время сна", - добавила Уамсли.
Ученые отмечают, что аналогичного эффекта невозможно добиться в
состоянии бодрствования, даже напряженно думая о предмете обучения.
"Сны - это четкий показатель того, что спящий мозг работает с памятью
одновременно на различных уровнях, в том числе и тех, которые могут
напрямую улучшить качество нашей работы", - сказал профессор Роберт
Стикголд (Robert Stickgold), соавтор публикации.
Авторы исследования полагают, что во время сна мозг выполняет две
различные задачи. В случае эксперимента с лабиринтом, например,
гиппокамп занимается обработкой простой и понятной информации о
пространственном ориентировании в виртуальном лабиринте. В то же самое
время, области высшей коры головного мозга пытаются применить эту
информацию к более сложным и менее понятным процессам, например,
ориентированию в массе форм для заполнения заявлений о приеме на работу.
по информации rian.ru http://nauka21vek.ru/archives/6588
|